По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра

 
 

И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
 
Иисус снова учил народ у моря. Собралась большая толпа. Иисус перешел в лодку и в лодке на плаву сидел. Люди стояли на берегу.

Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:
 
Иисус рассказывал притчу за притчей. Он говорил:

«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
 
«Слушайте! Вышел сеятель сеять.

Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Слетелись птицы и поклевали зерна.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
Другие упали среди камней, где не так много земли, и в неглубокой почве вскоре пустили ростки.

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
Но на солнце ростки завяли и из-за слабости корней засохли совсем.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
 
Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их, и они не дали плода.

Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: взошли и умножились одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат».

Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Иисус сказал: «У кого есть уши — слушай!».

Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
 
Двенадцать учеников и те, что остались с ними, спрашивают Его: для чего притчи?

Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
 
Иисус отвечал: «Вам дано знать тайну Божьего Царства, а кто вне вашего круга, тем все подается в притчах,

чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2
 
Чтобы “оком они смотрели и не видели, ухом слышали и не понимали, и ко Мне не обратились, и не было им прощения”».

«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3
 
И говорит им: «Вы так и не поняли этой притчи? Что же вы понимаете в других притчах?

Сеятель здесь сеет слово.
 
Сеятель сеет Слово.

С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
 
Рассыпанное по тропе во время сева — это о тех, кто услышал Слово, но пришел Сатана и тут же утащил Слово, что заронилось.

Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
 
Так же и упавшее среди камней указывает на тех, кто услышит Слово и тут же с радостью принимает его,

но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
Но корнем не располагает и не вынослив. С началом испытаний и гонений за Слово такие сразу сникают.

А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
 
Упавшее в терние — это о тех, кто слышит Слово,

однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
Но мелочи жизни, обольщение богатства и другие пристрастия заглушают Слово и оно на дает плода.

Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А упавшее на хорошую почву — о тех, кто слышит Слово, берет от Него и возвращает плодами один в тридцать, другой в шестьдесят, третий во сто крат».

И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
 
Иисус сказал: «Для чего в доме светильник? Чтобы накрыть его ковшом или задвинуть под кровать? Нет, чтобы поставить на ножку!

Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
 
Никакая тайна не удержится — на все прольется свет. Никакой секрет не сохранится — все выйдет наружу.

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
У кого есть уши — слушай!».

«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
 
И говорит: «Слушайте и вникайте! Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено, да еще через верх.

Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
 
Имущему дастся, а у неимущего отнимется и то, что есть».

«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
 
Иисус продолжал: «Божье Царство — это вот как такой случай. Человек бросает в землю семя

Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
 
И спит себе ночами, по утрам встает — и знать не знает, почему оно всходит и идет в рост.

Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
 
Сама по себе растит земля свой плод: сначала росток, потом колос, потом полное зерно в колосе.

И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
 
А когда созревает зерно, хозяин сразу берет в руки серп, и начинается жатва».

С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
 
И еще Иисус сказал: «С чем можно сравнить Божье Царство? Какая подошла бы тут притча?

Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
 
Вот, к примеру, горчичное зернышко в земле. По сравнению с другими семенами, оно самое маленькое в природе,

Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
 
Но когда посеешь, хорошо растет, поднимается высоко над грядками, далеко простирает ветви. И в его тени птицы вьют гнезда».

С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
 
У Иисуса было много таких притч, и люди, слушая Его, учились на них.

(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
 
Так, на притчах, Он всегда учил народ, а их смысл раскрывал ученикам отдельно.

А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
 
В тот день вечером Он сказал ученикам: «Давайте поплывем на ту сторону».

Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
 
Ученики оставили толпу, расселись по своим лодкам и поплыли с Иисусом.

Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
 
В пути их застигла сильная гроза. Волны с размаху бьют в лодку и она быстро наполняется водой.

Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
 
Иисус спал на корме, где подголовье. Его будят и говорят: «Учитель! Ты что, бросил нас? Погибаем!».

Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
 
Иисус проснулся и унял ветер и море, крикнул: «Стойте! Угомонитесь!». Буря утихла. Наступила мертвая тишина.

Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
 
Иисус говорит: «Что вы так перепугались? Как это у вас все нет веры?».

Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»
 
Ученикам стало не по себе. В страхе они спрашивали друг друга: «Кто же Он такой, что Его слушаются ветер и море?».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.