По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра

 
 

Однажды в субботу Иисус пришел в дом к одному из начальствующих фарисеев на обед. За Ним внимательно наблюдали.
 
Как-то в субботу Иисус был в гостях у советника-фарисея. И все они там примечали за Ним.

Как вдруг перед Ним появился человек, больной водянкой.
 
У одного из гостей была водянка. Он сидел как раз напротив Иисуса.

Обратившись к законникам и фарисеям, Иисус спросил: «В субботу позволяется исцелять1 или нет?»
 
Иисус спрашивает законников и фарисеев: «Врачевание в субботу позволяется или нет?».

Но они промолчали. Тогда Он, прикоснувшись к больному, исцелил его и отпустил домой.
 
Они молчали. Тогда Он поднял гостя, исцелил его и велел идти.

А им Он сказал: «Если у кого из вас дитя2 или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его, случись это в день субботний?»
 
И говорит им: «Если ваш ребенок, или хоть бык, вдруг упадет в колодец в субботу, кто из вас не побежит вытаскивать его наверх?».

И они не смогли ничего возразить Ему на это.
 
Ответа на Его слова у них не нашлось.

Когда Иисус заметил, что гости выбирали себе почетные места за столом, Он в поучение сказал:3
 
Приглашенные занимали лучшие места. Он это заметил и рассказал притчу:

«Если тебя пригласили на брачный пир, не занимай почетного места. Может оказаться, что приглашен еще кто-то, более почетный гость, чем ты.
 
«Когда пригласят тебя на свадебный пир, не усаживайся на почетном месте, потому что может появиться гость поважнее тебя.

И хозяин, пригласивший тебя и его, подойдет к тебе и скажет: „Уступи это место ему“, и ты со стыдом перейдешь на последнее место.
 
Подойдет хозяин, пригласивший вас обоих, и скажет тебе: “Уступи ему место.” И придется тебе, пристыженному, сесть на последнее место.

Но если ты приглашен, иди и займи последнее место, и когда придет пригласивший тебя хозяин и скажет тебе: „Друг, пройди сюда, повыше“, то будет тебе оказана честь в присутствии всех, кто с тобой за столом,
 
Наоборот, в гостях занимай скромное место. Подойдет хозяин и скажет тебе: “Друг! Пересядь поближе.” И окажешься почетным гостем.

ибо всякий возвышающий себя будет унижен, а умаляющий себя4 — возвысится».
 
Кто возвышает себя — будет унижен, а кто ставит себя ниже всех — возвысится».

Также и фарисею, пригласившему Его, Иисус сказал: «Когда устраиваешь ты обед или ужин, не приглашай твоих друзей, братьев, прочих родственников или богатых соседей. Они в ответ непременно пригласят тебя, и в этом будет вся твоя награда.5
 
И сказал пригласившему Его фарисею: «К званому обеду или ужину не зови ни друзей, ни братьев, ни родню, ни богатых соседей, чтобы не звали тебя в ответ из благодарности.

Нет, когда устраиваешь пир, приглашай бедных, хромых, слепых, увечных,
 
Когда затеваешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых —

и блажен будешь, потому что им нечем воздать тебе, и воздастся тебе в день, когда воскреснут праведные».6
 
Такие гости ничем не могут тебе воздать. А воздастся тебе воскресением праведников».

Услышав это, один из гостей, находившихся за столом, воскликнул: «Блажен, кто будет на пиру7 в Царстве Божием!»
 
Это услышал один из гостей и говорит: «Хорошо тому, кто будет угощаться в Божьем Царстве».

Но Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей.
 
Иисус сказал: «Один человек затеял большой ужин и наприглашал гостей.

И, когда пришло время,8 он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: „Приходите, ведь всё уже готово!“
 
К началу ужина он послал раба сказать званым: “Приходите, уже все готово.”

И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: „Я купил землю и должен обязательно пойти и посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня“.
 
И стали они все, один за другим, извиняться. Первый сказал: “Я купил землю и мне нужно ее обойти и осмотреть. Ты уж меня извини.”

Другой сказал: „Я купил пять пар волов и иду испытать их в работе. Прошу тебя, извини меня“.
 
Другой сказал: “Я купил пять пар волов. Мне нужно пойти испробовать их в работе. Ты уж меня извини.”

А третий сказал: „Я женился и поэтому не могу прийти“.
 
Третий сказал: “Я привел в дом жену. Прийти не могу.”

И слуга, возвратившись домой, рассказал об этом своему господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге своему: „Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых“.
 
Раб вернулся и передал хозяину их слова. В гневе тот говорит рабу: “Обеги улицы и переулки и приведи сюда из города нищих, увечных, слепых и хромых.”

Выполнив поручение, слуга сказал: „Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место“.
 
И вот раб доносит ему: “Сударь! Сделано, как ты велел, но свободных мест все еще много.”

„Выйди из города и пройди по проселочным дорогам и вдоль изгородей, — ответил его господин, — и убеди людей прийти. Пусть дом мой гостями наполнится.
 
Хозяин сказал: “Ступай на дороги и тропы и приглашай. Пусть весь мой дом наполнится гостями.

Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!“»9
 
Говорю вам: никто из званых не отведает моего ужина”».

Однажды, когда большая толпа шла с Иисусом, Он, повернувшись, сказал им:
 
Люди толпами шли за Иисусом. Он повернулся к ним и сказал:

«Кто приходит ко Мне, но любит Меня меньше, чем отца,10 мать, жену, детей, братьев и сестер, или меньше, чем саму жизнь11 свою, не может быть Моим учеником.
 
«Кто приходит ко Мне и не ставит Меня выше любви к отцу и матери, к жене и детям, к братьям и сестрам и к самой своей жизни, не может быть Моим учеником.

Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.
 
И кто своего креста не несет и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.

Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает расходы: сможет ли он довести строительство до конца?
 
Кто из вас, затевая строительство башни, не сядет сперва за расчеты: достанет ли на все средств, —

Иначе, если он заложит основание и будет не в силах завершить, все видящие это начнут смеяться над ним
 
Чтобы в случае их нехватки уже при готовом фундаменте люди не смеялись, видя это,

и говорить: „Этот человек начал строить и не смог закончить“.
 
И не говорили: “Начал строить, а закончить не сумел”?

Или какой царь, прежде чем воевать с другим царем, не сядет и не рассмотрит сначала, сможет ли он с десятью тысячами воинов встретить врага, идущего против него с двадцатью тысячами?
 
И какой царь, идя войной на другого царя, сперва не сядет и не призадумается, надо ли ему с десятью тысячами выходить против двадцати тысяч, идущих на него?

Если же нет, то он отправит послов вести переговоры о мире, пока тот еще далеко.
 
А не лучше ли будет выслать посольство и запросить мира, пока тот еще далеко?

Так и всякий из вас, если не готов оставить всё, что есть у него, не может быть Моим учеником.
 
Никто из вас не будет Моим учеником, пока не побросает всего, что у него есть.

Да, соль хороша, но если она станет пресной, то как12 вновь сделать ее соленой?
 
Соль хороша сама по себе, но если соль рассолится, она не будет солить.

Ни в землю, ни в удобрения она не годится — ее выбрасывают. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Ни в землю, ни в навозную кучу она не годится, разве что ее выбросить. У кого есть уши — слушай!».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: лечить.
5  [2] — Или: сын; в некот. рукописях: осел.
7  [3] — Букв.: сказал им притчу.
11  [4] — Или: смиряющий себя.
12  [5] — Или: пригласят и воздадут тебе за сделанное тобой.
14  [6] — Букв.: в воскресение праведных.
15  [7] — Букв.: будет есть хлеб.
17  [8] — Букв.: в час ужина.
24  [9] — Некот. рукописи добавляют: ибо много званых, но мало избранных.
26  [10] — Букв.: если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
26  [11] — Или: душу.
34  [12] — Букв.: чем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.