Иакова 1 глава
Соборное послание апостола Иакова
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра
Я, Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, приветствую1 живущих в рассеянии двенадцать колен Израиля! 2
Иаков, раб Божий, раб Господа Иисуса Христа — двенадцати племенам в диаспоре: приветствую вас!
Братья мои, если выпадают на вашу долю какие-то испытания,3 пусть это будет вам в радость, так об этом думайте
Какое бы ни выпало вам новое испытание, братья, каждое полагайте великой радостью.
и знайте, что в испытаниях веры вашей обретаете вы стойкость.
Вы сами знаете, что с испытанием веры приходит терпение.
А стойкость должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми зрелыми,4 характера цельного, без всякого недостатка.
Ну, а действие терпения в итоге сообщит вам совершенство законченное, неущербное.
Если же кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему (Бог всем ее дает просто и без упреков).
Если у кого из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога. Он всем раздает щедрой рукой, без упреков. Даст и ему.
Только просит пусть с верой, без малейших сомнений — сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой.
Но просит пусть с верой, ни на миг не усомнившись. Тот, кто сомневается, подобен морской волне, ветром гонимой и швыряемой:
Такой человек пусть и не думает хоть что-то получить от Господа —
Ему лучше оставить мысли получить что-нибудь от Господа.
человек колеблющийся5 всегда будет проявлять свое непостоянство.6
Такой человек нескладен и во всем, что делает, ненадежен.
Те из братьев, кто в бедности пребывает, пусть радуются этому: им открывается подлинная высота;7
Брат униженный да примет как должное свое возвышение,
богатый же да поймет, что его-то как раз положение и есть низкое: увянет8 он скоро, как цветок полевой.
А богатый — унижение, потому что он отойдет как цвет на лугу.
Стоит показаться палящему солнцу — трава иссыхает, цвет ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.
Встает солнце, палящим зноем иссушает траву — и цвет осыпается, красота лугов сходит на нет. Так никнет и богатый в своей озабоченности.
Блажен,9 кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Счастлив, кто прошел через все испытания и не сломался: он обретет венец жизни — по обещанию Господа тем, кто Его любит.
В искушении пусть никто не говорит: «Бог послал мне искушение». Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает.
Когда случается беда, не говори: «Это мне от Бога испытание». Злу и бедам Бог не подвержен и Сам ни на кого беду не насылает.
Искушается всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает его.
Каждый попадает в беду из-за своей похоти — она и уведет, и обольстит.
Зачав, похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.
Похоть, понеся, рождает грех, а претворенный грех оборачивается смертью.
Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные.
Не заблуждайтесь, дорогие братья:
Всё, что есть доброго на земле, и всякий дар во всей его полноте10 даруются свыше, нисходят от Отца светов, Который вне изменений, Которому неведомо непостоянство.11
От Отца светил, неизменного, не имеющего и тени перемен, приходит свыше только дарование полезное, дар совершенный.
Пожелал — и родил Он нас словом истины, чтобы стали мы начатком нового Его творения.
Он по Слову истины задумал и породил нас, сделал нас неким первоначалом Своих творений.
Помните,12 братья мои возлюбленные: всякий скорее других слушать должен, нежели сам говорить, и, уж во всяком случае, не быть запальчивым,
Запомните, дорогие братья: нам всем нужно прилежно слушать, обдуманно говорить и не давать воли гневу.
в ярости ведь человек не может прийти к праведности Божией.13
Гнев человека расходится с Божьей правдой.
А потому отрешитесь от всякой скверны, от последних остатков зла14 и с кротостью примите слово Божие, которое уже посеяно в сердцах ваших и может спасти ваши души.15
Откажитесь от развязных манер, от охватившего всех озлобления. С кротостью примите Слово — оно спасает, когда западает в душу.
Но вам надлежит не только внимать этому слову, но и делать то, к чему оно зовет вас, иначе сами себя обманете.
Будьте деятелями Слова, а не слушателями, поверившими собственному притворству.
Всякий, слово слушающий, но не исполняющий, похож на человека, который разглядывает свое собственное лицо в зеркале,
Кто слушает Слово и остается к нему глух, подобен тому, кто изучает в зеркале свое лицо, с которым родился:
но после этого16 уходит и сразу забывает, как же он всё-таки выглядит.
Рассмотрел, отошел и в ту же минуту забыл, как и выглядел.
Но кто внимательно смотрит в совершенный закон, в закон, дающий нам свободу, и не забывает об услышанном, но живет и действует по закону этому,17 блажен тот будет во всем, что делает.
А кто проникся законом совершенным, законом свободы, и претворяет его не как рассеянный ученик, а как исполнитель дела, тот трудится с результатом.
А кто языка своего обуздать не может, тот, хоть и думает, что служит Богу,18 на самом деле обманывает себя19 — ничего не стоит его благочестие.
Если кто из вас думает, что он набожен, тогда как в речах необуздан, да и сердцем не откровенен, у того набожность пустая.
Заботиться о сиротах и вдовах, в нужде пребывающих, ограждать себя от скверн мира сего — вот что значит быть действительно благочестивым, чистым и непорочным пред Богом, Отцом нашим.
Набожности ненапускной, чистой перед Богом Отцом, свойственно опекать сирот и вдов в их заброшенности и оставаться свободной от мерзости мира.
Примечания:
Под редакцией Кулаковых 1 [1] — Букв.: радоваться. Это слово использовалось в начале письма как приветствие.
1 [2] — См. в Словаре Колена Израиля.
2 [3] — Или: искушения; то же в ст. 12.
4 [4] — Или: совершенными.
8 [5] — Друг. возм. пер.: двоедушный.
8 [6] — Букв.: непостоянен во всех путях своих.
9 [7] — Букв.: да хвалится брат бедный высотой своей.
10 [8] — Букв.: а богатый — малостью своей/унижением своим: пройдет.
12 [9] — См. в Словаре Блаженный.
17 [10] — Букв.: совершенный.
17 [11] — Или: у Которого нет изменения и ни тени перемены, т.е. тени, вызываемой переменой света.
19 [12] — Или: вы знаете.
20 [13] — Букв.: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не производит праведности Божией.
21 [14] — Букв.: преизбытка/остатка зла.
21 [15] — См. в Словаре Душа.
24 [16] — Букв.: посмотрел он на себя и.
25 [17] — Букв.: но кто всматривается в закон совершенный, (закон) свободы, (в этом всегда) пребывая, будучи не слушателем забывчивым, а исполнителем дела.
26 [18] — Друг. возм. пер.: кто думает, что он благочестив.
26 [19] — Букв.: сердце свое.