Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра

 
 

Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
 
В чем преимущество иудея? Какой смысл в обрезании?

Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
 
Преимущество немалое во всех отношениях. Главное, что иудеям вверено Божье предание.

И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
 
А что если некоторые верой не отличались? Вызовет ли их неверие отмену верности Божьей?

Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2
 
Нет, нет и нет! Лжив человек, а Бог истине верен. Написано: «Сама правда заговорит Твоими словами и Ты на суде Твоем одержишь верх».

Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
 
Если наша неправда лишь подчеркивает величие Божьей правды, правильно ли будет сказать: несправедлив Бог, сокрушающий в гневе? Это я говорю, как можно подумать.

Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
 
Нет, нет и нет! А не то как тогда Богу судить мир?

Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
 
Если моя ложь дает повод к возвеличиванию Божьей правды и Его славы, за что же судить меня как грешника?

Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
 
Некоторые извращают наши слова, ставя нам в вину, что мы якобы говорим: «Будем творить зло, чтобы вышло добро». Праведен суд над ними!

Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
 
Короче говоря, в чем наше превосходство? Да ни в чем! Мы уже видели, что и иудеи, и эллины — все под грехом.

В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;
 
Написано: «Нет праведного ни одного.

нет разумеющих, никто Бога не ищет.
 
Никому не нужен разум, никто не ищет Бога.

Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5
 
Все сбились с пути — ни на что не годятся. Добра ни от кого не жди, совсем ни от кого.

Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7
 
Рты их отворенные — двери гроба. На языке у них ложь, на устах — яд змеиный.

и на устах одни проклятия и горечь.8
 
Их речи не содержат ничего, кроме ругани и злорадства.

Скоры они9 на пролитие крови.10
 
Несут их от убийства к убийству их ноги.

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.
 
Там, где они прошли — опустошение и скорбь.

Не знают люди пути к миру,11
 
Мысль о мирном пути не приходит им в голову.

страха Божия лишились они».12
 
Страха Божьего нет перед их глазами».

Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
 
Будем помнить: о чем бы ни говорил Закон, всем, кто живет Законом, он говорит одно: вам нечего сказать в свою защиту. Весь мир виновен перед Богом!

Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
 
В рамках Закона «не оправдается перед Богом ни одна живая душа». Дать понятие о грехе — это все, на что способен Закон.

Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
 
А сегодня явлена Божья правда независимо от Закона. Впрочем и Закон, и пророки о ней тоже свидетельствуют.

и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
 
Сопровождаемая верой в Иисуса Христа Божья правда распространяется на всех верующих без различия.

Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
 
Все согрешили и лишены Божьей славы,

а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
 
Но и оправданы Его благодатью. Христом Иисусом даруется нам искупление.

[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
 
Бог положил Ему быть на миру умилостивлением, доводом веры на Его Крови. Вот так открыл Он Свою правду — вопреки нашим грехам, совершенным прежде.

так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
 
Это ли не Божье долготерпение! Сегодня открылась Его правда: Его праведность и оправдание верующего в Иисуса.

Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
 
За что же тогда можно себя похвалить? Совершенно не за что! Это по какому праву: по праву дел? Нет, по праву веры.

Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
 
Мы полагаем, что человек оправдывается верой независимо от дел, предписываемых Законом.

Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
 
Только ли это Бог иудеев, а не язычников тоже? Да, и язычников тоже.

Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
 
Бог — один. Он одинаково за веру оправдывает обрезанных и за веру оправдывает необрезанных.

Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.
 
Стало быть, мы верой отменяем Закон? Нет, нет и нет! За Закон мы как раз стоим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.