1 хр. в Коринфе 15 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра

 
 

Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1
 
Напоминаю вам, братья, о евангельской вести, которую я вам принес, которую вы приняли и хорошо запомнили.

Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.
 
Эта весть вас спасает, и от нее не отступайте, а не то выйдет, что вы попусту поверили.

Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер
 
Я прежде всего передал вам то, что сам получил. Христос умер за наши грехи — это по Писанию.

и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,
 
И был погребен и на третий день воскрес, тоже по Писанию,

и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,
 
И явился Кифе, потом Двенадцати.

а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2
 
Вслед за тем явился сразу более чем пятистам братьев, сегодня в большинстве своем здравствующих, а некоторые и почили.

После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,
 
Потом явился Иакову, потом всем апостолам.

и уже после всех явился и мне, недостойному.3
 
После всех явился и мне, недорослю,

Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.
 
Мельчайшему из апостолов. Я преследовал Божью церковь и звания апостола недостоин.

Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.
 
Но по Божьей милости я такой, какой есть, и милость Его не пропала даром: я трудами изобилую более их всех, вернее, не я, а Божья со мной благодать.

Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Впрочем, не все ли равно, кто из нас тут проповедует? Важно, что вы поверили.

Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!
 
Только вот что. Если Христос, как мы проповедуем, воскрес из мертвых, то зачем у вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,
 
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.
 
А если Христос не воскрес, то и проповедь наша ни к чему, ни к чему и ваша вера.

Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.
 
Вдобавок мы оказываемся еще и распространителями лжи о Боге, свидетельствуя о Боге, что Он воскресил Христа, которого, выходит, не воскрешал, если мертвые не воскресают.

Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
Да только, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.
 
А если Христос не воскрес, то ни к чему ваша вера: вы всё так же прозябаете в ваших грехах.

Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.
 
В таком случае погибли и те, кто умер с верой в Христа.

Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.
 
И если мы лишь в этой жизни полагаемся на Христа, то мы — первые, кого нужно пожалеть.

Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5
 
Но нет, Христос из мертвых все-таки воскрес, положил начало.

Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.
 
Если смерть осуществилась через человека, то и воскресение мертвых — через человека.

И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.
 
Как по Адаму все умирают, так по Христу все оживут,

Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.
 
Причем каждый в свой черед: сначала Христос, а потом, с Его пришествием, уже все Христовы.

И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
А после этого — конец: Христос истребит всякое начало, всякую власть и силу и передаст Царство Богу Отцу.

Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;
 
Словом, Ему надлежит царствовать, пока Бог не повергнет всех врагов Ему под ноги.

последний же враг истребится — смерть.
 
Истребится и последний враг — смерть.

Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.
 
«Все покорил и поверг Бог Ему под ноги». Сказано: «все покорил», но понятно: кроме Того, кто покорил Ему все.

Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9
 
Когда же покорит Ему все, тогда и Сын Ему, Покорившему, покорится — Богу, а Он-то и есть все во всем.

Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?
 
А не то бы мертвым какая была польза от тех, кто принял за них крещение? Если мертвые не воскресают, для чего тогда вообще за них крестятся?

Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?
 
Для чего и нам все время смотреть в глаза смерти?

Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.
 
Нет дня, чтобы я не был от нее на волосок. Это так же верно, как то, что моя у вас заслуга — труды Христа Иисуса, Господа нашего.

Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11
 
Но что толку было мне насмерть биться со зверями в Эфесе, если со смертью все кончается? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, все равно завтра умрем»!?

Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.
 
Не обманывайтесь: «дурная среда растлевает добрые нравы».

Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.
 
Придите же по-настоящему в себя и не грешите. К стыду вашему говорю: не все знаете Бога.

Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»
 
Кто-нибудь скажет: «Как мертвые воскреснут? С каким телом придут?».

Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.
 
Непонятливый! Посеянное тобой не будет жить, пока не умрет.

И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.
 
И на сев ты идешь не с готовым растением, а с голым зернышком, скажем, пшеничным или еще каким.

Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.
 
И Бог дает ему жизнь, какую предусмотрел: каждому виду зерна свою жизнь.

У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.
 
Не все живое одинаково. Своя стать у людей, своя у диких животных, у птиц, у рыб.

Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.
 
Есть тела небесные, есть земные. Но свечение небесных тел — одно, а земных — другое.

В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13
 
Своя игра света у солнца, своя игра света у луны, своя у звезд. И отличается игрой света звезда от звезды.

Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;
 
Так и воскресение мертвых: в землю — тленное, из земли — нетленное.

предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.
 
В землю — низменное, из земли — возвышенное. В землю — отжившее, из земли — полное жизни.

Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.
 
В землю — тело материальное, из земли — тело духовное. Есть тело живой души и есть тело духа.

По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.
 
Так и написано: «Стал первый человек Адам душой живою». Последний Адам — дух животворящий.

И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.
 
И не духовное сначала, нет — материальное, затем духовное.

Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18
 
Первый человек — земной, из праха. Второй Человек — с небес.

Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.
 
Какой тот из праха, такие и те, кто из праха. Какой Небесный, такие и небесные.

И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.
 
Мы обрели образ того, кто из праха. Обретем и образ Небесного.

Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.
 
Но вот что, братья: плоть и кровь наследовать Божьего Царства не могут. Смертное с бессмертным не сочетается.

И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.
 
Тайну вам открываю: не все мы умрем, но все преобразимся —

Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,
 
Одним махом, во мгновение ока, по звуку последней трубы. Труба прозвучит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы преобразимся.

ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.
 
Тленному предстоит облечься в нетление, смертному — в бессмертие.

Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21
 
И когда наша тленная суть облечется в нетление и наша смертная суть — в бессмертие, тогда оправдается слово написанное: «Смерть победой поглощена».

«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22
 
«Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?».

Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23
 
Жало смерти — грех, а довод греха — Закон.

Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.
 
Благодарение Богу! Он дарует нам победу рукой Господа нашего Иисуса Христа.

Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.
 
Словом, дорогие братья, будьте тверды, несгибаемы, всегда изобильны делом Господним. Труд ваш для Господа небесполезен.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.