По Матфею 15 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Лингвистический. Роджерс

Под редакцией Кулаковых

1 В то время пришли к Иисусу из Иерусалима фарисеи и книжники. Они спросили Его:
2 «Почему ученики Твои нарушают предание отцов? Перед едой не омывают они рук [своих]».
3 «А почему вы нарушаете заповедь Божью ради своего предания? — возразил Он. —
4 Бог сказал:1Почитай отца и мать“ и „Злословящий отца или мать должен быть предан смерти“.2
5 А вы говорите: „Если кто скажет отцу или матери: „ Я принес в дар Богу то, чем мог бы тебе помочь“,
6 то ему и не нужно почитать отца своего“. Вы упразднили этим слово3 Божие ради предания вашего.
7 Лицемеры! Верно пророчествовал о вас Исайя:
8

Этот народ чтит Меня лишь устами,
но сердцем далек он от Меня.

9

Тщетно их богопочитание:
человеческим заповедям учат они, как Моим“».4

10 Подозвав народ, Иисус сказал: «Послушайте и, вдумавшись, поймите:
11 человека не то оскверняет,5 что входит в уста; из уст исходящее — вот что человека сквернит».
12 Тогда подошли ученики и сказали Ему: «Знаешь ли Ты, что слова Твои покоробили фарисеев?»
13 «Всякое то растение, что посадил не Отец Мой Небесный, будет вырвано с корнем, — ответил Он. —
14 Оставьте их! Это слепые поводыри [слепых], а когда слепой слепого ведет, оба упадут в яму».
15 «Объясни нам сказанное Тобой»,6 — попросил Его Петр.
16 «Вы всё еще столь же непонятливы, как и прочие? — удивился Иисус. —
17 Разве не знаете, что всё, входящее в уста, в чрево проходит и потом извергается вон?
18 А то, что исходит из уст, от сердца идет: это и делает человека нечистым.
19 Ибо из сердца исходят помыслы злые, убийства, супружеские измены, распутство, воровство, лжесвидетельства, злословие.7
20 Вот что оскверняет человека. А есть неомытыми руками — это не оскверняет».
21 После того Иисус направился в земли Сидона и Тира.
22 Там женщина-ханаанеянка вышла к Нему навстречу и громко взмолилась: «Господи, Сын Давидов, сжалься надо мной! Дочь моя страшно мучается: она одержима бесом!»
23 Он ни слова не сказал ей в ответ. Ученики, подойдя к Нему, стали Его просить: «Отпусти ее. Она за нами идет и не перестает кричать».
24 Он возразил: «Я послан только к заблудшим овцам народа Израилева».
25 Но женщина та, приблизившись, пала ниц перед Ним и говорила: «Господи, помоги мне!»
26 Он же промолвил: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить собакам».8
27 «Да, Господи! — сказала она. — Но и собаки едят крошки, падающие со стола их хозяев».
28 Тогда Иисус сказал ей: «О женщина! Велика вера твоя! Ты хочешь этого — пусть так и будет!» И в тот миг дочь ее исцелилась.
29 Покинув то место, Иисус пошел вдоль Галилейского моря, взошел на гору и сел там.
30 К Нему сошлись толпы народа, среди них были хромые, слепые, калеки, немые и много других страдальцев. Их клали у ног Его, и Он всех исцелял.
31 Люди изумлялись, когда видели, что немые начинают говорить, хромые — ходить, слепые — видеть и калеки исцеляются, и прославляли Бога Израилева.
32 Иисус же, подозвав Своих учеников, сказал: «Жаль Мне людей, ибо вот уже три дня они со Мной, а есть им нечего. Не хочу отпустить их голодными, а то ослабнут они в пути».
33 Ученики возразили Ему: «Откуда нам в этой пустыне взять столько хлеба, чтобы хватило его накормить такую толпу?»
34 «Сколько у вас хлебов?» — спросил Иисус.
«Семь, — отвечали они, — и несколько рыбок».
35 Иисус, велев людям сесть на землю,
36 взял эти семь хлебов и рыбу, сколько было ее, воздал благодарение Богу, разломил и стал раздавать ученикам, а ученики — народу.
37 Все ели и насытились; и тем, что осталось, наполнили семь корзин.
38 А всех, кто ел, было около четырех тысяч — и это только мужчин, не считая женщин и детей.
39 Отпустив народ, Иисус вошел в лодку и направился в землю Магаданскую.9

Лингвистический. Роджерс

1 Ἱεροσολύμων (G2414) gen.* pl.* Иерусалим. Иерусалимские раввины пользовались великим уважением, их мудрость в особенности была известна (SB*, 1:691).
φαρισαῖοι (G5330) фарисеи (TJ*, 70−76; JPB*, 380−451).
2 παραβαίνουσιν praes.* ind.* act.* от παραβαίνω (G3845) преступать. Praes.* указывает на постоянную или привычную практику.
παράδοσις (G3862) предание. Совокупность комментариев, дополняющих закон, которые передавались устно. Книжники и фарисеи считали, что предание имеет такую же ценность, что и закон. Позже эти комментарии были записаны и обработаны в виде Мишны (Hill*; Moore*, Judaism, 1:251−62; SB*, 1:691−95; TDNT*, 6:661f; TLS*, 1−262).
πρεσβύτερος (G4245) более старый, старший; pl.* ученые (TDNT*; DJG*, 201−203).
νίπτονται praes.* ind.* med.* (dir.* med.*) от νίπτω (G3538) мыть. Об обычае умывания рук см.* M*, Yadaim; SB*, 1:695−704; LT*, 2:10−15. Обыденный praes.*
ὅταν (G3752) с conj.* когда, когда бы ни.
ἐσθίωσιν praes.* conj.* act.* от ἐσθίω (G2068) есть.
3 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.* от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
καί также.
διά (G1223) с acc.* ради (RWP*).
ἐντολή (G1785) заповедь. Иисус парирует удар: апостолы нарушают неписанную традицию, а фарисеи — заповедь Бога (Hill*). Это указание на бессмысленность соблюдения законов обрядовой чистоты, если нет моральной праведности (DJG*, 130).
4 τίμα praes.* imper.* act.* от τιμάω (G5091) чтить.
κακολογῶν praes.* act.* part.* от κακολογέω (G2551) говорить дурно о ком-л., оскорблять.
(G2228) или.
τελευτάτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от τελευτάω (G5053) умирать. С dat.* является переводом евр.* абсолютного inf.*: «пусть он точно умрет» (BG*, 21).
5 ὅς ἄν (G3739; G159) С conj.* вводит относ прид.*, которое образует гипотетическое условие в усл.* предложении.
εἴπῃ aor.* conj.* act.* от λέγω (G3004).
δῶρον (G1435) дар, подарок, ссылка на практику корвана, в результате которой человек посвящает Богу все свое имущество и не обязан заботиться о родителях (Hill*; M*, Nedarim; SB*, 1:711−17; J. D. M. Derrett, “KOPBAN, Ο ΕΣΤΙΝ ΔΩΡΟΝ”, NTS* 16 [1970]: 364−68; Hagner*; Luz*; см.* Мк 7:11).
ὠφεληθῇς aor.* conj.* pass.* от ὠφελέω (G5623) пользоваться, получать выгоду.
6 οὐ μή (G3756; G3361) вовсе нет, сильное отрицание (MT*, 96).
τιμήσει fut.* ind.* act.*, см.* ст. 4. «Не обязан чтить» (BD*, 184).
ἠκυρώσατε aor.* ind.* act.* от ἀκυρόω (G208) лишать влияния, делать недействительным и пустым, используется в папирусах в юридическом значении: отменять или лишать силы документ, долговое обязательство (MM*). Aor.* указывает на свершившийся факт.
7 ὑποκριταί voc.* pl.* от ὑποκριτής (G5273) лицемер, законник, который манипулирует законом, используя в толкованиях казуистику и буквоедство для своей собственной выгоды (AM*, CXV-CXXIII).
ἐπροφήτευσεν aor.* ind.* act.* от προφητεύω (G4395) пророчествовать.
8 χείλεσιν dat.* pl.* от χεῖλος (G5491) губа. Instr.* dat.*
τιμᾷ praes.* ind.* act.*, см.* ст. 4.
πόρρω (G4206) далеко.
ἀπέχει praes.* ind.* act.* от ἀπέχω (G568) быть удаленным, находиться далеко.
9 μάτην (G3155) adv.* напрасно, бесцельно.
σέβονται praes.* ind.* med.* (dep.*) от σέβομαι (G4576) поклоняться; почитать Бога, проявляя в своих поступках покорность Его воле (NIDNTT*; TDNT*).
διδάσκοντες praes.* act.* part.* от διδάσκω (G1321) учить. Part.* образа действия, показывающее, каким образом происходит пустое поклонение.
10 προσκαλεσάμενος aor.* med.* (indir.* med.*) part.* (temp.*) от προσκαλέω (G4341) собирать, призывать.
ἀκούετε praes.* imper.* act.* от ἀκούω (G191) слышать.
συνίετε praes.* imper.* act.* от συνίημι (G4920) понимать, постигать, пользоваться своей способностью понимания и таким образом приходить к знанию (LN*, 1:380).
11 εἰσερχόμενον praes.* med.* (dep.*) part.* от εἰσέρχομαι (G1525) приходить, входить. Part.* в роли subst.*
κοινοῖ praes.* ind.* act.* от κοινόω (G2840) делать обычным, профанировать (DJG*, 130).
ἐκπορευόμενον praes.* med.* (dep.*) part.* от ἐκπορεύομαι (G1607) выходить, идти наружу.
12 προσελθόντες aor.* act.* part.* (temp.*) от προσέρχομαι (G4334) приходить.
οἶδας (G1492) perf.* ind.* act.* 2 pers.* sing.* знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
ἀκούσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) слышать. «Когда они услышали».
ἐσκανδαλίσθησαν aor.* ind.* pass.* от σκανδαλίζω (G4624) заставить оступиться; говорит о том, как глубоко религиозные деятели были оскорблены учением Иисуса, что привело их к отречению и отвержению Его (TDNT*).
13 φυτεία (G5451) растение, культивированное растение (EGT*); сравнение, характерное для иудаизма (SB*, 1:720−21) и общины Мертвого моря (Hill*; Gnilka*; 1QS 8:5; 11:8).
ἣν (G3739) rel.* pron.* fem.* sing.* acc.* который.
ἐφύτευσεν aor.* ind.* act.* от φυτεύω (G5452) садить.
ἐκριζωθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἐκριζόω (G1610) вырывать с корнем. Иисус говорит, что фарисеи не являются частью Божьего сада и будут вырваны с корнем на последнем суде (Carson*, 350; DA*; BBC*).
14 ἄφετε aor.* imper.* act.* от ἀφίημι (G863) покидать, оставлять одного.
ὁδηγός (G3595) вождь.
ὁδηγῇ praes.* conj.* act.* от ὁδηγέω (G3594) вести по дороге. Conj.* с ἐάν (G1437) используется в cond.* 3 типа, которое предполагает возможность условия.
πεσοῦνται fut.* ind.* med.* (dep.*) от πίπτω (G4098) падать.
15 φράσον aor.* imper.* act.* от φράζω (G5419) объяснять, толковать, иногда предполагает, что текст для толкования труден и сложен (LN*, 1:405).
16 ἀκμήν (G188) нареч. все еще; акцентирует начало предложения: «неужели даже в этот важный момент вы ничего не понимаете?» (Hill*).
καί (G2532) также.
ἀσύνετος (G801) непонятливый, не понимающий, см.* ст. 10.
17 νοεῖτε praes.* ind.* act.* от νοέω (G3539) понимать, усваивать, разбираться в чем-л. после тщательных раздумий и размышлений (LN*, 1:380). Ind.* используется в вопросе, на который ожидается ответ «да».
εἰσπορευόμενον praes.* med.* (dep.*) part.* nom.* n.* sing.* от εἰσπορεύομαι (G1531) входить. Part.* в роли subst.*
χωρεῖ praes.* ind.* act.* от χωρέω (G5562) выходить. Гномич.* praes.*
ἀφεδρῶνα acc.* sing.* от ἀφεδρών (G856) канализация, отхожее место. О санитарных условиях см.* Edward Neufeld, “Hygiene Conditions in Ancient Israel”, BA* 34 (1971): 42−66; DJG*, 125−32).
ἐκβάλλεται praes.* ind.* pass.* от ἐκβάλλω (G1544) выбрасывать. Гномич.* praes.*
18 κἀκεῖνα = καὶ ἐκεῖνα (G2548) те вещи.
κοινοῖ praes.* ind.* act.* κοινόω (G2840) делать обычным, профанировать (BAGD*). О соблюдении законов чистоты см.* Roger P. Booth, Jesus and the Laws of Purity: Tradition History and Legal History in Mark 7, JSNTSS* 13 (Sheffield: JSOT Press, 1986): 117−224.
19 διαλογισμός (G1261) спор, сомнение, довод. Возможно, намек на злое побуждение (DA*).
πορνεία (G4202) недозволенные половые отношения (TDNT*).
κλοπαί nom.* pl.* от κλοπή (G2829) кража.
βλασφημία (G988) клевета, богохульство (DJG*, 75−77). Сравнительный список грехов в НЗ и в древнем мире см.* в DCNT*, 67−70; DA*; Luz*.
20 κοινοῦντα praes.* act.* part.* nom.* n.* pl.*, см.* ст. 18.
χερσίν dat.* pl.* от χείρ (G5495) рука, dat.* средства: «нечистыми руками».
φαγεῖν aor.* act.* inf.* от ἐσθίω (G2068) есть. Inf.* в роли сущ. Субъект действия, выраженного гл.* (BD*, 205).
21 ἐξελθών aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
ἀνεχώρησεν aor.* ind.* act.* от ἀναχωρέω (G402) уходить.
μέρη acc.* pl.* от μέρος (G3313) часть, pl.* район. О социальных условиях в этом районе см.* Gerd Theissen, “Lokal- und Sozialkolorit in der Geschichte von der syrophönikischen Frau (Mk 7:24−30)”, ZAW* 75 (1984): 202−25.
22 Χαναναία (G5478) житель Ханаана. Возможно, этот термин используется потому, что данный народ издавна был врагом Израиля (DA*; более подробно см.* в BBC*).
ὁρίων gen.* pl.* от ὅριον (G3725) граница, pl.* зона.
ἐξελθοῦσα aor.* act.* part.* nom.* fem.* sing.* от ἐξέρχομαι (G1831), см.* ст. 21.
ἔκραζεν impf.* ind.* act.* от κράζω (G2896) кричать. Impf.* указывает, что она продолжала кричать (Filson*).
ἐλέησον aor.* act.* imper.* от ἐλεέω (G1653) сострадать, жалеть, проявлять милость. Aor.* imper.* указывает на специфическое действие.
δαιμονίζεται praes.* ind.* pass.* от δαιμονίζομαι (G1139) быть одержимым бесом.
23 ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 3.
προσελθόντες aor.* act.* part.* от προσέρχομαι (G4334) приходить. Temp.* или сопутств.* part.*
ἠρώτουν impf.* ind.* act.* от ἐρωτάω (G2065) спрашивать, задавать вопросы, просить. Impf.* указывает на постоянное действие в прошлом.
ἀπόλυσον aor.* imper.* act.* от ἀπολύω (G630) отсылать. Вероятно, «отошли ее прочь, удовлетворив ее просьбу» (Meyer*; DA*). Aor.* imper.* указывает на специфическое действие.
κράζει praes.* ind.* act.*, см.* ст. 22. Praes.* «она все продолжает призывать!”.
ὄπισθεν (G3693) с gen.* следом. (BD*, 115).
24 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.*, см.* ст. 3.
εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004).
ἀπεστάλην aor.* ind.* pass.* от ἀποστέλλω (G649) посылать, отправлять. см.* 10:2, 5. Богосл.* pass.*, «послан Богом».
ἀπολωλότα perf.* act.* part.* от ἀπόλλυμι (G622) терять, пропадать (см.* 10:6).
25 ἐλθοῦσα aor.* act.* part.* (сопутств.*) fem.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти.
προσεκύνει impf.* ind.* act.* от προσκυνέω (G4352) поклоняться. Длительное действие, impf.* указывает на его продолжительность (Filson*).
βοήθει praes.* imper.* act.* от βοηθέω (G997) помогать (с obj.* в dat.*). Praes.* imper.* здесь указывает на взволнованный призыв начать действие, которое не происходит (Bakker*, 83f; MKG*, 272).
26 οὐκ (G3756) не; используется в вопросе, на который ожидается ответ «нет».
λαβεῖν aor.* act.* inf.* от λαμβάνω (G2983) брать.
βαλεῖν aor.* act.* inf.* от βάλλω (G906) бросать, швырять. Inf.* поясняют adj.* καλόν.
κυναρίοις dat.* pl.* от κυνάριον (G2952) собака, щенок. Домашняя или комнатная собака, в отличие от дворовой или сторожевой (BAGD*). Dat.* как indir.* obj.*
27 ναί (G3483) конечно.
ψιχίον (G5589) кроха, маленький кусочек, уменьшит. форма.
πιπτόντων praes.* act.* part.* gen.* pl.*, см.* ст. 14. Part.* как adj.* Кусочки пищи размером с плод оливкового дерева следовало собирать (SB*, 4:ii, 625−27; 4:i, 526).
28 γενηθήτω aor.* imper.* pass.* (dep.*) 3 pers.* sing.* от γίνομαι (G1096) становиться, случаться. Используется с dat.* интереса.
ἰάθη aor.* ind.* pass.* от ἰάομαι (G2390) исцелять.
29 μεταβάς aor.* act.* part.* (temp.*) от μεταβαίνω (G3327) переходить, удаляться, уходить.
ἦλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 25.
ἀναβάς aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀναβαίνω (G305) подниматься.
ἐκάθητο impf.* ind.* med.* (dep.*) от κάθημαι (G2521) садиться, сидеть.
30 προσῆλθον aor.* ind.* act.* от προσέρχομαι (G4334) подходить.
ἔχοντες praes.* act.* part.* nom.* masc.* pl.* от ἔχω (G2192) иметь.
μεθ᾽ ἑαυτῶν (G3326; G1438) refl.* pron.* 3 pers.* с собою.
χωλός (G5560) хромой.
τυφλός (G5185) слепой (DJG*, 81−82).
κυλλός (G2948) искалеченный, увечный, деформированный; говорится о теле, которое по какой-л. причине является ненормальным и не может быть использовано (BAGD*).
κωφός (G2974) глухой, немой.
ἑτέρους, acc.* pl.* от ἕτερος (G2087) другой. «Другие, отличные от перечисленных» (BD*, 161).
ἔρριψαν aor.* ind.* act.* от ῥίπτω (G4496) бросать, швырять, небрежно и поспешно (RWP*). Это указывает на признание Его господства (Gundry*; см.* Test. Job 39:3).
ἐθεράπευσεν aor.* ind.* act.* от θεραπεύω (G2323) исцелять. Aor.* обобщает Его деяния.
31 θαυμάσαι aor.* act.* inf.* от θαυμάζω (G2296) поражаться, дивиться. Inf.* с ὥστε (G5620) выражает результаты.
βλέποντας praes.* act.* part.* (temp.*) acc.* pl.* от βλέπω (G991) смотреть. Acc.* с inf.*
λαλοῦντας praes.* act.* part.* от λαλέω (G2980) говорить, разговаривать.
ὑγιεῖς acc.* pl.* от ὑγιής (G5199) здоровый.
περιπατοῦντας praes.* act.* part.* acc.* pl.* от περιπατέω (G4043) ходить вокруг.
ἐδόξασαν aor.* ind.* act.* от δοξάζω (G1392) прославлять, возносить хвалу.
32 προσκαλεσάμενος aor.* med.* part.* от προσκαλέω (G4341) звать, созывать.
εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004).
σπλαγχνίζομαι (G4697) praes.* ind.* med.* (dep.*) сочувствовать, испытывать внутреннее побуждение.
ἡμέραι nom.* pl.* от ἡμέρα (G2250) день, вводное имя, обозначающее время (RG*, 460; MT*, 231; BD*, 79−80).
φάγωσιν aor.* conj.* act.* от ἐσθίω (G2068) есть. Косвенный вопрос с совещательным conj.* (RWP*).
ἀπολῦσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 23.
νήστεις acc.* pl.* от νῆστις (G3523) не поевший, голодный.
μήποτε (G3379) с conj.* чтобы не.
ἐκλυθῶσιν aor.* conj.* pass.* от ἐκλύομαι (G1590); pass.* быть без сил, изнемогать (TLNT*).
33 πόθεν (G4159) где.
ἡμῖν dat.* pl.* от ἐγώ (G1473); dat.* интереса: «где бы нам..?”.
τοσοῦτος (G5118) nom.* pl.* так много.
χορτάσαι aor.* act.* inf.* от χορτάζω (G5526) удовлетворять, насыщать. Inf.* выражает результат.
34 πόσος (G4214) сколько.
ἰχθύδια acc.* pl.* от ἰχθύδιον (G2485) demin.* маленькая рыба. Об уменьшительных именах с таким окончанием см.* MH*, 344−46. Они пренебрежительно говорят о своих припасах (Bengel*).
35 παραγγείλας aor.* act.* part.* (temp.*) от παραγγέλλω (G3853) давать указания, велеть.
ἀναπεσεῖν aor.* act.* inf.* от ἀναπίπτω (G377) сесть, прилечь для еды. Указывает скорее на действие, чем на состояние (AS*). Inf.* с гл.* повеления.
36 ἔλαβεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 26.
ἰχθύας acc.* pl.* от ἰχθύς (G2486) рыба.
εὐχαριστήσας aor.* act.* part.* (temp.*) от εὐχαριστέω (G2168) благодарить.
ἔκλασεν aor.* ind.* act.* от κλάω (G2806) ломать.
ἐδίδου impf.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Impf.* изображает повторяющееся действие: раздачу.
37 ἔφαγον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 32.
ἐχορτάσθησαν aor.* ind.* pass.* от χορτάζω (G5526) насыщать; pass.* наесться досыта, быть сытым (BAGD*).
περισσεῦον praes.* act.* part.* от περισσεύω (G4052) изобиловать, иметься сверх нормы. Part.* в роли subst.*
ἦραν aor.* ind.* act.* от αἴρω (G142) подбирать.
σπυρίδας acc.* pl.* от σπυρίς (G4711) корзина, короб из гибких прутьев, который использовался для переноски рыбы или фруктов (Tasker*).
38 ἐσθίοντες praes.* act.* part.* nom.* masc.* pl.* от ἐσθίω (G2068), part.* в роли subst.*
ἦσαν impf.* ind.* act.* от εἰμί (G1510).
39 ἀπολύσας aor.* act.* part.*, см.* ст. 23.
ἐνέβη aor.* ind.* act.* от ἐμβαίνω (G1684) подниматься на борт, входить.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — В некот. рукописях: заповедал.
4  [2] — Исх 20:12; Исх 21:17.
6  [3] — В некот. рукописях: заповедь/Закон.
9  [4] — Букв.: уча учениям, предписаниям человеческим. См. Ис 29:13.
11  [5] — Или: делает (ритуально) нечистым; то же в ст. 18 и 20.
15  [6] — Букв.: [эту] притчу.
19  [7] — Или: богохульство.
26  [8] — Букв.: собачкам; в оригинале здесь и в ст. 27 используется уменьшительное существительное, указывающее на маленьких домашних собак в отличие от тех больших и злых, что бродили по улицам.
39  [9] — В некот. рукописях: Магдалинскую.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.