«Бог навел на них помрачение:5
глаза их не видят, а уши не слышат.
И длится всё это доныне».6
«Пусть их пиршества западнею, ловушкой им будут,
и камнем преткновения пусть будут им в воздаяние;
пусть ослепнут глаза их, чтоб не видеть,
и хребет их да будет согбен навсегда».7
«Избавитель придет с Сиона,14
Он потомков Иакова освободит от нечестия.
И это им будет Моим заветом,
когда сниму с них бремя грехов их».15
О, бездна богатства и мудрости и ведения Божьего!
Непостижимы судьбы18 Его и непознаваемы Его пути!
Кто познал ум Господа? Или кто был Ему советником?19
Кто дал Ему что-то прежде,
чтоб заслужить вознаграждение?20
Ведь всё от Него, через Него и всё обращено к Нему.
Ему слава вовеки, аминь!
ἀπώσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀπωθέω (G683) отталкивать, отгонять; med.* отталкивать от себя, отвергать, изгонять. Используется в Септ.* там, где говорится о возможности отречения Бога от Израиля, но везде в уверениях, что Он не откажется от Своего народа (Dunn*; Cranfield*; GELTS*, 59; DPL*, 796−805).
γένοιτο aor.* opt.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться; используется в сильном отрицании ложного вывода: «Конечно нет!” (см.* Рим 3:4). Павел эмфатически, почти с негодованием, отвергает ложное предположение (Fitzmyer*, 603).
σπέρματος (G4690) gen.* sing.* семя; здесь: народ. Gen.* родственных связей.
φυλή (G5443) племя.
προέγνω aor.* ind.* act.* 3 pers.* sing.* от προγινώσκω (G4267) предвидеть, знать заранее (см.* Murray* в 8:29; DPL*, 310−11).
οὐκ (G3756) отр. в вопросе предполагает ответ «да»: «вы знаете, не правда ли?».
ἐν Ἠλίᾳ (G1722; G2243) «в Илии»; раввинистический способ цитирования, это означает «в отрывке Писания, посвященном истории Илии» (Godet*; Cranfield*; SB*, 3:288).
ἐντυγχάνει praes.* ind.* act.* от ἐντυγχάνω (G1793) ходатайствовать, молить за кого-л., с dat.* Гл.* означает «встречаться с кем-л.»; затем: «встречаться с намерением поговорить, расспросить или обвинить» (SH*). Hist.* praes.* используется для придания живости описанию действия в его развитии.
θυσιαστήριον (G2379) алтарь, жертвенник.
κατέσκαψαν aor.* ind.* act.* от κατασκάπτω (G2679) подкапывать, сносить.
ὑπελείφθην aor.* ind.* pass.* от ὑπολείπω (G5275) оставлять.
ζητοῦσιν praes.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать.
κατέλιπον aor.* ind.* act.* от καταλείπω (G2641) оставлять, соблюдать.
ἐμαυτῷ dat.* от ἐμαυτοῦ (G1683) refI. pron.* для себя. Подчеркивает мысль, что остальных Бог сохранил для Своих собственных благодатных замыслов (Gifford*). Dat.* преимущества или личной заинтересованности.
ἑπτακισχίλιοι (G2035) семь тысяч.
ἔκαμψαν aor.* ind.* act.* от κάμπτω (G2578) преклонять, кланяться.
γόνυ (G1119) колено.
οὖν καί (G3767; G2532) затем, также. Эти слова относятся к моральной необходимости, в которой один факт следует за другим и дополнительно показывает новый пример по отношению к предыдущему (Godet*).
λεῖμμα (G3005) остаток, остальные (Dunn*; Ronald E. Clements, “‘A Remnant Chosen by Grace’ [Romans 11:5]: The Old Testament Background and Origin of the Remnant Concept”, PSEB*, 106−21).
ἐκλογή (G1589) выбор, избрание.
γέγονεν perf.* ind.* act.* от γίνομαι (G1096) становиться. Perf.* указывает на изначальное действие (выбор Богом Израиля), которое привело к образованию ныне существующей ситуации. Изначальный выбор Богом Израиля до сих пор сохраняется, именно по той причине, что это было избрание благодати (Dunn*).
χάριτι dat.* sing.* от χάρις (G5485) благодать (TLNT*; TDNT*). Instr.* dat.*
οὐκέτι (G3765) больше не.
γίνεται praes.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096).
χάρις (G5485). Благодать перестает проявлять себя такой, какой является по природе; она становится иной. Она теряет свои специфические особенности (Meyer*). Praed.* nom.* без артикля подчеркивает характеристику.
ἐπέτυχεν aor.* ind.* act.* от ἐπιτυγχάνω (G2013) приобретать, достигать, нацеливаться на что-л.
ἐπωρώθησαν aor.* ind.* pass.* от πωρόω (G4456) ужесточать, грубеть (о коже), покрываться мозолями (T*; SH*; Dunn*). Inch.* aor.*, «они ожесточились». Богосл.* pass.*, «Бог ожесточил их» (Cranfield*).
ἔδωκεν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
κατανύξεως gen.* sing.* от κατάνυξις (G2659) ошеломление. Происходит от гл.* со знач. жестоко ударять или бить, оглушать (SH*; GELTS*, 240). Еврейское выражение, которое лежит в основе, обозначает состояние глубокого сна, и в Ис 29:10 употребляется для упоминания духовной нечувствительности (Cranfield*). Gen.* описания, или conj.* gen.*, «ошеломляющий дух».
βλέπειν praes.* inf.* act.* от βλέπω (G991) видеть. Inf.* результата.
ἀκούειν praes.* inf.* act.* от ἀκούω (G191) слышать. Inf.* результата. В обоих случаях речь идет не о физическом, а о духовном восприятии.
τράπεζα (G5132) стол. Первоначальный образ — кожа или ткань, которая расстилается по земле, а на нее кладется пища; но если в случае опасности те, кто ел, должны были резко вскочить, их ноги могли запутаться в ткани (Cranfield*; Fitzmyer*, 606).
παγίς (G3803) ловушка, западня.
θήρα (G2339) охотничья сеть.
σκάνδαλον (G4625) ловушка, вызов в символическом смысле (BAGD*; TDNT*; TLNT*).
ἀνταπόδομα (G468) возмещение, уплата долга, возвращение долга.
βλέπειν praes.* inf.* act.* от βλέπω (G991) видеть. Inf.* результата. Их глаза омрачены, поэтому они не видят или не могут видеть.
νῶτος (G3577) спина.
διὰ παντός (G1223; G3956) все время, постоянно (BAGD*; Cranfield*).
σύγκαμψον aor.* imper.* act.* от συγκάμπτω (G4781) наклонять, склонять, гнуться под бременем (RWP*). Это значит; «Да будут их спины всегда согнутыми под бременем, которое они несут» (Fitzmyer*, 607).
ἔπταισαν aor.* ind.* act.* от πταίω (G4417) спотыкаться.
πέσωσιν aor.* conj.* act.* от πίπτω (G4098) падать. Человек, который споткнулся, может восстановить равновесие или упасть. Это слово используется здесь в знач. непоправимой ошибки: «упасть и больше не подняться» — бегун, растянувшийся во весь рост, сходит с дистанции (SH*; Dunn*). Conj.* с ἵνα (G2443) выражает результат (Dunn*).
γένοιτο aor.* opt.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться; используется в выражении, которое эмфатически отрицает ложный вывод (см.* 3:4).
παραπτώματι dat.* sing.* от παράπτωμα (G3900) преступление, ошибочный шаг (TDNT*; EDNT*). Instr.* dat.* или dat.* причины.
παραζηλῶσαι aor.* inf.* act.* от παραζηλόω (G3863) заставлять завидовать, вызывать ревность. Артикулированный inf.* с εἰς (G1519) используется для выражения цели, указывает на божественное намерение (Dunn*).
πόσῳ μᾶλλον (G4214; G3123) насколько больше. Об этом типе доказательства см.* Рим 5:9.
πλήρωμα (G4138) полнота.
δοξάζω (G1392) praes.* ind.* act.* славить.
παραζηλώσω aor.* conj.* act.* или fut.* ind.* act.* от παραζηλόω (G3863) заставлять ревновать (см.* ст. 11).
σώσω aor.* conj.* act.* или fut.* ind.* act.* от σῴζω (G4982) выручать, спасать.
καταλλαγή (G2643) примирение (APC*, 186−223; TDNT*; см.* Рим 5:10).
πρόσλημψις (G4356) принятие.
φύραμα (G5445) масса, ком. О раввинистической практике, основанной на Чис 15:18f; см.* SB*, 4:665f.
ῥίζα (G4491) корень.
κλάδος (G2798) ветвь.
ἀγριέλαιος (G65) дикорастущая маслина (DPL*, 642−44).
ὤν praes.* act.* part.* nom.* masc.* sing.* от εἰμί (G1510) быть. Part.* может быть уступительным.
ἐνεκεντρίσθης aor.* ind.* pass.* от ἐγκεντρίζω (G1461) прививать. О прививках растений в древнем мире см.* Cranfield*; SB*, 3:290−92; NW*, 2, i:167−170; Columella, De Re Rustica, 5, 4−30; BBC*).
συγκοινωνός (G4791) участник, партнер; тот, кто разделяет что-л. с кем-л. (BAGD*; TDNT*).
πιότητος (G4096) тучность.
ἐλαίας (G1636) оливковое дерево (DPL*, 642−44).
ἐγένου aor.* ind.* med.* (dep.*) 2 pers.* sing.* от γίνομαι (G1096) становиться.
βαστάζεις praes.* ind.* act.* от βαστάζω (G941) нести, приносить; фигур. поддерживать (BAGD*).
οὖν (G3767) теперь, следовательно, делает вывод.
ἐξεκλάσθησαν aor.* ind.* pass.* от ἐκκλάω (G1575) отламывать.
κλάδος (G2798) ветвь. Без артикля слово подчеркивает особенность: «существа, которые обладают тем же свойством, что и ветви» (Godet*).
ἐγκεντρισθῶ aor.* conj.* pass.* от ἐγκεντρίζω (G1461) прививать (см.* ст. 17). Conj.* с ἵνα (G2443) с целью. О процессе прививки и его связи с образом оливкового дерева см.* Munck*, 128−30.
τῇ ἀπιστίᾳ dat.* sing.* от ἀπιστία (G570) неверие, неправедность. Dat.* причины: «из-за своего неверия» (Fitzmyer*, 615).
ἕστηκας perf.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) стоять.
ὑψηλός (G5308) высокий.
φρόνει praes.* imper.* act.* от φρονέω (G5426) думать, настраиваться на.
φοβοῦ praes.* imper.* med.* (dep.*) от φοβέομαι (G5399) бояться, страшиться.
ἐφείσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от φείδομαι (G5339) с gen.* щадить. Ind.* в cond.* 1 типа, в котором условие рассматривается как реальное.
φείσεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от φείδομαι (G5339) с gen.* щадить.
χρηστότης (G5544) доброта, благость (см.* 2:4).
ἀποτομία (G663) строгость. Это слово происходит от гл.* со знач. «отрезать», «срубать» и подчеркивает непреклонную суровость (Godet*). В папирусах это слово используется для описания строгости закона, а также трудностей и тягот, которые выпадают на долю путешественников по Нилу (MM*; Preisigke*, 1:198−99). Обратите внимание, как Иосиф Флавий использует adj.* (ἀπότομος) для описания характера Ирода Великого, который «карал сурово» — ἐπὶ τιμωρία ἀπότομον, в отличие от Агриппы, мягкого в обращении — πραΰς (Jos., Ant.* 19:329−20). Плутарх использует этот термин, когда говорит о воспитании отцом детей, в котором строгость должна сочетаться с мягкостью — ἀποτομίαν τῇ πραότητι μιγνύναι (Plutarch, Moralia, 13, d-e).
πεσόντας aor.* act.* part.* от πίπτω (G4098) падать; part.* в роли subst.*
ἐπιμένῃς praes.* conj.* act.* от ἐπιμένω (G1961) оставаться, продолжать. Conj.* используется для выражения условия.
ἐπεί (G1893) иначе.
ἐκκοπήσῃ fut.* ind.* pass.* от ἐκκόπτω (G1581) отсекать.
ἐγκεντρισθήσονται fut.* ind.* pass.* от ἐγκεντρίζω (G1461) прививать (см.* ст. 17).
ἐγκεντρίσαι aor.* inf.* act.* Inf.* как дополнение основного гл.*: «Бог способен...»
καλλιέλαιος (G2565) садовая маслина как противопоставление дикорастущей (BAGD*).
πόσῳ μᾶλλον (G4214; G3123) насколько больше? (см.* 5:9).
ἐγκεντρισθήσονται fut.* ind.* pass.* от ἐγκεντρίζω (G1461) отламывать.
μυστήριον (G3466) тайна; план и замысел Бога, в прошлом сокрытый и недоступный для человеческого познания, который теперь раскрывает Богом (LN*, 1:345; TDNT*; EDNT*; NIDNTT*, 3:501−5; Cremer*, 424f; Raymond E. Brown, The Semitic Background of the Term, “Mystery” in New Testament Study, [Philadelphia: Fortress Press, 1968]; C. C. Caragounis, The Ephesian Mysterion: Meaning and Content [Lund: Gleerup, 1977]).
ἦτε praes.* conj.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
φρόνιμος (G5429) мудрый.
πώρωσις (G4456) мозоль, огрубелость, притупление восприятия (T*; см.* ст. 7).
μέρος (G3313) часть.
γέγονεν perf.* ind.* act.* (G1096) становиться.
ἄχρις οὗ (G891; G3739) с aor.* conj.* пока, пока не (Godet*; Cranfield*).
πλήρωμα (G4138) полнота. Имеется в виду полный состав избранных разных народов (Fitzmyer*, 622).
εἰσέλθῃ aor.* conj.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) заходить, входить.
πᾶς Ἰσραήλ (G3956; G2474) весь Израиль. Это относится к прощению всего еврейского народа, всей этнической группы, а не только тех остатков, которые сохранились во времена Павла и наши времена (Johnson*).
σωθήσεται fut.* ind.* pass.* от σῴζω (G4982) спасать. Возрождение Израиля, рассеянного по разным диаспорам, было традиционной надеждой евреев, как видно из таких фрагментов, как Вт. 30:1−5; Иер 23:3; 29:14; Иез 11:17; 36:24; Мих 2:12; 4:6−7; Зах 10:8−10; Вар. 4:37; 2 Мак. 2:18; Jub. 1:15; Pss. Sol. 17:26−28; lQSa. 1:1−9 (Dunn*).
γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* указывает на непреходящий авторитет документа (MM*).
ἥξει fut.* ind.* act.* от ἥκω (G2240) приходить, присутствовать.
ῥυόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от ῥύομαι (G4506) спасать, избавлять. Praes.* подчеркивает постоянную черту. Subst.* part.* относится к Иисусу как Мессии (SH*).
ἀποστρέψει fut.* ind.* act.* от ἀποστρέφω (G575) обращаться.
ἀσεβείας нечестивость (G763) (см.* 1:18).
ἀφέλωμαι aor.* conj.* med.* от ἀφαιρέω (G851) забирать, убирать.
ἐχθρός (G2190) враг. Это указывает на отвержение Израиля, о котором Павел говорит в этой главе (Murray*).
δι᾽ ὑμᾶς (G1223; G4771) из-за вас; «вам на благо» (Barrett*). Предл.* с acc.* распространяется на конечную причину (BG*, 37).
ἀγαπητός (G27) возлюбленный.
χάρισμα (G5486) дар благодати. Бог не отступается от Своих даров благодати (Barrett*; см.* Рим 5:15).
ἠλεήθητε aor.* ind.* pass.* от ἐλεέω (G1653) быть милостивым, жалеть; pass.* заслуживать милость (TLNT*; TDNT*). Богосл.* pass.* указывает, что Бог проявляет милость.
ἀπειθείᾳ dat.* sing.* (G543) непокорность. Dat.* причины.
τῷ ὑμετέρῳ ἐλέει (G5212; G1656) посредством (из-за) вашей милости. О разных возможных толкованиях этой фразы см.* Cranfield*.
ἐλεηθῶσιν aor.* conj.* pass.* от ἐλεέω (G1653) быть помилованным. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает результат или цель.
ἐλεήσῃ aor.* conj.* act.* от ἐλεέω (G1653) миловать (см.* ст. 30). Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
βάθος (G899) глубина.
ἀνεξεραύνητος (G419) непостижимый, не поддающийся исследованию. Об использовании префикса с отр. см.* Рим 1:20; об использовании отглагольных adj.* с этим окончанием см.* M*, 221f; MH*, 188, 370f. Отцы Церкви использовали это слово, когда говорили о Боге и Его непознаваемости как одном из атрибутов (PGL*, 134).
ἀνεξιχνίαστοι (G421) nom.* pl.*, буквально: которого нельзя выследить, непостижимый, непонятный (BAGD*). Возможно, это ссылка на слово, которое используется в книге Иова (MM*; GELTS*, 35; Иов 5:9; 9:10; 34:24; о его использовании Отцами Церкви см.* PGL*, 135).
σύμβουλος (G4825) советник, помощник.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
ἀνταποδοθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἀνταποδίδωμι (G467) возмещать, отдавать, уплачивать долг.
διά (G1223) с gen.* через. Это касается управления человечеством. Все происходит через Него (Godet*).
εἰς (G1519) для. Это относится к конечной цели (Godet*).
αὐτῷ dat.* sing.* от αὐτός (G846). Ему. Dat.* личной заинтересованности.
δόξα (G1391) слава, почет, хорошая репутация (TLNT*; TDNT*). Это относится к росту славы Божьей и ее обновлению через хвалу, молитву и благодарение (Fitzmyer*, 635).