Хр. Рима 14 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Лингвистический. Роджерс

Под редакцией Кулаковых

1 Слабого в вере принимайте в свою среду, не споря с ним о его взглядах.
2 Кто-то верит, скажем, что можно есть всё, а слабый только растительную пищу1 принимает.
3 Тому, кто ест, не следует презирать того, кто не ест, и кто не ест, не должен осуждать того, кто ест: ведь Бог и его принял, как тебя!
4 И кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Перед своим господином2 стоит он или падает и будет стоять, ибо Господь3 силен поддержать его.
5 Иной считает, что один какой-то день важнее прочих, а для другого — все они равны. Важно, чтобы каждый был тверд в своих убеждениях.4
6 Кто чтит особо какой-то день, в честь Господа5 делает это.6 Кто ест — в честь Господа ест, поскольку благодарит Бога, и тот, кто не ест, не ест с мыслью о Господе — он тоже благодарит Бога.
7 Никто из нас не живет, равно никто из нас и не умирает для себя.
8 Если живем — для Господа живем, а когда умираем — для Господа и умираем. Одним словом, живем ли, умираем ли — мы всегда Господни.
9 Христос для того умер,7 а потом и ожил вновь, чтобы стать Ему Господом и мертвых и живых.
10 Как же можешь ты судить брата своего? А ты как смеешь презирать брата своего? Ведь мы все перед Божиим судом8 предстанем.
11 Написано же:

« Как верно то, что Я живу, — говорит Господь,
так и то, что предо Мной преклонится всякое колено,
и всякий язык воздаст хвалу Богу».9

12 Итак, каждый из нас за себя даст отчет [Богу].
13 Так не будем же судить друг друга, положим лучше для себя не делать никогда того, что может оказаться препятствием или камнем преткновения на пути брата нашего.
14 В Господе Иисусе знаю я и уверен в том, что нет такой пищи, которая сама по себе была бы нечиста; только то, что человек считает нечистым, оказывается для него нечистым.
15 Если брат твой смущается и огорчается тем, что ты ешь, то ты не по любви поступаешь; не губи своей пищей того, за кого умер Христос.
16 Не давайте никому повода злословить о том, что для вас хорошо.
17 Царство Божие — это ведь не еда и не питье, а праведность, и мир, и радость, даруемые Духом Святым.
18 И если человек таким образом служит Христу, он Богу угоден, и люди его уважают.
19 Так будем же всегда искать тот путь, что ведет нас к миру и взаимному укреплению в вере.
20 Ради пищи не разрушай дела Божьего. Даже если всё само по себе чисто, всё равно худо, если человек пищей своей кладет камень преткновения на пути другого. 10
21 Хорошо не есть мяса, не пить вина и вообще не делать ничего такого, что может стать камнем преткновения для брата твоего.11
22 В себе самом, перед Богом, держись того, [в чем] ты уверен. Блажен, кто может принимать решения без опасений.12
23 А кто испытывает сомнение и, однако, ест, тот уже осужден, ибо поступает не по вере; а всё, что не по вере делается, — грех.

Лингвистический. Роджерс

1 ἀσθενοῦντα praes.* act.* part.* от ἀσθενέω (G770) быть слабым. Part.* указывает на человека, вера которого ослабевает (делается слабой) в какой-л. момент или в особой ситуации (Godet*). Слабыми, вероятно, были христиане-иудеи, которые воздерживались от некоторых видов пищи и соблюдали праздничные дни из верности закону Моисея (Moo*, ER.). Одной из тем, которая часто обсуждалась на римских обедах, было: «Почему евреи не едят свинину?» (LLAR*, 46).
προσλαμβάνεσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от προσλαμβάνω (G4355) брать на себя, принимать. Это слово используется, когда речь идет о принятии Богом людей как товарищей или компаньонов (SH*).
διάκρισις (G1253) разногласие, спор; «приветствуйте, но не для того, чтобы вступать в споры о различиях во мнении» (BAGD*).
διαλογισμός (G1261) мысль, рассуждение, вопрос
2 πιστεύει praes.* ind.* act.* от πιστεύω (G4100) верить, иметь веру; то есть он полностью свободен от пережитков языческого или иудейского прошлого, которые выражаются в религиозных предрассудках (Barrett*).
φαγεῖν aor.* inf.* act.* от ἐσθίω (G2068) есть. Inf.* в роли дополнения гл.*
ἀσθενῶν praes.* act.* part.* от ἀσθενέω (G770) быть слабым (см.* ст. 1). Part.* в роли subst.*
λάχανον (G3001) овощ. Практика вегетарианства по религиозным или философским причинам была хорошо известна в античном мире (Dunn*; NW*, 2, i:212−14).
3 ἐσθίων praes.* act.* part.* от ἐσθίω (G2068) есть. Part.* в роли subst.*
ἐσθίοντα praes.* act.* part.* acc.* masc.* sing.* Part.* в роли subst.*
ἐξουθενείτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от ἐξουθενέω (G1848) считать несущественным, обращаться подозрительно, не обращать внимания, презирать (BAGD*).
ἐσθίοντα praes.* act.* part.* от ἐσθίω (G2068) есть.
κρινέτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от κρίνω (G2919) судить.
προσελάβετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от προσλαμβάνω (G4355) принимать (см.* ст. 1).
4 εἶ praes.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
κρίνων praes.* act.* part.* от κρίνω (G2919) судить.
ἀλλότριος (G245) принадлежащий другому, чужой.
οἰκέτης (G3610) раб, слуга.
ἰδίῳ dat.* sing.* от ἴδιος (G2398) собственный. «Своему собственному господину». Dat.* отношения. Он несет ответственность перед собственным господином (SH*).
σταθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἵστημι (G2476) pass.* стоять. Об отложит. pass.* см.* RG*, 817.
δυνατεῖ praes.* ind.* act.* от δυνατέω (G1414) быть способным, быть достаточно сильным, с inf.* (BAGD*).
στῆσαι aor.* inf.* act.* от ἵστημι (G2476) заставить стоять. Inf.* как дополнение к основному гл.*
5 παρ᾽ (G3844) более чем. Предлог указывает на предпочтение (Dunn*). Вероятно, это имеет отношение к соблюдению субботы (Dunn*; Cranfield*).
πληροφορείσθω praes.* imper.* pass.* от πληροφορέω (G4135) наподнять, полностью убеждать; pass.* быть полностью убежденным, уверенным (BAGD*).
6 φρονῶν praes.* act.* part.* от φρονέω (G5426) думать о чем-л., оценивать, относиться. Part.* в роли subst.*
ἐσθίων praes.* act.* part.* от ἐσθίω (G2068) есть. Part.* в роли subst.*
εὐχαριστεῖ praes.* ind.* act.* от εὐχαριστέω (G2168) благодарить, с dat.*
7 ἑαυτῷ dat.* sing.* от ἑαυτοῦ (G1438) refl.* pron.* Dat.* преимущества или личной заинтересованности.
ζῇ praes.* ind.* act.* от ζάω (G2198) жить.
ἀποθνῄσκει praes.* ind.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать.
8 τε (G5037) и.
ζῶμεν praes.* conj.* act.* от ζάω (G2198) жить. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, предполагающем возможность условия.
κυρίῳ dat.* sing.* от κύριος (G2962) Господь. Dat.* преимущества или личной заинтересованности: «во благо или ради Господа».
ζῶμεν praes.* ind.* act.* от ζάω (G2198) жить.
ἀποθνῄσκωμεν praes.* conj.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать. Conj.* в cond.* 3 типа.
τοῦ κυρίου (G2962) gen.* sing.* Gen.* обладания.
ἐσμέν praes.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
9 ἀπέθανεν aor.* ind.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать.
ἔζησεν aor.* ind.* act.* от ζάω (G2198) жить.
ζώντων praes.* act.* part.*
κυριεύσῃ aor.* conj.* act.* от κυριεύω (G2961) господствовать над, править, с gen.* Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
10 παραστησόμεθα fut.* ind.* med.* (dep.*) от παρίστημι (G3936) стоять, стоять возле, предстоять.
ἐξουθενεῖς praes.* ind.* act.* от ἐξουθενέω (G1848) смотреть (см.* ст. 3).
11 γέγραπται perf.* act.* pass.* от γράφω (G1125) писать.
κάμψει fut.* ind.* act.* от κάμπτω (G2578) преклонять.
ἐξομολογήσεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἐξομολογέω (G1843) исповедовать, признавать, славить.
12 δώσει fut.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать, давать отчет.
13 κρίνωμεν praes.* conj.* act.* от κρίνω (G2919) судить, побудительный conj.*
κρίνατε aor.* imper.* act.* от κρίνω (G2919) судить (BBC*).
τιθέναι praes.* inf.* act.* от τίθημι (G5087) помещать.
πρόσκομμα (G4348) преткновение, возможность поддаться на провокацию или оступиться (BAGD*).
σκάνδαλον (G4625) соблазн, приманка, которая заставляет упасть в западню; нечто, завлекающее нас и ввергающее во грех (NTW*, 111−14; TDNT*; TLNT*).
14 πέπεισμαι perf.* ind.* pass.* от πείθω (G3982) убеждать; pass.* быть убежденным, доверять. Perf.* указывает на длительное состояние: «я убедился и доверяю». Здесь присутствует тройной акцент: «я знаю», «я убежден», «в Господе»; это очень усиливает высказывание; ясно, что Павел хотел обратить на него внимание (Dunn*).
κοινόν n.* nom.* sing.* от κοινός (G2839) обыденный, нечистый, мирской. Это термин для определения привычек и обычаев, которые считались запретными для набожных иудеев, хотя для всего остального мира были обычной практикой (SH*).
εἰ μή (G1487; G3361) кроме.
λογιζομένῳ praes.* med.* (dep.*) part.* от λογίζομαι (G3049) считать, полагать.
εἶναι praes.* inf.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Inf.* как дополнение предшествующего part.*
15 βρῶμα (G1033) пища.
λυπεῖται praes.* ind.* pass.* от λυπέω (G3076) быть причиной скорби, вредить. Имеется в виду горькое и болезненное чувство, рождающееся в сердце слабого (Godet*).
περιπατεῖς praes.* ind.* act.* от περιπατέω (G4043) ходить, вести образ жизни.
ἀπόλλυε praes.* imper.* act.* от ἀπόλλυμι (G622) уничтожать, разрушать.
ἀπέθανεν aor.* ind.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать.
16 βλασφημείσθω praes.* imper.* pass.* от βλασφημέω (G987) хулить, злословить. Разрешительный pass.*
ὑμῶν τὸ ἀγαθόν (G4771; G3588; G18) ваше благо. Может относиться к внутренней свободе или Евангелию и его благам (Cranfield*; Dunn*).
17 βρῶσις (G1035) еда.
πόσις (G4213) питье.
18 ἐν τούτῳ. (G1722; G3778) в этом; то есть признав, что пища и еда второстепенны (Barrett*).
δουλεύων praes.* act.* part.* от δουλεύω (G1398) служить в качестве раба.
εὐάρεστος (G2101) приносящий удовольствие.
δόκιμος (G1384) одобренный, принятый после рассмотрения (TDNT*; TLNT*).
19 διώκωμεν praes.* conj.* act.* от διώκω (G1377) преследовать, упорно следовать. Побудительный conj.*, «будем же следовать».
οἰκοδομή (G3619) строительство как процесс; фигуральное обозначение духовного укрепления, наставления, созидания (BAGD*).
20 κατάλυε praes.* imper.* act.* от καταλύω (G2647) разрушать, опрокидывать. Это антоним идеи возведения, выраженной в слове οἰκοδομή (Murray*). Praes.* imper.* с отр. μή (G3361) указывает на прекращение развивающегося действия или на то, что действие не должно быть привычным (см.* Рим 6:12).
τῷ ἀνθρώπῳ (G444) этический dat.*, «в осуждение человека, который ест».
πρόσκομμα (G4348) преткновение, вызов (см.* ст. 13).
ἐσθίοντι praes.* act.* part.* (adj.*) от ἐσθίω (G2068) есть. Эти слова могут относиться как к сильному, так и к слабому (Dunn*).
21 φαγεῖν aor.* inf.* act.* от ἐσθίω (G2068) есть. Артикулированный inf.* в роли subst.*, «еда».
κρέας (G2907) мясо.
πιεῖν aor.* inf.* act.* от πίνω (G4095) пить. Артикулированный inf.* в роли subst.*
προσκόπτει praes.* ind.* act.* от προσκόπτω (G4350) спотыкаться о камень или другое препятствие на пути. Здесь имеется в виду подвергнуться воздействию греха (T*).
22 ἔχε praes.* imper.* act.* от ἔχω (G2192) иметь.
κρίνων praes.* act.* part.* от κρίνω (G2919) судить. Subst.* part.* praes.* используется для описания постоянной особенности.
δοκιμάζει praes.* ind.* act.* от δοκιμάζω (G1381) одобрять после испытаний и исследования (SH*).
23 διακρινόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от διακρίνω (G1252) судить, колебаться, взвешивать мнения.
25 δυναμένῳ praes.* med.* (dep.*) part.* от δύναμαι (G1410) быть способным.
στηρίξαι aor.* inf.* act.* от στηρίζω (G4741) утверждать, укреплять, устанавливать. Инфинитив как дополнение основного гл.*
ἀποκάλυψις (G602) раскрытие, откровение.
σεσιγημένου perf.* pass.* part.* от σιγάω (G4601) молчать. Perf.* part.* подчеркивает состояние или условие; здесь: состояние молчания (RWP*).
26 φανερωθέντος aor.* pass.* part.* от φανερόω (G5319) прояснять, проявлять, открывать.
προφητικός (G4397) пророческий.
ἐπιταγή (G2003) заповедь, повеление.
γνωρισθέντος aor.* pass.* part.* от γνωρίζω (G1107) делать известным.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: овощи/зелень.
4  [2] — Или: Господом; словами «Господь» и «Господин» переводится одно и то же греч. слово.
4  [3] — В некот. рукописях: Бог.
5  [4] — Или: каждый по своему пониманию должен прийти к твердому убеждению.
6  [5] — Здесь и ниже в этом стихе друг. возм. пер.: с мыслью о Господе; букв.: Господу.
6  [6] — Некот. рукописи добавляют: и кто не чтит особо какой-то день, Господу не чтит.
9  [7] — Некот. рукописи добавляют: и воскрес.
10  [8] — Букв.: перед судейским престолом Бога (в некот. рукописях: Христа).
11  [9] — Друг. возм. пер.: исповедает Бога. Ис 49:18; Ис 45:23 (LXX).
20  [10] — Друг. возм. пер.: плохо человеку, если он ест, мучимый совестью.
21  [11] — Некот. рукописи добавляют: или причиной падения, или он ослабеет.
22  [12] — Букв.: блажен тот, кто не осуждает себя за то решение, которое принимает.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.