Хр. Рима 9 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Лингвистический. Роджерс

Под редакцией Кулаковых

1 Во Христе пребывая, скажу вам по правде, не солгу (порукой в том совесть моя, озаренная Духом Святым):1
2 [2-3] ношу я в своем сердце неизбывную боль, великую скорбь о братьях моих, родных мне по плоти и крови.2 Уж лучше бы мне самому быть анафеме3 преданным ради них, от Христа отлученным.
3
4 Израильтяне они. Бог удостоил их быть сынами Его, явил им славу Свою и дал им Свои заветы.4 Есть Закон у них, и служение в храме, и Божии обещания.5
5 У них — праотцы, и от них же по плоти Христос, Который превыше всех, Бог наш вовеки благословенный.6 Аминь.
6 Никак, однако, не могло утратить силу слово7 Божие об Израиле. Не все, кто от Израиля, будут считаться израильтянами.
7 И не все потомки Авраама будут истинными детьми его. Ведь было сказано: «Рожденные от Исаака8 будут признаны твоими потомками».9
8 Так что не все рожденные по плоти10 — дети Божии; лишь те, чье рождение было обещано Богом, признаются потомством Авраама.
9 И такие были слова в том обещании: «В должное время опять Я приду, и у Сарры будет сын».11
10 И это не всё: у детей Ревекки12 был один отец, наш праотец Исаак,
11 однако еще прежде, чем они родились и сделали что-либо доброе или худое, уже тогда, чтоб неизменно торжествовал Божий выбор
12 (не человеческие заслуги, а призыв Бога), ей было сказано: «Старший будет в подчинении у младшего».13
13 В Писании так и говорится:

«Иакова14 Я возлюбил,
а Исава отверг».15

14 Скажем ли мы, что у Бога неправда? Конечно же, нет!
15 Моисею Он сказал:

«Я милость Свою окажу, кому захочу,
и, кого захочу, того пожалею».16

16 Так что дело не в желании и не в усилии человека, а в милости Бога.
17 В Писании есть слова Его фараону: «Я затем и возвысил тебя, чтобы силу Мою явить на тебе и чтобы по всей земле возвестили имя Мое».17
18 Это значит, что милует Он, кого пожелает, и упрямым делает, кого захочет.
19 Но спросите вы у меня: «Как же может [тогда] обвинять Он кого-то? Разве в силах кто противиться воле Его?»
20 А кто ты есть, человек, чтоб пререкаться тебе с Богом? Сосуд скажет ли гончару: «Зачем ты сделал меня таким?»18
21 Не властен разве горшечник над глиной, не вправе ли он из одного и того же кома глины сделать некий сосуд для особого, а другой — для обычного употребления?
22 Не так ли и Бог, даже когда хотел Он обнаружить Свой праведный гнев и явить Свою мощь, с долготерпением великим щадил те сосуды, что вызывали у Него гнев19 и подлежали уничтожению,
23 щадил, чтобы открыть всё богатство славы Своей над сосудами, которые по милости Своей предуготовил Он к славе, —
24 над нами, призванными не только из иудеев, но также из язычников?
25 Как в книге Осии Он о том говорит:

«Не Мой народ назову Своим,
и ту, которая не была любима,
возлюбленной Я назову.20

26

И будет так, что на том же месте,
где сказано было: „Не Мой вы народ“,
назовут их сынами Бога Живого».21

27 А об Израиле провозглашает Исайя:22

«Пусть будут израильтяне неисчислимы,
словно песок морской,
всё же спасется только остаток,

28

ибо Господь без промедления и до конца
Свой приговор на земле исполнит».23

29 Исайя и прежде говорил о том же:

«Когда бы Господь Саваоф
не оставил нам некоторого потомства,
мы стали бы как Содом
и уподобились Гоморре».24

30 Что же выходит? Язычники, хоть и не искали праведности, всё же достигли ее, обрели праведность, основанную на вере.
31 А Израиль, устремляясь к закону праведности, так и не пришел к нему.
32 Почему? Потому что их стремления основывались не на вере, а на делах, и они споткнулись о «камень преткновения»,
33 как и было написано:

«Вот, кладу на Сионе25 Я Камень,
и будут о Него спотыкаться,
будут падать из-за Него.26
И верующий в Него посрамлен не будет».27

Лингвистический. Роджерс

1 О строении Рим 9 — 11, основанных на цитатах из ВЗ, см.* James W. Aageson, “Scripture and Structure in the Development of the Argument of Romans 9−11”, CBQ* 48 (1986): 265−89.
συμμαρτυρούσης praes.* act.* part.* от συμμαρτυρέω (G4828) свидетельствовать вместе, удостоверять, доказывать, уверять (Cranfield*; см.* Рим 8:16). Gen.* abs.* Причинное или temp.* part.*, «пока, или потому что моя совесть свидетельствует».
μοι dat.* sing.* от ἐγώ (G1473) я, указывает на получателя свидетельства (Dunn*).
συνείδησις (G4893) совесть (см.* 2:15).
2 λύπη (G3077) скорбь, печаль как состояние ума (SH*).
μοί dat.* sing.* (G1473) мне. Dat.* обладания, «моя печаль».
ἀδιάλειπτος (G88) постоянный, возрастающий, непрекращающийся (см.* 1:9).
ὀδύνη (G3601) боль. Имеется в виду тоска или сердечная боль, которая является результатом скорби (SH*).
3 ηὐχόμην impf.* ind.* med.* (dep.*) от εὔχομαι (G2172) молиться, желать; идиоматический impf.*, «я желал бы» (RWP*; о желательном impf.* см.* IBG, 9).
ἀνάθεμα (G331) вещь или человек, преданный разрушению, проклятый (Barrett*; TDNT*; SB*, 3:260−61).
συγγενής (G4773) родственник, соплеменник.
4 ὧν gen.* pl.* от ὅς (G3739) кто, rel.* pron.* «которому принадлежит».
υἱοθεσία (G5206) принятие (см.* 8:15).
διαθήκη (G1242) соглашение, завет, договор (TDNT*). Вероятно, Павел имеет в виду заветы, данные Аврааму, Израилю через Моисея и Давиду (Cranfield*).
νομοθεσία (G3548) дарование закона.
λατρεία (G2999) религиозное служение. Совокупность левитских служб, предписываемых законом (Godet*) и поклонение в храме (Dunn*; Cranfield*).
ἐπαγγελία (G1860) обещание. Обещания относятся к завету, данному Аврааму, в том числе обетованию земли и благословения всех семей, на ней живущих (Cranfield*; Dunn*).
5 πατήρ (G3962) отец.
τὸ κατὰ σάρκα (G2596; G4561) артикль в роли adv.* acc.* сильно подчеркивает ограничение: «насколько касается физической сферы» (BD*, 139). Физически Мессия был потомком Давида (см.* 1:3).
ὤν praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть. Subst.* part.* подчеркивает качество. О разных возможных ссылках на Христа или Бога Отца см.* Cranfield*; Fitzmyer*, 548; SH*; Dunn*.
εὐλογητός (G2128) блаженный.
6 οὐχ οἷον (G3756; G3634) rel.* pron.* качественный род или образ действия, подобный. Здесь используется как устойчивое выражение: «но не то, чтобы» (AS*).
ἐκπέπτωκεν perf.* ind.* act.* от ἐκπίπτω (G1601) отпадать, выпадать со своего места; то есть погибать или становиться бесполезным (SH*).
7 κληθήσεται fut.* ind.* pass.* от καλέω (G2564) звать.
8 λογίζεται praes.* ind.* pass.* от λογίζομαι (G3049) быть сосчитанным.
9 ἐλεύσομαι fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить.
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
10 Ῥεβέκκα (G4479) Ревекка. Вероятно, лучше всего воспринимать это как nom.* abs.*, вводящий утверждения ст. 11 и 12 (Murray*).
κοίτη (G2845) постель, сексуальная связь (SB*, 3:265−66). Используется с ἔχουσα praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь. Используется как идиома: «имея средства, чтобы зачать» (BAGD*).
11 μήπω (G3380) пока не.
γεννηθέντων aor.* pass.* part.* от γεννάω (G1080) вынашивать; pass.* рождаться. Gen.* abs.*
πραξάντων aor.* act.* part.* от πράσσω (G4238) делать. Gen.* abs.*
φαῦλος (G5337) плохой, пустой. Основное значение — бесполезность (Trench, Synonyms*, 317f).
ἐκλογή (G1589) избрание, выбор.
πρόθεσις (G4286) замысел. Это соответствует учению фарисеев о предназначении (см.* 8:28; Gerhard Maier, Mensch und freier Wille nach den jüdischen Religionsparteien zwischen Ben Sira und Paulus [Tübingen: J. C. B. Mohr, 1971], 1−23).
μένῃ praes.* conj.* act.* от μένω (G3306) оставаться. Praes.* подчеркивает постоянное пребывание. Conj.* с ἵνα (G2443) показывает результат.
12 καλοῦντος praes.* act.* part.* от καλέω (G2564) звать. Part.* в роли subst.*
ἐρρέθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от λέγω (G3004) говорить.
μείζων comp.* от μέγας (G3173) большой; comp.* больше, здесь в знач. старше по возрасту.
δουλεύσει fut.* ind.* act.* от δουλεύω (G1398) служить в качестве раба, с dat.*
ἐλάσσονι (G1640) comp.* от μικρός (G3398) малый; comp.* меньший; в знач. моложе по возрасту.
13 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* подчеркивает длительный авторитет написанного (MM*).
ἠγάπησα aor.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить.
ἐμίσησα aor.* ind.* act.* от μισέω (G3404) ненавидеть. Евр* идиома значит: «Я предпочитаю Иакова Исаву» (Мал 1:2−3), но Павел мог использовать это слово в буквальном значении (Barrett*; Cranfield*; Dunn*; SB*, 3:267).
14 ἐροῦμεν fut.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
μή (G3361) используется в вопросах, на которые ожидается ответ: «нет».
γένοιτο aor.* opt.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться. Это выражение предостерегает от ложного вывода (см.* 3:4).
15 ἐλεήσω fut.* ind.* act.* от ἐλεέω (G1653) проявлять милость, сострадать нуждающемуся и помогать ему (TLNT*; TDNT*; EDNT*).
οἰκτιρήσω fut.* ind.* act.* от οἰκτίρω (G3627) проявлять сострадание, искренне сочувствовать (TDNT*; EDNT*). Первое из этих слов обозначает сердечное сострадание, второе — проявление этого чувства (Godet*).
16 ἄρα οὖν (G686; G3767) итак; делает вывод из предыдущего.
θέλοντος praes.* act.* part.* gen.* masc.* sing.* от θέλω (G2309) желать. Subst.* part.* praes.* описывает текущую деятельность. Gen.* может быть объектным при опущенном слове — «милость» (Cranfield*) или это может быть gen.* источника: «Милость Бога не проистекает из человеческих усилий».
τρέχοντος praes.* act.* part.* от τρέχω (G5143) бежать. Эти два слова обозначают человеческий порыв, они могут обращаться к символике спортивного соревнования и подводить итог человеческих возможностей (Michel*; Dunn*; PAM*, 135−36).
ἐλεῶντος praes.* act.* part.* (adj.*) от ἐλεέω (G1653) проявлять милость (см.* ст. 15).
17 ἐξήγειρα aor.* ind.* act.* от ἐξεγείρω (G1825) подниматься, вставать. Относится к Богу, Который призывает актеров на сцену истории (SH*).
ἐνδείξωμαι aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἐνδείκνυμι (G1731) показывать, доказывать.
διαγγελῇ aor.* conj.* pass.* от διαγγέλλω (G1229) провозглашать.
18 σκληρύνει praes.* ind.* act.* от σκληρύνω (G4645) осложнять.
19 μέμφεται praes.* ind.* med.* (dep.*) от μέμφομαι (G3201) винить, обвинять.
ἀνθέστηκεν perf.* ind.* act.* от ἀνθίστημι (G436) противостоять, сопротивляться.
20 μενοῦνγε (G3304) напротив (Thrall*, 34f).
εἶ praes.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
ἀνταποκρινόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от ἀνταποκρίνομαι (G470) возражать, отвечать, спорить. Предложное сочетание указывает на взаимное действие (MH*, 297).
πλάσμα (G4110) то, что отливается в форму (AS*).
πλάσαντι aor.* act.* part.* от πλάσσω (G4111) формировать, отливать. Aor.* используется для выражения действия, логически предшествующего действию основного гл.* Однокоренные слова используются для того, чтобы выделить противопоставление.
ἐποίησας aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать, планировать.
21 κεραμεύς (G2763) горшечник.
πηλός (G4081) глина (GELTS*, 375). Gen.* используется со словом ἐξουσίαν («власть»); то есть «власть над глиной».
φύραμα (G5445) глиняная смесь. Об использовании метафоры глины и изготовления посуды в ВЗ и иудаизме см.* Moo*.
ποιῆσαι aor.* inf.* act.* от ποιέω (G4160) (см.* ст. 20). Эпэкз.* inf.* объясняет авторитет.
σκεῦος (G4632) сосуд
ἀτιμία (G819) бесчестие. То есть, один сосуд предназначается для благородных, а другой — для неблагородных целей (Barrett*). Коринф, в котором Павел писал свое послание римлянам, славился своими горшечниками (см.* 2 Кор 4:7).
22 θέλων praes.* act.* part.* от θέλω (G2309) желать. Praes.* описывает текущую деятельность. Subst.* part.*
ἐνδείξασθαι aor.* inf.* med.* (dep.*) от ἐνδείκνυμι (G1731) показывать, доказывать, демонстрировать что-л. кому-л. (BAGD*). Inf.* в роли дополнения основного гл.*
γνωρίσαι aor.* inf.* act.* от γνωρίζω (G1107) делать известным.
ἤνεγκεν aor.* ind.* act.* от φέρω (G5342) нести, сносить.
μακροθυμίᾳ (G3115) dat.* sing.* долготерпение (см.* Рим 2:4).
κατηρτισμένα perf.* pass.* part.* (adj.*) от καταρτίζω (G2675) готовить, подготавливать. Perf.* подчеркивает состояние или условие (см.* 3:21). Pass.* (GGBB*, 417−18), не med.* (Cranfield*).
ἀπώλεια (G684) разрушение, уничтожение.
23 γνωρίσῃ aor.* conj.* act.* от γνωρίζω (G1107) делать известным. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
δόξα (G1391) честь, слава.
ἔλεος (G1656) милость.
προητοίμασεν aor.* ind.* act.* от προετοιμάζω (G4282) готовить заранее. Предложное сочетание является temp.* и указывает на предшествующее действие.
24 οὓς acc.* pl.* от ὅς (G3739) кто, который; «даже нас, которых Он призвал». Rel.* pron.* согласовано по роду с личным pron.*
ἐκάλεσεν aor.* ind.* act.* от καλέω (G2564) звать (см.* ст. 7).
25 καλέσω fut.* ind.* act.* от καλέω (G2564) звать.
ἠγαπημένην perf.* pass.* part.* от ἀγαπάω (G25) любить.
26 ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
ἐρρέθη aor.* ind.* pass.* от λέγω (G3004) говорить.
κληθήσονται fut.* ind.* pass.*, см.* ст. 7.
ζῶντος praes.* act.* part.* (adj.*) от ζάω (G2198) жить. Praes.* выражает одновременное или длительное действие.
27 praes.* conj.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Conj.* с ἐάν (G1437) выражает условие.
ἀριθμός (G706) число.
ἄμμος (G285) песок.
ὑπόλειμμα (G2640) остаток.
σωθήσεται fut.* ind.* pass.* от σῴζω (G4982) избавлять, спасать.
28 συντελῶν praes.* act.* part.* от συντελέω (G4931) доводить до конца, завершать, заканчивать. Предложное сочетание является перфективирующим (MH*, 325).
ποιήσει fut.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать, поступать.
29 προείρηκεν perf.* ind.* act.* от προλέγω (G4302) предрекать.
ἐγκατέλιπεν aor.* ind.* act.* от ἐγκαταλείπω (G1459) оставлять в покое. Используется в cond.* 2 типа, которое противоречит фактам
ἐγενήθημεν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
ὡμοιώθημεν aor.* ind.* pass.* от ὁμοιόω (G3666) быть подобным.
30 ἐροῦμεν (G3004), см.* ст. 14.
διώκοντα praes.* act.* part.* от διώκω (G1377) охотиться, гнать, преследовать.
κατέλαβεν aor.* ind.* act.* от καταλαμβάνω (G2638) захватывать, овладевать.
31 διώκων praes.* act.* part.* от διώκω (G1377) охотиться.
ἔφθασεν aor.* ind.* act.* от φθάνω (G5348) достигать.
32 προσέκοψαν aor.* ind.* act.* от προσκόπτω (G4350) напарываться на что-л., спотыкаться.
πρόσκομμα (G4348) преткновение, оскорбление.
33 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать (см.* ст. 13).
ἰδού aor.* imper.* act.* от ὁράω (G3708) видеть.
τίθημι (G5087) praes.* ind.* act.* помещать.
σκάνδαλον (G4625) камень преткновения, нечто, бросающее вызов (TDNT*; DPL*, 918−19; NTW*, 111−14; TLNT*).
πιστεύων praes.* act.* part.* от πιστεύω (G4100) верить.
καταισχυνθήσεται fut.* ind.* pass.* от καταισχύνω (G2617) стыдиться.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: свидетельствует вместе со мной совесть моя в Духе Святом.
2  [2] — Или: братьев моих соотечественников.
2  [3] — Анафема (греч.) — всё, что через особое предание суду (в прежних переводах «заклятие») оказывалось обреченным на уничтожение; это могли быть люди, скот или вещи. См. Нав 6−7; Лев 27:28. В эпоху НЗ это слово приобрело значение «проклятье», «проклятое».
4  [4] — См. в Словаре Завет.
4  [5] — Букв.: им принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законодательство, и богослужение, и обещания.
5  [6] — Друг. возм. пер.: от них же по плоти Христос. Да будет Бог, (стоящий) над всеми, благословен вовеки!
6  [7] — Или: обещание.
7  [8] — См. в Словаре Исаак.
7  [9] — Быт 21:12 (LXX).
8  [10] — Букв.: дети плоти.
9  [11] — Быт 18:10,14.
10  [12] — См. в Словаре Ревекка.
12  [13] — Быт 25:23 (LXX).
13  [14] — См. в Словаре Иаков.
13  [15] — Мал 1:2,3 (LXX); букв.: возлюбил… возненавидел — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
15  [16] — Исх 33:19 (LXX).
17  [17] — Исх 9:16.
20  [18] — Ис 29:16; Ис 45:9.
22  [19] — Букв.: сосуды гнева.
25  [20] — Ос 2:23.
26  [21] — Ос 1:10 (LXX).
27  [22] — См. в Словаре Пророк.
28  [23] — Ис 10:22,23. В некот. рукописях: ибо дело/расчет оканчивает и скоро завершит в правде/праведности, потому что короткое/решительное дело/расчет совершит Господь на земле.
29  [24] — Ис 1:9 (LXX). Ср. Быт 19:24,25. См. в Словаре Содом и Гоморра.
33  [25] — См. в Словаре Сион.
33  [26] — Букв.: Камень преткновения и Скалу препятствия/повода (к неверию).
33  [27] — Ис 8:14; Ис 28:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.