По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Слово Жизни

 
 

И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
 
Иисус опять учил у озера. Вокруг Него собралась огромная толпа, так что Он был вынужден сесть в лодку и немного отплыть, а вся толпа слушала Его с берега.

Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:
 
Иисус многому учил народ в притчах, говоря им:

«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
 
— Послушайте, один человек вышел в поле сеять.

Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
Когда он разбрасывал семена, то несколько зерен упало у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
Другие зерна упали на каменистую почву, где было мало земли. Они быстро проросли, потому что земля у них была неглубока,

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те увяли и засохли, так как у них не было глубоких корней.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
 
Другие упали в терновник, который разросся, заглушил их, и семена не взошли.

Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
Но семена, которые упали на плодородную почву, взошли, выросли и дали урожай, принеся в тридцать, а то и в шестьдесят, и даже во сто крат больше, чем было посеяно!

Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Потом Иисус добавил: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!

Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
 
Позже, когда Иисус был один, Его постоянные спутники вместе с двенадцатью спросили Его о притчах.

Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
 
Иисус ответил: — Вам открыта тайна Божьего Царства, а тем, внешним, все дается в притчах,

чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2
 
чтобы "они даже видя, не увидели, и слыша, не поняли; чтобы они не обратились, и не были бы прощены".

«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3
 
Потом Иисус спросил: — Неужели и вы не поняли эту притчу? Как же вы тогда вообще сможете понимать притчи?

Сеятель здесь сеет слово.
 
Сеятель сеет слово.

С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
 
Те, что на обочине, как только услышат слово, так приходит сатана и похищает посеянное.

Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
 
Другие похожи на семена, посеянные на каменистой почве. Эти люди, когда слышат слово, сразу же принимают его с радостью.

но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
Но они не имеют в себе корня, и поэтому их хватает лишь на короткое время, и когда они сталкиваются с трудностями или преследованиями за слово, они сразу же отступаются.

А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
 
Третьи — как семена, попавшие в терновник. Они слышат слово,

однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
но повседневная суета, любовь к богатству и прочие страсти заглушают в них слово, делая его бесплодным.

Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
A есть люди, похожие на семена, посеянные в плодородную почву. Они слышат слово, принимают его и приносят плод — в тридцать, шестьдесят, а то и во сто крат больше посеянного.

И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
 
Затем Он сказал: — Разве для того вносят в дом свечу, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Наоборот, ее ставят на подсвечник.

Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
 
Все тайное станет явным, и все скрытое выйдет наружу.

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Если у кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит.

«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
 
Будьте внимательны к тому, что вы слышите. Какою мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено, и даже прибавлено.

Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
 
У кого есть, тому будет дано еще, а у кого нет — у того будет отнято и то, что у него есть.

«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
 
Еще Он сказал: — Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле.

Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
 
Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как,

Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
 
ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос, колос наливается зерном,

И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
 
и когда наступает жатва, человек приходит с серпом жать.

С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
 
Иисус продолжал: — С чем можно сравнить Божье Царство? В какой притче можно описать его?

Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
 
Оно как горчичное зерно. Когда его сеют в землю, оно гораздо меньше всех других семян,

Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
 
но когда вырастает, то становится больше всех огородных растений и раскидывает такие большие ветви, что птицы могут вить гнезда в их тени.

С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
 
Иисус рассказывал им много подобных притч. Он не говорил им больше того, что они были в силах воспринять.

(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
 
Без притч Иисус вообще не учил, но когда Он оставался наедине со своими учениками, Он все им объяснял.

А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
 
В тот же день, вечером, Иисус сказал своим ученикам: — Давайте переправимся на другую сторону озера.

Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
 
Отпустив народ, они вошли в лодку к Иисусу и отплыли от берега. К ним присоединились и другие лодки.

Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
 
Вдруг на озере поднялся сильный шторм. Волны били о борта лодки, и ее стало заливать.

Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
 
A Иисус в это время спал на корме, подложив что-то под голову. Ученики разбудили Его: — Учитель! Тебе что, все равно, что мы гибнем?

Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
 
Проснувшись, Иисус запретил ветру дуть и приказал озеру: — Умолкни! Перестань! В тот же момент ветер стих, и наступил полный штиль.

Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
 
— Ну, что вы испугались? — сказал Он ученикам. — Где же ваша вера?

Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»
 
Перепуганные ученики спрашивали друг друга: — Да кто же Он такой, что и ветер и море Ему повинуются?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.