По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Слово Жизни

 
 

Тем временем, когда собрались тысячи людей, теснивших и толкавших друг друга, Иисус, обращаясь в первую очередь к Своим ученикам, сказал: «Берегитесь закваски фарисейской — лицемерия берегитесь.
 
Тем временем собрались огромные толпы, и люди теснили друг друга. Иисус начал говорить, обращаясь вначале к своим ученикам: — Берегитесь фарисейской закваски: не будьте лицемерами.

Нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, о чем не узнали бы.
 
Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы явным.

И то, что вы сказали в темноте, услышано будет при свете, и то, что вы прошептали на ухо в доме своем, во всеуслышание1 провозгласят.
 
Поэтому, что вы говорите в темноте, будет услышано при свете, и что вы прошептали во внутренней комнате, будет провозглашено с крыш.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может.
 
— Я говорю вам, Моим друзьям: не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может.

Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну.2 Да, говорю вам, Того бойтесь.
 
Я скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, убив, может бросить вас в ад. Да, говорю вам, его бойтесь.

Разве не пять птичек продаются всего за два ассария?3 И ни одна из них не забыта у Бога.
 
Не продают ли пять воробьев всего за две мелких монеты? Однако ни один из них не забыт Богом.

А на вашей голове даже волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы имеете большую ценность, чем любое множество птиц.
 
Даже волосы на вашей голове все сосчитаны! Не бойтесь, вы дороже множества воробьев!

И говорю вам: кто открыто признает Меня пред людьми, того и Я, Сын Человеческий, признаю4 пред ангелами Божьими.
 
— Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами,

А кто отречется от Меня перед людьми, будет отвергнут перед ангелами Божьими.
 
а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами.

Всякий, кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощен, но нет прощения тому, кто оскорбит5 Святого Духа.
 
Каждый, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но кто оскорбит Святого Духа, тот не будет прощен.

Когда вас будут приводить в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь о том, как вам защищаться и что говорить,
 
Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить,

ибо в тот час научит вас Дух Святой тому, что вам нужно сказать».
 
потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить.

Кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи брату моему, пусть разделит со мной наследство!»
 
Кто-то в толпе сказал Иисусу: — Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.

Но Иисус ответил тому человеку: «Друг,6 кто поставил Меня над вами судьей или посредником в вашем споре? »
 
Иисус ответил: — Друг, кто Меня назначил судьей над вами?

И, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества».
 
И Он сказал им: — Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек, его жизнь не зависит от этого.

И Он рассказал им притчу: «У одного богатого человека земля хорошо уродила,
 
И Он рассказал им притчу: — Земля одного богатого человека принесла ему хороший урожай.

и тот призадумался: „Что мне делать? Ведь мне некуда собрать мои плоды“.
 
"Что мне делать? Мне негде хранить весь собранный урожай, — подумал он.

И решил: „Вот что сделаю: снесу-ка свои житницы и построю большие, и соберу в них всю пшеницу и всё свое добро,
 
— Вот что я сделаю, — решил он тогда, — я снесу мои хранилища и построю большие, в них будет достаточно места для моего зерна и имущества.

и скажу себе: теперь7 у тебя много добра, хватит на долгие годы: отдыхай, ешь, пей, веселись!“
 
Тогда можно будет сказать себе: теперь у тебя полно добра на много лет. Отдыхай, ешь, пей, веселись".

А Бог сказал ему: „Безумный! В эту же ночь отнимут у тебя жизнь твою, и кому достанется то, что ты заготовил?“
 
Но Бог сказал ему: "Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь потребуют у тебя. Кому достанется все, что ты приготовил?"

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя и остается нищим в глазах Божиих».8
 
Так будет с каждым, кто копит богатство для себя, но не приобретает Божьего богатства.

Потом Иисус сказал ученикам [Своим]: «Вот почему Я говорю вам: не тревожьтесь о повседневной жизни вашей, что будете вы есть, и будет ли у вас одежда для тела.
 
Затем Иисус сказал своим ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь о своей жизни, что вам есть, или о теле, во что одеться.

Ведь жизнь — это больше, чем пища. И тело не больше ли, чем одежда?
 
Жизнь важнее пищи, и тело важнее одежды.

Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни житниц — Бог их питает. Насколько же вы дороже для Бога, чем птицы!
 
Посмотрите на воронов, они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, однако Бог питает их. Насколько же вы ценнее этих птиц!

И кто из вас, при всем своем беспокойстве, может продлить свою жизнь хотя бы на час?9
 
Кто из вас своими заботами может прибавить себе жизни хотя бы на час?

Если вы даже малого сделать не можете, так зачем же беспокоитесь об остальном?
 
Если вы не можете сделать даже этого, то зачем вам заботиться об остальном?

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся они, не прядут. Но Я говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.
 
Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже царь Соломон во всем своем величии не одевался так, как хотя бы одна из них.

Если даже траву на поле, которая сегодня есть, а завтра сгорит в огне,10 Бог так одевает, то тем более Он позаботится о вас, маловеры!
 
Но если Бог так одевает растение, которое сегодня есть, а завтра будет брошено в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?

Так пусть же заботы о том, что вам есть и что пить, не поглощают вас и не беспокоят,
 
Не заботьтесь о том, что вам есть или что пить, не тревожьтесь об этом.

ибо этим заняты все помыслы язычников, людей мира сего. А ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
 
Языческий мир живет в погоне за всем этим, но ваш Отец знает, что вы в этом нуждаетесь.

Ищите же Царство Его,11 и всё остальное вам также будет дано.
 
Ищите лучше Его Царства, и остальное тоже будет дано вам.

Не бойся, малое стадо, — благоволил Отец ваш Царство вам даровать.
 
Не бойся, малое стадо, ведь вашему Отцу было угодно дать вам Царство!

Продавайте ваше имущество и помогайте бедным. Приобретайте себе кладовые вечные12 и сокровища неисчерпаемые в небесах, где к нему ни вор не может приблизиться, и моль его не съест,
 
Продавайте ваше имущество и давайте милостыню. Приобретайте себе такие кошельки, которые не изнашиваются, сокровища на небе, где ни вор к ним не подберется, ни моль их не съест.

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
Потому что там, где хранится ваше богатство, там будет и ваше сердце.

Будьте наготове: подоткните одежды ваши длинные,13 светильники держите горящими,
 
— Будьте всегда готовы к действию, и пусть ваши светильники горят,

как те слуги, что ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы тотчас открыть ему, когда придет он и постучит.
 
как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему.

Блаженны слуги те, которых господин, вернувшись, бодрствующими найдет. Заверяю вас, сам он, одежды свои подоткнув, позовет слуг к столу,14 подойдет и станет им служить.
 
Счастье тем слугам, которых хозяин, возвратившись, найдет бодрствующими. Говорю вам правду, он тогда сам подпояшется как слуга, пригласит их к столу и будет прислуживать им.

И в какой бы час он ни вернулся, в полночь или на рассвете,15 если застанет их бодрствующими, блаженны они!
 
Счастливы те слуги, которых хозяин застанет готовыми, даже если он придет среди ночи или перед рассветом.

Можете быть уверены: если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, он бы не допустил, чтобы тот проник в дом его.16
 
И еще скажу: если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он не позволил бы ему проникнуть в свой дом.

И вы готовы будьте, ибо Сын Человеческий придет в тот час, в который не ждете».
 
Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда не ожидаете.

Тогда Петр сказал: «Господи, к нам ли относится эта притча или ко всем?»
 
Петр спросил: — Господи, Ты говоришь эту притчу только нам или всем?

И Господь так ответил на это: «Представьте себе верного и разумного управляющего,17 которого господин может поставить над всей прислугой своей, чтобы каждому раздавать пищу вовремя.
 
Господь ответил: — Верный и предусмотрительный управляющий, которого хозяин поставил над остальными слугами, раздает им пищу вовремя.

Блажен тот слуга, которого господин, придя, найдет поступающим точно так.
 
Счастье тому, кого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.

Заверяю вас, он поставит его управлять всем своим имуществом.
 
Говорю вам правду: он доверит ему все свое имение.

Но если тот слуга скажет сам себе: „Не скоро вернется мой господин“, — и начнет бить слуг и служанок, будет пировать и кутить,18
 
Но если тот слуга решит: "Мой хозяин придет еще не скоро", — и станет бить слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать,

то господин того слуги придет в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором тот не ведает, и предаст его ужасной смерти,19 подвергнув одной участи с неверующими.20
 
то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными.

Тот слуга, который знал волю господина своего и не приготовился или не исполнял эту волю, будет сурово наказан,
 
Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился, или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит,

а тому, кто не знал, но сделал то, что побоев достойно, наказание будет менее суровым. Кому много дано, с того много взыщут, и кому много вверено, с того больше и спросят.
 
а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится.

Огонь пришел Я зажечь на земле, и как бы Я хотел, чтобы он уже пылал!
 
— Я пришел принести огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!

Но Мне надо пройти через крещение, и как Я томлюсь, пока оно не совершится!
 
Но Мне еще предстоит пройти крещение, и как Я томлюсь, пока это не совершится!

Вы, верно, думаете, что Я пришел установить на земле мир? Нет, говорю вам, разделение Я принес.
 
Вы думаете, Я пришел, чтобы принести мир земле? Нет, говорю вам, не мир, а разделение.

Ибо отныне даже пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух и двое против трех.
 
Семья, в которой пять человек, разделится, трое против двоих и двое против троих.

Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».
 
Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови.

А народу Он сказал: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, вы сразу же говорите: „Будет дождь“, и так происходит,
 
Иисус опять обратился к народу: — Когда вы видите облако на западе, вы сразу говорите, что будет ливень, и действительно идет ливень.

а когда дует южный ветер, говорите: „Будет жарко“, и это сбывается.
 
И когда дует южный ветер, вы говорите — будет жарко, и так и бывает.

Лицемеры! Вы предсказываете погоду, глядя на небо и землю, а значение времени сего определить не можете.
 
Лицемеры! Вы знаете, что означают приметы земли и неба, так почему же вы не знаете, какое настало время?

Почему бы вам самим не решать, что же на самом деле верно пред Богом?
 
Почему вы сами не рассудите, в чем истина?

Так, например, когда ты идешь со своим противником в суд, то дорогой договорись с ним по-доброму,21 иначе дело твое попадет к судье,22 а судья отдаст тебя судебному исполнителю, и тот бросит тебя в темницу.
 
Когда ты идешь со своим противником в суд, постарайся примириться с ним еще по пути, иначе он приведет тебя к судье, судья отдаст тебя стражнику, и тот бросит тебя в тюрьму.

Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последней монеты».
 
Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда до тех пор, пока не выплатишь все до последнего гроша.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: на крышах.
5  [2] — См. в Словаре Геенна.
6  [3] — Ассарий — римская медная монета.
8  [4] — Или: исповедует Меня… исповедает и Сын Человеческий.
10  [5] — Или: произнесет хулу.
14  [6] — Букв.: человек.
19  [7] — Букв.: и скажу своей душе: душа.
21  [8] — Букв.: а не в/для Бога богатеющий.
25  [9] — Друг. возм. пер.: увеличить свой рост хотя бы на немного (букв.: на локоть — мера длины, около полуметра).
28  [10] — Букв.: будет брошена в печь.
31  [11] — В некот. рукописях: Царство Божие.
33  [12] — Букв.: сделайте себе кошельки неветшающие.
35  [13] — Букв.: пусть будут бедра ваши препоясаны.
37  [14] — Букв.: он препояшется и велит им возлечь.
38  [15] — Букв.: и если придет во вторую или в третью стражу (ночи), во времена НЗ ночь делилась на 4 части (стражи), при этом конец 2-й стражи всегда выпадал на 12 часов ночи нашего времени.
39  [16] — Букв.: не допустил бы он подкопать дома своего.
42  [17] — Букв.: кто в таком (случае) верный и разумный управляющий.
45  [18] — Букв.: есть, пить и пьянствовать.
46  [19] — Друг. возм. пер.: накажет его жесточайшим образом/изгонит его.
46  [20] — Или: неверными.
58  [21] — Букв.: попытайся избавиться/освободиться от него.
58  [22] — Букв.: чтобы он не повлек тебя к судье.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.