По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Слово Жизни

 
 

Однажды в субботу Иисус пришел в дом к одному из начальствующих фарисеев на обед. За Ним внимательно наблюдали.
 
Однажды в субботу, когда Иисус пришел на обед к одному из самых уважаемых фарисеев, фарисеи внимательно следили за Ним.

Как вдруг перед Ним появился человек, больной водянкой.
 
Напротив Иисуса сидел человек, больной водянкой.

Обратившись к законникам и фарисеям, Иисус спросил: «В субботу позволяется исцелять1 или нет?»
 
Иисус спросил знатоков закона и фарисеев: — Разрешено исцелять в субботу или нет?

Но они промолчали. Тогда Он, прикоснувшись к больному, исцелил его и отпустил домой.
 
Они молчали. Тогда Иисус, коснувшись человека, исцелил его и отослал.

А им Он сказал: «Если у кого из вас дитя2 или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его, случись это в день субботний?»
 
Затем Он сказал им: — Если у кого-то из вас сын или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его немедленно, даже если это будет в субботу?

И они не смогли ничего возразить Ему на это.
 
Им нечего было ответить.

Когда Иисус заметил, что гости выбирали себе почетные места за столом, Он в поучение сказал:3
 
Иисус заметил, как гости выбирали почетные места за столом, и рассказал им притчу:

«Если тебя пригласили на брачный пир, не занимай почетного места. Может оказаться, что приглашен еще кто-то, более почетный гость, чем ты.
 
— Когда тебя приглашают на свадебный пир, не садись на почетное место, ведь может случиться так, что среди приглашенных окажется кто-то знатнее тебя,

И хозяин, пригласивший тебя и его, подойдет к тебе и скажет: „Уступи это место ему“, и ты со стыдом перейдешь на последнее место.
 
и тогда хозяин, пригласивший и тебя и его, подойдет к тебе и скажет: "Уступи место этому человеку". И тебе придется со стыдом занять самое последнее место.

Но если ты приглашен, иди и займи последнее место, и когда придет пригласивший тебя хозяин и скажет тебе: „Друг, пройди сюда, повыше“, то будет тебе оказана честь в присутствии всех, кто с тобой за столом,
 
Итак, когда тебя пригласили, пойди и сядь на самое последнее место, чтобы хозяин подошел к тебе и сказал: "Друг, пересядь на лучшее место". Тогда тебе будет оказан почет перед всеми гостями.

ибо всякий возвышающий себя будет унижен, а умаляющий себя4 — возвысится».
 
Так что каждый возвышающий себя будет унижен, и унижающий себя будет возвышен.

Также и фарисею, пригласившему Его, Иисус сказал: «Когда устраиваешь ты обед или ужин, не приглашай твоих друзей, братьев, прочих родственников или богатых соседей. Они в ответ непременно пригласят тебя, и в этом будет вся твоя награда.5
 
Затем Иисус сказал хозяину: — Когда ты устраиваешь званый обед или ужин, то не приглашай своих друзей, братьев, родственников или богатых соседей, чтобы они не пригласили тебя в ответ и тем не отплатили тебе.

Нет, когда устраиваешь пир, приглашай бедных, хромых, слепых, увечных,
 
Когда ты устраиваешь пир, приглашай на него бедных, калек, хромых, слепых.

и блажен будешь, потому что им нечем воздать тебе, и воздастся тебе в день, когда воскреснут праведные».6
 
Вот тогда ты будешь счастлив, потому что они не могут отблагодарить тебя, и ты получишь награду в воскресение праведных.

Услышав это, один из гостей, находившихся за столом, воскликнул: «Блажен, кто будет на пиру7 в Царстве Божием!»
 
Когда один из обедавших услышал это, он сказал Иисусу: — Счастлив тот, кто будет пировать в Царстве Бога.

Но Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей.
 
Иисус ответил ему: — Один человек приготовил большой пир и пригласил много гостей.

И, когда пришло время,8 он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: „Приходите, ведь всё уже готово!“
 
Когда подошло время пира, он послал своего слугу сказать приглашенным: "Приходите, уже все готово".

И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: „Я купил землю и должен обязательно пойти и посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня“.
 
Но приглашенные начали извиняться. Первый сказал: "Я только что купил землю и мне надо пойти и посмотреть ее. Извини меня, пожалуйста".

Другой сказал: „Я купил пять пар волов и иду испытать их в работе. Прошу тебя, извини меня“.
 
Другой сказал: "Я купил пять пар волов и иду испытать их, извини меня, пожалуйста".

А третий сказал: „Я женился и поэтому не могу прийти“.
 
Третий сказал: "Я только что женился и поэтому не могу прийти".

И слуга, возвратившись домой, рассказал об этом своему господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге своему: „Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых“.
 
Слуга вернулся и рассказал все хозяину. Тогда хозяин дома рассердился и приказал слуге: "Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда бедных, калек, слепых и хромых".

Выполнив поручение, слуга сказал: „Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место“.
 
"Господин, — сказал слуга, — то, что ты повелел, выполнено, но еще есть место".

„Выйди из города и пройди по проселочным дорогам и вдоль изгородей, — ответил его господин, — и убеди людей прийти. Пусть дом мой гостями наполнится.
 
Тогда хозяин сказал слуге: "Пройди по дорогам и вдоль заборов и уговори всех, кого встретишь, прийти на пир, чтобы дом мой был полон гостей.

Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!“»9
 
Говорю вам, что из прежних приглашенных никто не попробует моего обеда".

Однажды, когда большая толпа шла с Иисусом, Он, повернувшись, сказал им:
 
С Иисусом шло множество людей, и Он, повернувшись к ним, говорил:

«Кто приходит ко Мне, но любит Меня меньше, чем отца,10 мать, жену, детей, братьев и сестер, или меньше, чем саму жизнь11 свою, не может быть Моим учеником.
 
— Если тот, кто приходит ко Мне, не любит Меня больше, чем своего отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, и даже свою собственную жизнь, он не может быть Моим учеником.

Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.
 
Тот, кто не несет свой крест и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.

Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает расходы: сможет ли он довести строительство до конца?
 
Предположим, кто-то из вас хочет строить башню. Разве он не сядет вначале и не подсчитает все расходы, чтобы знать, хватит ли ему денег для завершения строительства?

Иначе, если он заложит основание и будет не в силах завершить, все видящие это начнут смеяться над ним
 
Ведь если он заложит фундамент и будет не в состоянии закончить постройку, то все будут над ним смеяться:

и говорить: „Этот человек начал строить и не смог закончить“.
 
"Начал строить, а закончить не можешь".

Или какой царь, прежде чем воевать с другим царем, не сядет и не рассмотрит сначала, сможет ли он с десятью тысячами воинов встретить врага, идущего против него с двадцатью тысячами?
 
Или, предположим, царь собирается на войну против другого царя. Разве он не сядет вначале и не подумает, в силах ли он с войском в десять тысяч человек отразить того, кто идет на него с войском в двадцать тысяч?

Если же нет, то он отправит послов вести переговоры о мире, пока тот еще далеко.
 
Если нет, то пока противник еще далеко, он пошлет посольство просить о мире.

Так и всякий из вас, если не готов оставить всё, что есть у него, не может быть Моим учеником.
 
Итак, тот из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Да, соль хороша, но если она станет пресной, то как12 вновь сделать ее соленой?
 
— Соль — вещь хорошая, но если соль потеряла свой вкус, то что может опять сделать ее соленой?

Ни в землю, ни в удобрения она не годится — ее выбрасывают. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Ни в землю она уже не годится, ни в навозную кучу, ее остается лишь выбросить. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: лечить.
5  [2] — Или: сын; в некот. рукописях: осел.
7  [3] — Букв.: сказал им притчу.
11  [4] — Или: смиряющий себя.
12  [5] — Или: пригласят и воздадут тебе за сделанное тобой.
14  [6] — Букв.: в воскресение праведных.
15  [7] — Букв.: будет есть хлеб.
17  [8] — Букв.: в час ужина.
24  [9] — Некот. рукописи добавляют: ибо много званых, но мало избранных.
26  [10] — Букв.: если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
26  [11] — Или: душу.
34  [12] — Букв.: чем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.