По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Слово Жизни

 
 

Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.
 
Среди фарисеев был один человек, которого звали Никодим. Он был одним из иудейских вождей.

Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».
 
Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал: — Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может совершать таких чудес, какие Ты совершаешь, без Бога.

Иисус ответил: «Поверь Мне: кто не родится свыше,1 не увидит Царства Божия».
 
В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не может увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден.

«Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»
 
— Как это человек может быть рожден еще раз, когда он уже стар? — удивился Никодим. — Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться!

«Уверяю тебя, — ответил Иисус, — кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божие.
 
Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа.

От плоти рождается только плоть, и лишь Дух рождает дух.2
 
От плоти рождается плоть, а Дух рождает дух.

Не удивляйся тому, что сказал я тебе: каждый из вас должен родиться свыше.
 
Не удивляйся тому, что Я сказал: что вы должны быть заново рождены.

Ветер веет,3 где хочет. Но, даже если слышишь шум его, не знаешь, откуда он и где будет дуть потом. Так и с каждым, кто родится от Духа».
 
Ветер дует, где хочет. Ты слышишь звук, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа.

«Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.
 
— Как это может быть? — спросил Никодим.

«Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —
 
Иисус ответил: — Ты учитель Израиля, и ты этого не понимаешь?

Верь Мне, мы говорим о том, что знаем, и о том свидетельствуем, что видели. А вы свидетельства нашего не принимаете.
 
Говорю тебе истину: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете Нашего свидетельства.

Но если не верите Мне, когда о земном говорю, поверите ли словам Моим о небесном?
 
Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном?

Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5 с Неба и сошедшего.
 
Никто не поднимался на небо, кроме того, кто сошел с неба — кроме Сына Человеческого.

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне, так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,
 
И как Моисей высоко поднял змея в пустыне, так будет поднят и Сын Человеческий,

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6
 
чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную.

Бог ведь так полюбил этот мир, что пожертвовал Сыном Своим единственным,7 чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, но обрел жизнь вечную.
 
Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.

Не для того Бог послал Сына в мир, чтобы Он судил его, но чтобы спасен был мир через Него.
 
Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти его через Сына.

Никто из верующих в Него судим не будет;8 а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.
 
Верующий в Него не будет судим, кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во имя единственного Сына Божьего.

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел, а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.
 
Суд заключается в том, что в мир пришел свет, но люди полюбили тьму больше, чем свет, потому что их дела злы.

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут, дабы не раскрылось содеянное ими.
 
Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обнаружились его дела.

Но кто истине следует во всем, что он делает,10 тот к Свету тянется, и тогда явным становится: всё, что делает он, в послушании Богу делает».11
 
Но кто живет по истине, тот, наоборот, идет к свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершены в Боге.

Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.
 
После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил.

Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение
 
Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься.

(это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).
 
Это было еще до того, как Иоанна заключили в тюрьму.

Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.
 
Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении.

Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».
 
Они пришли к Иоанну и сказали: — Учитель, тот человек, который был с тобой на другой стороне Иордана и о котором ты свидетельствовал, сейчас сам крестит, и все идут к Нему.

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, — если не дано ему то Небом.12
 
Иоанн ответил: — Человек может делать только то, что ему поручено с неба.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13
 
Вы сами свидетели тому, что я говорил: "Я не Мессия, но я послан, чтобы идти впереди Него".

Тот и жених, у кого невеста есть. А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его, радуется и с ликованием внимает голосу жениха. Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.
 
— Невеста принадлежит жениху. Друг же жениха стоит рядом, слушает его радостный голос и сам радуется его счастью. В этом и моя радость, и сейчас она исполнилась.

Ему — возрастать, мне — умаляться.14
 
Ему предстоит возрастать и возвеличиваться, а мое время подходит к концу.

Свыше Приходящий выше всех, конечно; а кто от земли — он и есть земной, он и говорит, как земной.15 Приходящий с Небес — [выше всех];
 
— Тот, кто приходит с небес, выше всех, а земной принадлежит земле и говорит по-земному, но пришедший с небес — превыше всех!

Он о том свидетельствует, что видел и слышал, но свидетельству Его не внемлют.16
 
Он свидетельствует о том, что Он сам видел и слышал, но никто не принимает Его свидетельства.

Принявший же свидетельство это подтверждает истинность слов Божьих.17
 
Тот же, кто принимает, свидетельствует, что Бог истинен.

Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова: Бог без меры дает Ему Дух.
 
Посланный Богом говорит слова Божьи, и Бог дает ему своего Духа без всякого ограничения.

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.
 
Отец любит Сына и все отдал в Его руки.

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19 а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит — гнев Божий навлекает он на себя».20
 
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, тот же, кто отвергает Сына, не увидит жизни, и его ожидает Божий гнев.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.