Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Слово Жизни

 
 

Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
 
В чем же тогда преимущество быть иудеем и какую пользу дает обрезание?

Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
 
Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье.

И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
 
И если сейчас многие из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность?

Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2
 
Конечно нет! Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано: "Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде над Тобой".

Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
 
Но если наша неправедность яснее выявляет Божью праведность, то значит ли это, что Бог неправ в своем гневе на нас? (Я говорю по-человечески.)

Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
 
Вовсе нет. Если бы это было так, то как бы Бог мог судить мир?

Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
 
Но если моя неправедность делает ярче Божью истину и, таким образом, умножает Его славу, то почему же я судим как грешник?

Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
 
Может, нам нужно начать делать зло, чтобы вышло добро, как на нас клевещут и говорят, будто мы так учим? Такие люди заслуживают осуждения.

Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
 
Так что же? Есть у нас какие-либо преимущества перед другими? Никаких! Мы уже говорили о том, что как иудеи, так и язычники, — все оказались под властью греха.

В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;
 
Написано: "Нет ни одного праведного, ни одного!

нет разумеющих, никто Бога не ищет.
 
Никто не понимает и никто не ищет Бога.

Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5
 
Все уклонились и стали негодны, нет ни одного, кто делал бы добро, ни одного".

Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7
 
"Их гортань — как открытая могила, и с их языков сходит ложь". "У них под губами яд гадюки."

и на устах одни проклятия и горечь.8
 
"Их слова полны проклятия и горечи".

Скоры они9 на пролитие крови.10
 
"Они готовы к кровопролитию,

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.
 
где они прошли — там разрушение и погибель,

Не знают люди пути к миру,11
 
им неведом путь к миру".

страха Божия лишились они».12
 
"Они не боятся Бога".

Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
 
Мы знаем: то, что говорит закон, говорится для тех, кто находится под законом, поэтому никто не имеет извинения и весь мир стал виновен перед Богом.

Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
 
Никто не будет оправдан перед Ним по делам закона. Закон лишь дает нам знать, что такое грех.

Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
 
Но сейчас, независимо от закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют закон и пророки.

и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
 
Праведность от Бога дается через веру в Иисуса Христа всем, кто верит, потому что нет различия,

Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
 
так как все согрешили, и все лишены славы Божьей,

а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
 
и все получают оправдание даром, по благодати через искупление, которое в Иисусе Христе.

[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
 
Его поставил Бог кровавой искупительной жертвой для всех, кто верит. Так Бог пожелал проявить свою справедливость и простить людям грехи, совершённые прежде.

так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
 
Он долго терпел, чтобы сейчас показать свою праведность. Он сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса.

Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
 
Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Каким законом? Законом дел? Нет, законом веры.

Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
 
Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения закона.

Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
 
Разве Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников,

Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
 
потому что есть только один Бог, который оправдает обрезанных по их вере и необрезанных тоже через веру.

Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.
 
Но это вовсе не значит, что мы верой устраняем закон, наоборот, мы утверждаем его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.