По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Аверинцев: отдельные книги

 
 

Некоторое время спустя случилось Иисусу проходить в субботний день засеянными полями. Ученики Его, проголодавшись, начали срывать колосья и есть зерна.
 
В то время шел Иисус во время субботнее мимо хлебов; и вот ученики Его проголодались и стали срывать колосья и есть.

Это увидели фарисеи и сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, что в субботу делать нельзя».
 
А фарисеи, увидевши это, сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, чего в субботу делать не дозволено».

А Он их спросил: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и бывшие с ним проголодались?
 
А Он сказал им: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его проголодались:

Как вошел в Божий Дом он и ел тот хлеб, что кладут перед Богом, хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
 
как он вошел в Дом Божий, и они вкушали жертвенные хлебы, которых не дозволено было вкушать ни ему, ни людям его, а одним только священникам?

Или вы не читали в Законе о том, что и сами священники по субботам нарушают в Храме субботу, но это в вину не вменяется им?
 
Разве вы не читали в Законе, что священники, трудящиеся во Храме во время субботнее, нарушают субботу, однако вины не имеют?

Но Я говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм!
 
А Я говорю вам: то, что здесь, больше, нежели Храм.

Если б вы понимали, что значат слова Писания: „Милосердия Я хочу, а не жертвы“,1 не осудили бы невиновных.
 
"Если бы вы понимали, что значат слова: "Милости хочу, а не жертвоприношения", — то не осудили бы тех, на ком нет вины."

Ибо Сын Человеческий — Господин субботы».
 
Ибо Сын Человеческий имеет власть и над субботой».

Иисус оставил то место и пришел в синагогу их.
 
И оставив то место, пришел Он в местную синагогу.

Там был человек с сухой рукой. Иисуса спросили, чтобы обвинить Его: «Можно ли исцелять в субботу?»
 
И вот, там человек с сухою рукой. И те, что искали повода обвинить Иисуса, задали Ему вопрос: «Разрешено ли исцелять во время субботнее?»

Он ответил: «Если в субботу у кого-то из вас единственная овца упадет в яму, разве не вытащит он ее?
 
А Он сказал им: «Есть ли среди вас такой, что если во время субботнее единственная его овца упадет в яму, тотчас не вытащит ее?

Человек не дороже ль овцы?! Стало быть, можно делать добро в субботу».
 
Насколько же человек дороже овцы! Итак, дозволено в субботнее время делать добро».

Потом Он сказал тому человеку: «Протяни свою руку!» Тот протянул — и рука стала такой же здоровой, как и другая.
 
Тут говорит Он человеку тому: «Протяни твою руку!» И тот протянул, и стала она вновь здоровой, как другая.

Фарисеи же, выйдя из синагоги, стали решать, как расправиться им с Иисусом.
 
А фарисеи, выйдя, сговаривались, каким способом погубить Иисуса; но Он, ведая это, удалился оттуда.

Иисусу стало известно об этом, и Он удалился оттуда, и многие последовали за Ним. Он исцелил всех больных,
 
И пошли за Ним многие, и Он исцелил их всех,

но строго им наказал о Нем не говорить никому.
 
и строго повелел им не объявлять о Нем всенародно,

Произошло это всё, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю:
 
да сбудется сказанное через пророка Исаию, у которого говорится:

«Вот Слуга Мой, Которого Я избрал; возлюбленный Мой, радость души Моей; наделю Его Духом Моим, и возвестит Он справедливость2 народам.
 
«Вот Служитель Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мною, к Кому благоволит душа Моя! Изолью Дух Мой на Него, и возвестит Он суд Мой язычникам.

Не будет ни спорить Он, ни кричать; и никто не услышит на улицах голос Его.
 
Не будет пререкаться, не возопит, не услышат на улицах гласа Его.

Он надломленного тростника не переломит и фитиля курящегося не угасит, пока не приведет справедливость к победе.
 
Он тростника надломленного не преломит и лампады тлеющей не угасит, доколе не доставит победы суду;

И на имя Его уповать будут народы».3
 
и на имя Его уповать будут язычники».

В то время привели к Нему одержимого бесом; человек был слепым и немым. Иисус исцелил его, так что стал тот видеть и говорить.
 
Затем привели к Нему бесноватого, который был и слеп, и нем; и Он исцелил его, так что стал слепой и немой и говорить, и видеть.

Весь народ пришел в изумление. «Уж не Сын ли Давидов Он?» — вопрошали иные.
 
И дивился весь народ, и говорил: «Уж не Он ли — Сын Давидов?»

Фарисеи же, услышав про это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского».
 
А фарисеи, услышав это, сказали: «Не иначе как действием Вельзевула, князя над бесами, изгоняет Он бесов!»

Зная помыслы их, Иисус сказал им: «Всякое царство, разделенное на враждующие между собой стороны, обратится в пустыню; и всякий город или дом, где живущие друг с другом не в ладу, не устоит.
 
Но Он, ведая помышления их, сказал им: «Всякое царство, что в раздоре с самим собой, придет в запустение, и всякий город или дом, что в раздоре с самим собой, не устоит.

И если сатана изгоняет сатану, то он сам с собою не в ладу. Как же устоит его царство?
 
И если сатана изгоняет сатану, значит, у него с самим собой раздор; как же устоит царство его?

И если Я изгоняю бесов силою Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши люди? Они-то и будут вам судьями.
 
И если Я действием Вельзевула изгоняю бесов, чьим действием изгоняют их сыновья ваши? Потому они будут вам судьями.

Если же Духом Божьим изгоняю Я бесов, тогда Царство Божие пришло уже к вам.
 
Но если Я действием Духа Божьего изгоняю бесов, значит, Царство Божие настигло вас.

И еще: разве может кто проникнуть в дом сильного и похитить вещи его, если прежде не свяжет хозяина? Только после того он сможет разграбить его дом.
 
Разве может кто войти в дом сильного и похитить скарб его, покуда он прежде не свяжет сильного? Лишь после этого возможно расхищать дом его.

Вы же знайте: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает.

Потому говорю вам: всякий грех и хула любая людям простятся, но хула на Духа не простится.
 
А потому говорю вам: всякий грех и всякая хула будут прощены людям, но хула на Духа не будет прощена людям.

Если скажет кто слово против Сына Человеческого, простится ему, но кто скажет против Духа Святого, не простится ему ни в этом мире,4 ни в грядущем.
 
И кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощено ему, но кто скажет слово против Духа Святого, не будет прощено ему ни в этом мире, ни в будущем.

Или вы признаёте5 хорошим дерево и хорошим же плод его, или плохим признаёте дерево и плохим его плод; по плодам узнаётся дерево.
 
Или древо признайте добрым и плод его добрым, или древо признайте худым и плод его худым; ибо древо распознается по плоду.

Отродье змеиное! Как можете доброе говорить, будучи злыми?! Чем полнится сердце, о том и уста говорят.
 
Порождения змеиные, как можете вы говорить доброе, будучи злы? Чем полно сердце, то и выговаривают уста.

Добрый человек из хранимого им добра выносит доброе; а злой человек из зла, им хранимого, злое выносит.
 
Добрый человек из сокровищницы добра извлекает добро, а злой человек из сокровищницы зла извлекает зло.

И Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими.
 
И говорю вам, что за каждое недолжное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда; так что твоими же словами

От слов твоих и зависит: будешь ли ты оправдан иль осужден».
 
ты будешь оправдан, и твоими же словами будешь осужден».

Иные из книжников и фарисеев, бывшие при этом, сказали Ему: «Учитель! Мы хотим, чтобы Ты явил нам знамение».
 
Тогда возразили Ему некие из числа книжников и фарисеев: «Учитель! Мы хотим видеть от Тебя знамение».

Но он ответил им: «Нечестивое и безбожное6 поколение ищет знамения, но не будет ему дано иного, кроме знамения пророка Ионы.
 
Но Он сказал им в ответ: «Поколение злое и заблудшее требует знамения, но не будет ему знамения, кроме знамения пророка Ионы.

Ибо так же, как Иона пробыл во чреве огромной рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи.7
 
Ибо как Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в сердце земли три дня и три ночи.

Во время Суда встанут с людьми нынешнего поколения и будут свидетельствовать против них жители Ниневии, ибо они покаялись, услышав проповедь Ионы. А здесь Тот, Кто больше, чем Иона.
 
Ниневитяне воскреснут во время Суда вместе с поколением этим и осудят его, ибо они сотворили покаяние, услышав проповедь Ионы; и вот, то, что здесь, больше, нежели Иона.

Во время Суда воскреснет с людьми этого поколения царица юга и будет свидетельствовать против них, ибо пришла она с другого конца земли послушать мудрого Соломона. А здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
 
Царица Юга восстанет во время Суда вместе с поколением этим и осудит его, ибо она пришла от края земли послушать мудрость Соломона; и вот, то, что здесь, больше Соломона.

Когда нечистый дух выходит из человека, то бродит он по безводным краям в поисках места покоя, но не находит его.
 
Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по местам безводным, ища отдыха, и не находит.

И говорит тогда: „Вернусь в свой дом, оставленный мной“. Возвратившись же, находит его незанятым да еще подметенным и прибранным.
 
"Тогда говорит он: "вернусь-ка я в дом мой, откуда вышел", — и придя, находит его пустующим, подметенным и прибранным."

Идет он, и приводит с собой других семь духов, притом злейших, чем сам он, те входят и живут там, и в конце тому человеку приходится хуже, чем было вначале. То же самое произойдет с нечестивым8 нынешним поколением».
 
Тогда он идет и забирает с собою семь других духов, еще лютее, чем он сам, и они, войдя, вселяются там, так что под конец человеку тому еще хуже, чем было в начале; так будет и с этим злым поколением».

В то время, когда еще Иисус говорил с народом, мать и братья Его пришли и стояли поодаль, желая поговорить с Ним.
 
Он еще говорил к народу, — и вот, Мать Его и братья Его стали перед домом, желая говорить с Ним.

[Кто-то сказал Ему: «Там, в стороне, мать и братья Твои стоят: они хотят поговорить с Тобою».]
 
И кто-то сказал ему: «Вот, Твоя Мать и Твои братья стоят перед домом, желая говорить с Тобой».

«Кто Моя мать и кто братья Мои?» — ответил Иисус тому человеку.
 
А Он возразил говорящему: «Кто Мне мать, и кто Мне братья?»

И, рукой указав на Своих учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья Мои.
 
И указав рукой Своей на учеников Своих, Он сказал: «Вот Моя мать и Мои братья!

Ибо кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и мать».
 
Ибо кто исполнит волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Ос 6:6.
18  [2] — Или: суд; то же в ст. 20.
21  [3] — Ис 42:1−4.
32  [4] — Или: веке.
33  [5] — Букв.: сделайте (в своем сознании).
39  [6] — Букв.: нарушающее супружескую верность/верность завету.
40  [7] — Иона 2:1.
45  [8] — Букв.: злым.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.