По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Аверинцев: отдельные книги

 
 

И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
 
И снова начал Он учить возле берега моря; и собирается к Нему столько народа, что пришлось Ему сидеть в лодке, которая была на воде, а весь народ оставался на берегу у воды.

Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:
 
И многому учил Он их в притчах, и, уча, говорил:

«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
 
«Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять.

Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
И было, когда сеял он: часть зерен пала у дороги, и прилетели птицы, и поклевали их.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
И другая часть пала на камень, где немного было земли, и тотчас проросло зерно, потому что было неглубоко под землей;

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
и когда взошло солнце, было оно попалено и увяло, потому что не было у него корня.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
 
И еще часть пала в терние, и терние разрослось и заглушило ростки, и не дали они плода.

Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
И пали другие зерна в землю добрую, и поднимались и возрастали, и давали плод, одни тридцатикратный, другие шестидесятикратный, а третьи стократный».

Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
И говорил Он им: «Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
 
И когда остались спутники Его, включая Двенадцать, наедине с Ним, стали они спрашивать Его про притчи.

Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
 
И говорил Он им: «Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах,

чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2
 
чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». [38]

«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3
 
И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи?

Сеятель здесь сеет слово.
 
Слово — вот что сеет сеятель.

С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
 
А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово.

Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
 
А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его,

но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн.

А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
 
И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово,

однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно.

Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный».

И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
 
И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [39]

Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
 
Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [40]

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
 
И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено.

Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
 
Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».

«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
 
И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю

Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
 
и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как;

Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
 
земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе.

И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
 
A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы».

С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
 
И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его?

Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
 
Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [41]

Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
 
возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [42]

С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
 
И во многих подобных притчах возвещал Он им слово, насколько они могли внять;

(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
 
а без притч Он ничего не говорил, но ученикам Своим наедине все разъяснял.

А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
 
И говорит Он им в тот же день, когда настал вечер: «Переправимся на тот берег!»

Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
 
И они, оставив народ, перевозят Его, как Он был, в лодке; а были с Ним и другие лодки.

Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
 
И сделался вихрь великий, и волны стали бить в лодку, до того, что лодка стала уже наполняться водою.

Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
 
А Он спал на корме, положив голову на изголовье. И будят Его, и говорят Ему: «Учитель, Тебе и дела нет, что мы погибаем?»

Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
 
И Он, пробудившись, пригрозил ветру и сказал морю: «Замолчи, утихни!» И прекратился ветер, и сделалась тишина великая.

Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
 
И сказал Он им: «Что вы так боязливы? Или еще нет у вас веры?»

Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»
 
И устрашились они страхом великим, и говорили друг другу: «Кто же Он, если ветер и море Ему повинуются?»

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
Аверинцев: отдельные книги

12  [38] — Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис 6:9-10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет: «…Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv. haeres. IV, 29, 1).

21  [39] — Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи, — даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара.

22  [40] — Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М, 1983, с. 220–221).

31  [41] — Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости горчичного зерна — один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста.

32  [42] — Возрастает и делается больше всех огородных растений. В окрестностях Геннисаретского озера горчица достигает роста до 2,5–3 м. Ср. в Иерусалимском Талмуде: «У меня была в саду разросшаяся горчица, и я залезал на нее, как залезают на вершину смоковницы» (Pea 7, 20а, 53). Метафорическое обыгрывание контраста между малостью семени и величиной того, что вырастает из семени, встречается и в античной литературе, например, у Сенеки (ер. 38, 2).

Птицы небесные нередко символизируют в контексте библейского языка народы земли, язычников, приходящих вить гнезда под сенью Царства Божия. В этом отношении характерно мессианское пророчество Иезекииля (17:22–24): «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на горе высокой и величавой. На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7-24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9).

 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.