По Луке 7 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Аверинцев: отдельные книги

 
 

После того, как Иисус закончил все наставления Свои к слушавшему Его народу, Он вошел в Капернаум.
 
После того, как окончил Он все Свои слова перед слушавшим народом, Он вошел в Капернаум.

Там у одного центуриона был слуга, которым он очень дорожил. Слуга был болен и находился при смерти.
 
И был там у одного центуриона слуга, который тяжело хворал и находился при смерти; а был он своему хозяину дорог.

Услышав об Иисусе, центурион послал к Нему нескольких иудейских старейшин с просьбой прийти и спасти жизнь его слуге.
 
И тот, прослышав о Иисусе, послал к Нему иудейских старейшин с просьбой, чтобы Он пришел и спас его слугу.

Они подошли к Иисусу и стали настойчиво просить Его помочь центуриону. «Он достоин, чтобы Ты сделал это для него, — говорили они. —
 
Они, придя к Иисусу, настоятельно просили Его, говоря: «Человек этот заслужил, чтобы Ты это для него сделал:

Он любит наш народ и даже построил нам синагогу».
 
он любит наш народ, и это он построил нам синагогу».

Иисус пошел с ними. Но когда Он был уже недалеко от дома центуриона, тот послал друзей сказать Ему: «Господи, не утруждай Себя, ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой,
 
Иисус пошел с ними, и когда Он был уже недалеко от дома центуриона, тот послал друзей сказать Ему от него: «Господин мой, не утруждай Себя; я недостоин, чтобы Ты вошел ко мне под кров.

и поэтому я сам не осмелился1 подойти к Тебе. Прошу, скажи лишь слово, и исцелится слуга мой.
 
Потому я и не дерзнул сам пойти к Тебе. Но скажи слово, и мой слуга будет здоров.

Я знаю это, ведь и сам я человек подчиненный, и у меня под началом есть воины. Когда говорю одному из них: „Ступай“, — тот идет, а другому: „Иди сюда!“ — и тот приходит, велю рабу своему: „Сделай то-то“, — и он делает».
 
"Ведь вот и я, хотя сам человек подначальный, имею у себя в подчинении воинов: этому скажу: "Ступай!", — и он уходит; тому скажу: "Ко мне!", — и он приходит; моему слуге велю: "Сделай то-то!", — и он делает»."

Иисус был удивлен, когда услышал такие слова,2 и, повернувшись к сопровождавшей Его толпе, сказал: «Говорю вам, даже в Израиле Я не нашел такой веры».
 
Услышав это, Иисус подивился ему, обернулся к толпе, шедшей вслед, и сказал: «Говорю вам, что даже и в Израиле не нашел Я такой веры!»

Когда же посланные центурионом люди вернулись в дом, они увидели того слугу уже здоровым.
 
И когда посланные вернулись в дом, они нашли слугу в добром здравии.

Вскоре после того3 Иисус в сопровождении Своих учеников и большой толпы народа отправился в город, называемый Наин.
 
И после этого пошел Он в город, называемый Наин, и вместе с Ним шли ученики Его и множество народа.

В то время, когда Он подходил к городским воротам, из города выносили покойника, единственного сына у матери-вдовы, и много народа, жителей места того, шло вместе с ней.
 
А когда подошел Он к городским воротам, как раз выносили покойника, который был у своей матери единственный сын, а она была вдова; и немало народа из города шло с ней.

Когда Господь увидел эту женщину, ее горе глубоко тронуло Его. «Не плачь!» — сказал Он ей.
 
Увидев ее, Господь над ней сжалился и сказал ей: «Не плачь!»

Он прошел вперед и прикоснулся ко гробу, и те, кто нес гроб, остановились. Тогда Иисус сказал: «Юноша, тебе говорю, встань!»
 
И Он подошел и прикоснулся к одру; те, кто несли, остановились. И сказал Он: «Юноша, говорю тебе, встань!»

Умерший сел и начал говорить, и Иисус вернул его матери.
 
И умерший сел и начал говорить; и отдал его Иисус матери его.

Все были охвачены благоговейным страхом и славили Бога. «Великий пророк явился среди нас, — говорили они. — Бог позаботился о народе Своем».
 
Всех объял страх, и стали они славить Бога, говоря: «Великий пророк явился среди нас, и Бог вспомнил о народе Своем!»

И такая молва о Нем распространилась по всей Иудее и ее окрестностям.
 
И весть эта прошла по всей Иудее и по окрестным землям.

Обо всем этом Иоанн узнал через своих учеников. Подозвав к себе двух из них,
 
И рассказали Иоанну его ученики обо всем этом.

он послал их к Господу4 спросить: «Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ждать нам кого-то другого?»
 
Призвав к себе двоих из числа своих учеников, Иоанн послал их к Господу спросить: «Ты ли — Тот, Кто должен прийти, или ожидать нам другого?»

Они пришли к Иисусу и сказали: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: „Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ждать нам кого-то другого?“»
 
И придя к Нему, эти люди сказали: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли — Тот, Кто должен прийти, или ожидать нам другого?»

В то самое время Иисус исцелил многих людей, страдавших от болезней, недугов и злых духов, и многим слепым даровал зрение.
 
В этот самый час Он исцелил многих от недугов, и немощей, и злых духов, и многим слепым даровал зрение.

И Он тогда ответил им так: «Ступайте и расскажите Иоанну всё, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят и глухие слышат; расскажите, что видели прокаженных5 очищенными от проказы, мертвых — воскрешенными, и что бедным возвещается Благая Весть.
 
И сказал Он им в ответ: «Пойдите, расскажите Иоанну, что вы слышали и видели: слепые прозревают, расслабленные ходят, прокаженные становятся чисты и глухие слышат, мертвые воскресают, нищие слышат Благовестие;

И блажен, кто не найдет во Мне ничего, что могло бы его смутить и оттолкнуть».6
 
и блажен, кто не усомнится во Мне».

После того, как посланные Иоанном ученики удалились, Иисус стал говорить народу о самом Иоанне: «Что, собственно, хотели вы увидеть, когда ходили в пустыню? Не тростник же, качающийся на ветру?
 
А когда посланцы Иоанна ушли, начал Он говорить к народу об Иоанне: «Что желали вы увидеть, когда ходили в пустыню? Тростник, колеблемый ветром?

Нет? Тогда кого же вы там хотели увидеть? Человека в прекрасной одежде? Но ведь те, кто носит богатые платья и живет в роскоши, они — в царских палатах.
 
На что вы пошли посмотреть? На человека, облаченного в тонкие одежды? Но те, кто роскошно наряжаются и живут в неге, обретаются при дворах царей.

Так кого же вы там хотели увидеть? Пророка?7 Да, говорю вам, и больше, чем пророка.
 
Так кого же вы ходили посмотреть? Пророка? Да, говорю вам, и более, нежели пророка.

Он тот, о ком сказано в Писании: „Вот, впереди Тебя Я посылаю вестника Моего, Он приготовит Твой путь пред Тобою“.8
 
Он тот, о ком написано: Вот, Я посылаю Вестника Моего пред лицом Твоим, чтобы он шел впереди и уготовлял Тебе путь.

Говорю вам: среди всех когда-либо родившихся людей нет ни одного, кто был бы больше Иоанна, но меньший в Царстве Божьем больше его.
 
Говорю вам: нет среди рожденных женщинами никого более великого, нежели Иоанн; но наименьший в Царстве Божием больше, нежели он.

(Все, кто слышал это, 9 — весь народ и даже сборщики налогов, — признали справедливость Божью, приняв крещение Иоанново,
 
Весь народ, и даже мытари, услышав его, признали правоту Божию, приняв крещение Иоанна;

фарисеи же и учителя Закона отвергли волю Божью о себе, не крестившись от него.)
 
но фарисеи и законоучители отвергли волю Божию о них и не приняли у него крещения.

С кем же сравнить Мне людей этого поколения? На кого они похожи?
 
Итак, с кем Я сравню людей этого поколения, и на кого они похожи?

Они похожи на детей, которые сидят на рыночной площади и, обращаясь друг ко другу, говорят: „Мы играли вам на свирели, и вы не плясали, мы пели похоронные песни, и вы не плакали“.
 
"Они похожи на детей, которые сидят на площади и кричат одни другим: "Мы играли вам на флейте, а вы не плясали!" "Мы причитали, а вы не рыдали!"

Пришел Иоанн Креститель, не ел хлеба и не пил вина — и вы говорите: „В нем бес“.
 
"Ибо пришел Иоанн Креститель, хлеба не ест и вина не пьет, и вы говорите: "Это бесноватый".

Пришел Сын Человеческий, и ест, и пьет — и вы говорите: „Вот человек, невоздержанный в еде и пьющий вино, друг сборщиков налогов и грешников“.
 
"Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и вы говорите: "Вот чревоугодник и винопийца, друг мытарей и грешников".

Однако оправдана мудрость всеми детьми10 ее».
 
Но оправдана Премудрость всеми детьми ее».

Один из фарисеев пригласил Его к себе на обед; войдя в его дом, Иисус занял место за столом.11
 
И пригласил Его один фарисей разделить с ним трапезу; и Он, войдя к этому фарисею в дом, возлег за столом.

И одна женщина (грешница из того города), узнав, что Иисус в гостях у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовониями
 
И вот женщина, известная в городе как грешница, узнав, что Он за столом в доме фарисея, принесла алебастровый сосуд с миром;

и, склонившись к ногам Его, плакала. Ее слезы падали Ему на ноги, она волосами своими вытирала ноги Его и, целуя, умащала их благовонным маслом.
 
ставши позади у ног Его и плача, она начала своими слезами орошать ноги Его, а волосами головы своей отирала ноги Его, целовала их и умащала миром.

Увидев это, фарисей, пригласивший Иисуса, подумал: «Будь Этот Человек действительно пророк, Он знал бы, что это за женщина, которая прикасается к Нему, какая она грешница».
 
Увидев это, тот фарисей, что позвал Его, про себя подумал: «Если бы Он был пророк, так знал бы, что за женщина к Нему прикасается, и какова она; она же грешница!»

Тогда Иисус обратился к нему: «Симон, Я должен что-то еще сказать тебе». «Говори, Учитель», — ответил тот.
 
И сказал Иисус ему в ответ: «Симон, Я хочу тебе нечто сказать». А тот: «Говори, Учитель».

«Два человека взяли деньги в долг у одного ростовщика: один был должен ему пятьсот денариев,12 а другой — пятьдесят.
 
«У одного заимодавца было два должника: один задолжал пятьсот динариев, а другой пятьдесят.

Так как им нечем было заплатить, он простил им обоим. Так кто же из них будет более благодарен13 тому ростовщику?»
 
Им не было чем заплатить, и он обоим простил долг. Так кто из них будет любить его больше?»

Симон ответил: «Скорее всего, тот, кому он больше простил». «Ты прав», — сказал ему Иисус
 
Симон сказал Ему в ответ: «Думаю, тот, кому он больше простил». А Он сказал: «Ты рассудил правильно».

и, повернувшись к женщине, добавил: «Видишь эту женщину? Я пришел к тебе в дом, а ты не дал Мне и воды, чтобы омыть ноги, — она же слезами облила Мне ноги и отерла волосами своими.
 
И, повернувшись к женщине, сказал Симону: «Видишь эту женщину? Я пришел в твой дом: ты воды Мне не Дал омыть ноги, а она оросила Мне ноги слезами и отерла своими волосами.

Ты при встрече не удостоил Меня поцелуем, а она с тех пор, как Я вошел, не перестает целовать Мои ноги.
 
Ты не приветствовал Меня поцелуем, а она, с тех пор, как Я здесь, не перестает целовать Мне ноги.

Ты елеем головы Моей не помазал, а она благовониями умастила ноги Мои.
 
Ты не умастил мне елеем голову, а она умастила ноги Мои миром.

Вот Я и говорю тебе, что прощены ей грехи ее многие, и свидетельством тому — ее сильная любовь14 ко Мне. Кому же мало прощается, тот и любит мало».
 
Поэтому, говорю Я тебе, ее грехи, столь многие, прощены ей, потому что любовь ее велика. А кому мало прощается, тот мало любит».

Ей же Он сказал: «Прощены твои грехи».
 
И Он сказал ей: «Прощены твои грехи».

Тогда те, кто был с Ним за столом, начали говорить между собой:15 «Кто же Он такой, что даже грехи может прощать?!»
 
И те, кто возлежали с Ним, начали думать про себя: «Кто же Он, если Он и грехи прощает?»

Иисус же сказал женщине: «Вера твоя спасла тебя. Иди с миром».
 
А Он сказал той женщине: «Твоя вера спасла тебя. Иди с миром!»

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: не счел достойным.
9  [2] — Букв.: удивился ему.
11  [3] — В некот. рукописях: на следующий день.
19  [4] — В некот. рукописях: к Иисусу.
22  [5] — Слово «проказа» в библейские времена являлось общим названием для многих кожных заболеваний.
23  [6] — Или: для кого Я не стану камнем преткновения.
26  [7] — Или: человека, несущего весть от Бога.
27  [8] — Мал 3:1.
29  [9] — Друг. возм. пер.: услышали Его (Иисуса); или: его (Иоанна).
35  [10] — В некот. рукописях: делами. Дети мудрости, т.е. дети премудрого Бога, высоко ценят и прославляют дела Божьи.
36  [11] — Букв.: возлег.
41  [12] — См. в Словаре Денарий.
42  [13] — Букв.: будет более любить.
47  [14] — Или: ее сильная любовь доказывает это.
49  [15] — Или: спрашивали себя; букв.: начали говорить в себе самих.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.