Бытие 15 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Некоторое время спустя видение посетило Аврама — в том видении было к нему слово ГОСПОДНЕ:1

«Не бойся, Аврам!
Я — твой щит.
Я и вознагражу тебя щедро».2

2 «Владыка мой, ГОСПОДИ! — ответил Аврам. — Что можешь Ты дать мне, если я ухожу из мира сего бездетным? Наследник3 дома моего — Элиэзер из Дамаска».
3 И со скорбью добавил: «Увы! Не дал Ты мне потомка, и вот мой домочадец — наследник мой».
4 Но ему тогда же словом ГОСПОДНИМ был дан ответ:4 «Не ему быть твоим наследником. Зачатый от семени твоего будет наследником твоим!»
5 ГОСПОДЬ вывел5 Аврама из шатра и сказал ему: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если счесть их можешь! Столь многочисленным будет потомство твое!»
6 Аврам поверил6 ГОСПОДУ, и ГОСПОДЬ вменил ему это в праведность.
7 И сказал ГОСПОДЬ Авраму: «Я ГОСПОДЬ, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы отдать тебе землю эту как наследство, тебе завещанное».
8 «Владыка мой, ГОСПОДИ! — воскликнул Аврам. — Как подтвердится то, что я буду владеть ею?»
9 «Приведи Мне сюда, — ответил ему ГОСПОДЬ, — ни разу не телившуюся трехлетнюю корову, трехлетнюю козу, барана трехлетнего, принеси горлицу и голубя-птенца оперившегося».
10 Аврам исполнил всё,7 как было велено ему: рассек животных пополам и положил одну часть против другой, только птиц не рассек.
11 Слетались хищные птицы, но Аврам отгонял их.
12 При заходе солнца впал Аврам в глубокий сон, и мрак великий и ужас объяли его.
13 Тогда сказал Господь Авраму: «Знай же, что потомки твои будут людьми пришлыми в земле чужой; четыреста лет они будут жить в порабощении и угнетении.
14 Но суды Мои постигнут народ, поработивший их, — и твои потомки уйдут оттуда с большим имуществом.
15 А ты с миром отойдешь к праотцам твоим и погребен будешь в старости глубокой.
16 Лишь в четвертом поколении твои потомки возвратятся сюда, ибо преступления амореев еще не достигли своего предела».
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, внезапно словно дым из печи и факел пылающий прошли между рассеченными животными.8
18 В тот день в Своем Завете, Союзе, что заключил ГОСПОДЬ с Аврамом, Он заверил его: «Потомству твоему отдаю Я землю эту, от реки Египетской9 до великой реки, реки Евфрат, —
19 землю кенеев, кениззеев, кадмонеев,
20 хеттов, периззеев, рефаимов,
21 амореев, ханаанеев, гиргашеев и евусеев».

Комментарии Скоуфилда

2 «Господь» (евр. Адон, Адонай).

1) Адон, Адонай означает главным образом «Господь» (Господин), и в Ветхом Завете применяется и к Божеству и к человеку. В последнем случае слово пишется с маленькой буквы. В применении к человеку это слово употребляется как «господин» и как «муж» (Быт 24:9−10, 12 «господин» означает первое, а в Быт 18:12 «господин» означает второе). Оба эти слова присутствуют в отношениях Христа с верующим (Ин 13:13 — «Господь», 2Кор 11:2−3 — «муж»).

2) В отношениях между господином и слугой присутствуют два принципа:
а) Господин имеет право на полное послушание слуги (Ин 13:13; Мф 23:10; Лк 6:46).
б) Слуга имеет право получить указания для своего служения (Ис 6:8−11).
Чёткое различие в применении имён Бога показано в Ис 4:10−12. Моисей, чувствуя свою слабость и неспособность, говорит Богу: «О, Господи! (Адонай)человек я не речистый...» Так как дело идёт о служении, Моисей естественно обращается к Иегове как к Господу. Но когда разговор затрагивает могущество Бога, то Моисей слышит голос уже не Господа (Адонай), а Иеговы, Который отвечает: «Кто дал уста человеку? Кто делает немым или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь? Итак, иди, и Я буду при устах твоих». То же различие между именами Божиими проводится в Нав 7:8−11. См. другие имена Божества: Быт 1:1; 2:4; 2:7; 14:18; 15:2; 17:1; 21:33; 1Цар 1:3,

2 «Владыка Господь» (евр. Адонай Иегова).

В определённом употреблении это отдельное двусоставное имя, вместе с тем оно содержит в себе значение каждого имени порознь (Быт 2:4, примеч.; 15:2, примеч.), подчеркивает больше ту сторону Божества, которую называют Адонай, а не ту, которую называют Иегова. (Нижеприведенных ссылок должно быть достаточно для подтверждения этого: Быт 15:2, 8; Втор 3:24; 9:26; Нав 7:7; Суд 6:22; 16:28; 2Цар 7:18−2, 28−290; 3Цар 2:26; Пс 68:7; 70:5; Ис 7:7).

15:18. События, связанные с заключением (Быт 12:1−4) и закреплением (Быт 13:14−17; 15:1−7; 17:1−8 завета с Авраамом, могут быть разделены на семь частей:

1) Обещание: «Я произведу от тебя великий народ» — исполнилось трояким образом:
а) в кровном потомстве — «как песок земной» (Быт 13:16; Ин 8:37), то есть возник еврейский народ;
б) в духовном потомстве — «посмотри на небо и сосчитай звёзды... столько будет у тебя потомков» (Ин 8:39; Рим 4:16−17; 9:7−8; Гал 3:6−7, 29, имеются в виду все верующие, будь то евреи или не евреи;
в) исполнилось также предсказание об Измаиле (Быт 17:18−20).

2) «Благословлю тебя» — исполнилось двояким образом:
а) материально (Быт 13:14−15, 17; 15:18; 24:34−35;
б) духовно (Быт 15:6; Ин 8:56).

3) «И возвеличу имя твое» — Авраам один из наиболее известхых людей мира.

4) «И будешь ты в благословении» (Гал 3:13−14).

5) «Я благословлю благословляющих тебя» — это обещание тесно связано со следующим.

6) «И злословящих тебя прокляну» — это обещание дивно исполнилось в истории рассеяния. Всем, кто плохо обращался с евреями, всегда было в конечном счете плохо, а тем, кто благословлял и защищал их — хорошо. Будущее ещё более подтвердить этот принцип (Втор 30:7; Ис 14:1−2; Иоиль 3:1−8; Мих 5:7−9; Агг 2:22; Зах 14:1−3; Мф 25:40, 45).

7) «И благословятся в тебе все племена земные» — это величайшее евангельское обетование исполнилось в потомке («Семени») Авраама Христе (Гал 3:16; Ин 8:56−58). Обещание это включает и Адамов завет относительно «Семени жены» (Быт 3:15).

Примечание. Земля обетованная и связанные с ней обещания Бога по разному трактуются в пророчествах о трёх рассеяниях еврейского народа и восстановления его земли (Быт 15:13−14, 16; Иер 25:11−12; Втор 28:62−65; 30:1−3). Два рассеяния и восстановления уже совершились. Израиль находится сейчас в третьем рассеянии, из которого уже начинает возвращаться на свою землю, где окончательно соберётся к пришествию Господа в его Царственной славе согласно завета с Давидом (Втор 30:3; Иер 23:5−8; Иез 37:21−25; Лк 1:30−33; Деян 15:14−17).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: было слово Господне к Авраму в видении, сказавшее… Евр. давар, обычно переводимое как «слово», в этом контексте означает, что Аврам, подобно всем библейским пророкам, получил откровение от Господа.
1  [2] — Или: Кто Сам есть твоя великая награда.
2  [3] — Букв.: сын. Евр. текст всей фразы не вполне ясен.
4  [4] — Букв.: и вот слово Господне (было) к нему.
5  [5] — Букв.: Он вывел наружу; действия здесь, как и в ст. 7 (в первом случае) и в ст. 9, 13, могли совершаться либо Самим ГОСПОДОМ, либо «словом ГОСПОДА» — грамматически возможны оба прочтения.
6  [6] — Или: доверился.
10  [7] — Букв.: привел их всех к Нему.
17  [8] — Таким был древний ритуал заключения договора, союза (Иер 34:18−20): договаривающиеся стороны рассекали животных на части и, проходя между этими частями, призывали на себя участь рассеченных животных в случае нарушения заключенного соглашения. Отсюда в подлиннике и выражение «рассекать Союз», которое переводится теперь как «заключать Союз». Здесь и далее словами «Завет» и «Союз» переводится одно и то же евр. слово берит («завет» в традиционном переводе). Пламя было образом, указывающим на присутствие ГОСПОДА, Яхве (ср. Исх 3:2). См. также примеч. к 6:18.
18  [9] — «Река Египетская» — возможно, речь идет о пересыхающем потоке (вади) на северо-восточной границе Египта.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.