Бытие 2 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Так были созданы небо, земля и всё, что в красе своей наполняло их.1
2 К седьмому дню окончил2 Бог тот труд, который совершал Он; и в день седьмой уже не делал3 всего того, что совершал прежде.
3 Благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в этот день Он в покое пребывал после тех дел, которые при сотворении совершал.
4 ВОТ РАССКАЗ4 О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ ПРИ ИХ СОТВОРЕНИИ.
Когда ГОСПОДЬ5 Бог создал землю и небо,
5 на земле не было дикого кустарника, не было ничего дикорастущего,6 ведь и дождя ГОСПОДЬ Бог еще не посылал на землю, и не было человека, чтобы ее возделывать.
6 Пар7 поднимался с земли и орошал всю поверхность ее.
7 ГОСПОДЬ Бог создал8 человека из праха земного и вдохнул в него9 дыхание жизни, и стал тот твореньем живым.10
8 Насадил ГОСПОДЬ Бог сад на востоке, в Эдеме,11 и там поселил человека, которого создал.
9 Из земли по изволению ГОСПОДА Бога выросли всякие деревья, приятные на вид и с пригодными в пищу плодами, а посреди сада — дерево жизни и дерево познания добра и зла.
10 Из Эдема, орошая его, текла река, и далее она разделялась на четыре реки.12
11 Название первой — Пишон; она течет вокруг всей земли Хавила, той самой, где есть золото.
12 (Золото той земли хорошее; есть там и благовония, и драгоценный камень оникс.)13
13 Название второй реки Гихон, она течет вокруг всей земли Куш.
14 Название третьей реки Тигр, она течет к востоку от Ассирии. Четвертая река — Евфрат.
15 ГОСПОДЬ Бог сделал всё для благополучия14 человека в Эдемском саду, за которым тот должен был ухаживать и который должен был беречь.15
16 И тогда Господь Бог дал такую заповедь человеку: «Ты можешь есть плоды любого дерева в саду,
17 но не с дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов, ибо в тот же день, как отведаешь их, непременно умрешь».
18 И сказал ГОСПОДЬ Бог: «Нехорошо человеку быть одному, в помощь ему сотворю Я того, кто будет ему под стать».
19 Привел ГОСПОДЬ Бог к человеку созданных Им из земли всевозможных животных, что на суше обитают, и птиц, что по небу летают, чтобы посмотреть, как человек их назовет: они должны были получить от него свои имена.
20 Человек дал имена скоту всякому, имена птицам под небом, имена диким зверям — но для него не нашлось помощника, который был бы ему под стать.
21 Тогда ГОСПОДЬ Бог навел глубокий сон на человека, и как только тот уснул, вынул у него ребро и закрыл плотью место, где оно было.
22 Из того самого ребра создал ГОСПОДЬ Бог женщину и привел ее к человеку.
23

И воскликнул человек:
«Наконец! Кость от кости моей
и плоть от плоти моей!
Женщиной она называться будет,
ибо взята из мужчины».16

24 Поэтому отца и мать оставляет мужчина, соединяясь с женою своей, — двое плотью единой становятся.
25 И Адам, и жена его были наги, но не стыдились.

Комментарии Скоуфилда

3 В Ветхом Завете одно и то же еврейское слово годеш переводится как: освящать, посвящать, предназначать и делать святым. В данном случае этот термин показывает, что седьмой день выделен людям как день служения Богу.

4 Господь (евр. Иегова).

1) Главное значение имени Господь (Иегова) — «Сущий». Как говорится в Ис 3:14: «Сущий» (существующий в Самом Себе) — есть вечно пребывающий. Но Хава, из которого образуется имя Яхве, означает также и «становиться», то есть становиться известным, что указывает на постоянное и все возрастающее открытие Бога человеку. Сочетая значения имени Хава, мы постигаем смысл имени Иегова. Он есть Сам в Себе Сущий, и открывающий Себя. Само по себе это имя более содержательно, нежели имя «Бог» («Эль, Элах, Элохим), которое указывает лишь на отдельные атрибуты Божества, как например на Его силу и т. n., а не самую суть Его Существа.

2) Весьма важно, что имя Иегова появляется в Св. Писаниисразу после рассказа о сотворении человека. Именно Бог (Элохим) сказал: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1:26); но когда человек получил указание, что он должен наполнять землю и господствовать над творением (Быт 2), тогда на страницах Библии возникает имя Господь Бог (Иегоиа Элохим). Это явно указывает на особое отношение Бога к человеку, и всё Св. Писание эту особенность подчёркивает.

3) Иегова несомненно имя Бога-Искупителя. Когда грех вошел в мир и стало необходимо искупление, Иегова-Элохим одел согрешивших людей в «кожаные одежды» (Быт 3:21), что было прообразом праведности, даруемой Господом Богом посредством жертвы (Рим 3:21−22). Первое явственное откровение Бога под именем Иеговы было связано с исходом избранного народа из Египта (Ис 3:13−17).
Когда Бог предстает как Искупитель (или Избавитель), особо подчеркиваются те Его атрибуты, которые связаны со спасением человека:
а) Его святость (Лев 11:44−45; 19:1−2; 20:26; Авв 1:12−13);
б) Его ненависть ко греху и осуждение Им греха (Втор 32:35−42; Быт 6:5−7; Пс 10:4−6; 65:18; Ис 34:6−7);
в) Его любовь к грешнику и искупление его, но всегда праведным путём (Быт 3:21; 8:20−21; Ис 12:12−13; Лев 16:2−3; Ис 53:5−6, 10). В Св. Писании нельзя найти случая, когда бы Иегова спасал кого-либо без жертвы.

4) Как искупитель Иегова имеет семь сложных имен, показывающих Его способность ответить на всякую нужду человека:
а) Иегова-Ире — «Бог усмотрит» (Быт 22:13−14), т. е. укажет на жертву;
б) Иегова-Рафа — «Бог-Целитель» (Ис 15:26). Из контекста видно, что речь идет о готовности Бога дать человеку физическое исцеление, но вместе с тем подразумевается и более глубокое духовное исцеление.
в) Иегова-Нисси — «Господь знамя моё» (Ис 17:8−15). Значение этого имени объясняетконтекст. Врагом был Амалик — символ плоти, а сражение того дня символизировало борьбу плоти и духа в Гал 5:17. Победа полностью зависела от помощи Бога.
г) Иегова-Шалом — «Господь мира» или «Господь посылающий мир» (Суд 6:24). Почти всё служение Иеговы находит отражение и наглядное проявление в этой главе. Иегова ненавидит и осуждает грех (ст 1−5); Иегова любит и спасает грешников (ст. 7−18), но только посредством жертвы (ст. 19−21). См. Рим 5:1; Еф 2:14; Кол 1:20.
д) Иегова-ра-ах — «Господь — Пастырь мой» (Пс 22). В Пс 21 Иегова умиротворяет кровью на кресте; в Пс 22 Иегова пасёт Своих, которые в мире (Ин 10:7, примеч.).
е) Иегова-Цидкену — «Господь оправдание наше» (Иер 23:6). Это имя Иеговы появляется в пророчестве о будущем восстановлении и обращении Израиля, когда Он будет восхваляем именно как Иегова-Цидкену — «Господь оправдание наше».
ж) Иегова-Шаммах — «Господь там» (Иез 48:35). Это имя означает неизменное единение Иеговы с Его народом (см. Ис 33:14−15; 1Пар 16:27, 33; Пс 15:11; 96:5; Мф 28:20; Евр 13:5).

5) Господь (Иегова) также определённое имя Божества в завете с Израилем (Ис 19:3; 20:1−6; Иер 31:31−34).

Господь Бог употребляется явно:
1) в отношении Бога к человеку а) как Творца (Быт 2:7−15); б) как нравственной власти Его над человеком (Быт 2:16−17); в) как Творца и Вождя земных отношений людей (Быт 2:18−24; 3:16−19, 22−24); и г) как Искупитель человечества (Быт 3:8−15, 21);
2) в отношении Божества к Израилю (Быт 24:7; 28:13; Ис 3:15, 18; 4:5; 5:1; 7:6 и т. д.; Втор 1:11, 21; 4:1; 6:3; 12:1 и т. д.; Нав 7:13, 19−20; 10:40, 42; Суд 2:12;1Цар 2:30; 3Цар l:48; 4Цар 9:6; 10:31; 1Пар 22:19; 2Пар 1:9; Езд 1:3; Ис 21:17). См. другие имена Божества: Быт 1:1, примеч.; 2:4, примеч.; 15:2, примеч.; (7:1 примеч.; 21:33, примеч.; 1Цар 1:3, примеч.)

23 Ева-прообраз Церкви, невесты Христа (Ин 3:28−29; 2Кор 11:2; Еф 5:25−32; Откр 19:7−8).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: и всё их воинство. Возможно, что евр. цава (одно из значений которого «воинство, военная служба») в этом контексте указывает на упорядоченность и красоту; так это было понято переводчиками LXX и Вульгаты.
2  [2] — Друг. возм. пер.: завершил в седьмой день.
2  [3] — Евр. шават может быть переведено и как «успокоился», но его основное значение — «прекращать». Здесь, как и в ст. 3, говорится не об отдыхе после истощения сил, а о прекращении процесса сотворения.
4  [4] — Евр. слово толдот, традиционно переводимое словом происхождение, в ВЗ используется в таких значениях, как: история происхождения, родословие или потомство. Первая часть стиха с использованием этого слова служит здесь, как и в других местах Бытия, своеобразным заголовком последующего повествования.
4  [5] — Обозначенное малыми прописными буквами слово «ГОСПОДЬ» используется там, где в оригинале встречается непроизносимое имя Божье, так называемый тетраграмматон: יהוה ЙХВХ.
5  [6] — Букв.: никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла. Слова «полевой кустарник» и «полевая трава» не относятся к той растительности, о которой шла речь в первой главе; они скорее предвосхищают «терния и колючки» и «полевую траву», которые появятся позже вследствие грехопадения (3:18). И в сообщении о дожде можно видеть намек на потоп (7:4).
6  [7] — Или: туман. Смысл используемого здесь евр. слова эд неясен, кроме этого места оно встречается в Иов 36:27. Иные переводят его как «источник», «потоп» или даже «подземные воды».
7  [8] — Букв.: изваял / вылепил; то же в ст. 8, 19.
7  [9] — Букв.: в ноздри его.
7  [10] — Букв.: и стал человек живым существом; или: душою живою.
8  [11] — Евр. эден, т. е. блаженство, наслаждение.
10  [12] — Букв.: начала / ответвления.
12  [13] — Букв.: там бдолах и (драгоценный) камень шохам.
15  [14] — В отличие от ст. 8, где сказано, что Бог «поселил» человека, здесь автор использует другой глагол, а именно тот, который он применяет, когда пишет о покое или благополучии, которые Бог дает человеку (ср. Втор 3:20; Втор 12:10).
15  [15] — Традиционный перевод «возделывал и хранил (сад)» наталкивается на серьезные возражения семантического порядка. Глаголы «возделывать» и «хранить» в оригинальном тексте ВЗ чаще всего используются в знач. «служить (Богу)» и «повиноваться». Вероятно, и в данном случае они употреблены в этом же смысле.
23  [16] — Евр. слово «женщина» (ишша) сходно по звучанию со словом «мужчина» (иш).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.