На мелодию «Лань зари предрассветной»
Псалом Давида
Ты так далеко, и слова стенаний моих
не приносят спасения мне.
ночью — нет успокоения мне.
к Тебе возносится хвала Израиля.1
уповали — и Ты спасал их.
уповали на Тебя и посрамлены не были.
посмешище для каждого, в презрении я у народа.
усмехаясь презрительно, качает головой:
так пусть Господь и избавит его,
пусть спасет его, раз он угоден Ему».
и берег меня на груди ее.3
от чрева матери моей Ты — Бог мой.
беда настигает, и нет никого, кто помог бы мне.
окружили меня дикие твари башанские.
как львы рыкающие, львы разъяренные.
распались все кости мои,
сердце сделалось воску подобно
и растаяло у меня в груди.
как черепок из глины я стал;4
к нёбу присох мой язык;
в прах могильный я повергнут Тобой.
обступила толпа злодеев,
пронзили5 руки и ноги мои.
А они глядят на меня, зрелищем стал я для них.
жребий об одеянии моем бросают.
Ты — сила моя, поспеши мне на помощь.
от псов — единственное, что у меня осталось.
и от рогов быка дикого защити.
Молю, внемли и ответь мне!
когда соберемся все вместе, воспою хвалу Тебе.
все потомки Иакова да воздадут Ему честь,
да благоговеют пред Ним все сыновья Израиля!
страданиями угнетенного,
не отвернулся6 от него,
услышал, когда тот взывал к Нему.
и я исполню обеты мои пред теми, кто Тебя7 почитает.
будут ГОСПОДА славить все, кто ищет Его.
Восторг ваш да будет нескончаемым!8
и поклонятся все народы Ему.
Он правит народами.
преклонятся пред Ним и все слабые, во прах нисходящие
и в живых души свои не сберегшие.
и расскажут о Нем грядущему поколению,
говоря и тем, кому предстоит еще родиться:
«Это Он совершил!»
1 «При появлении зари» — заглавие псалма.
2 Псалмы 21, 22 и 23 образуют трилогию. В Пс 21 добрый Пастырь отдает жизнь Свою за овец (Ин 10:11); в Пс 22 великий Пастырь, Которого Бог «воздвиг из мертвых Кровию завета вечного» (Евр 13:20), нежно печется об овцах; и в Пс 23 Он же в качестве Пастыреначальника (главного Пастыря) является как Царь славы к Своим и награждает овец (1Пет 5:4).
17 Пс 21 — наглядная картина смерти через распятие. Суставы рук, запястий, плеч и таза вывихнуты (ст. 15); обильный пот вызван предельным страданием (ст. 15); работа сердца нарушена (ст. 15); силы истощились и жажда мучит (ст. 16); руки и ноги пронзены (ст. 17); частичная нагота оскорбляет стыдливость распятого (ст, 18). Мы видим обстановку именно такой, какая сопровождала распятие Христа. Вопль оставленности, ст. 2 (Мф 27:46 ); чередование света со тьмою, ст. 3 (Мф 27:45); издевательства, ст. 7−9 и 13−14 (Мф 27:39−43); бросание жребия, ст. 19 (Мф 27:35) — все это исполнилось буквально. Если учесть, что распятие было римским видом казни, а не еврейским, тогда Богодухновенность этого Псалма становится особенно неопровержимой.
23 Со стиха 23-го описание переходит от картины распятия к воскресению. Исполнилось это в словах «иди к братьям Моим» (Ин 20:17). Воскресший Христос возвещает Своим братьям имя «Отец».
28 Ср. со ст. 31. Царство принадлежит Иегове. В ст. 31 Адонай (Господь) царствует под именем Иеговы. См. Пс 109 с Мф 22:42−45. Главная цель и предмет Адоная (Господа) состоит в восстановлении Царства Иеговы (Господа). См. 1Кор 15:23−24. См. «Имена Бога», Быт 2:4, примеч.; Быт 15:2, примечание. 23:3. Порядок такой:
1) Провозглашение принадлежности: «Господня земля» (ст. 1−2).
2) Кто будет управлять землей? (ст. 3−6). Это вопрос достоинства, и только Агнец достоин. Ср. с Дан 7:13−14; Откр 5:3−10; Мф 25:31.
3) Царь славы восседает на престоле земли (ст. 7−10).
См. Пс 39, следующий по порядку в числе Мессианских псалмов.