Мудрый сын радует отца,
а глупый — горе для матери.2
а праведность избавит от смерти.3
но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.
усердные руки богатство принесут.
а тот, который спит в жатву, позорит отца.
а уста нечестивцев таят насилие.5
а имя нечестивца в прах обратится.
а уста глупца навлекают несчастья.7
а кто петляет,9 изобличен будет.
и уста глупца навлекают несчастья.10
а уста нечестивцев таят насилие.
но любовь покрывает все грехи.
а спина глупца — для палки.
а речи глупого — неминуемая гибель.
что город укрепленный,11
а нищета для бедного — погибель.
к созиданию жизни,
а у нечестивца вся прибыль — для греха.12
указывает путь жизни,
кто сам отвергает обличения,
тот и других совращает.
а кто сеет клевету — тот глупец.
кто сдержан в речах, поступает благоразумно.
отборное серебро,
но грош цена уму нечестивых.
глупые же гибнут
от собственного безрассудства.
дарует богатство,
и не приумножить его усердием.16
а разумный человек — мудростью.
то его и постигнет,
а желания праведных исполнятся.
а праведник устоит вовек.
таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.
дарует долголетие,
а годы нечестивцев сочтены.
а надежда нечестивцев погибнет.
надежное прибежище для непорочного,
а для злодеев — погибель.
а нечестивых не будет на земле.
а язык гнусный вырван18 будет.
а речь нечестивцев порочна.19
1 Слово «глупый» в Писании никогда не применяется к слабоумному человеку, но лишь к высокомерному и самодовольному, управляющему своей жизнью так, как будто нет Бога. В качестве иллюстрации см. Лк 12:16−20. Богач не был слабоумным, но был «безумец» (глупый), потому что воображал, что его душа может жить тем, что у него накоплено в амбарах, а не задумывался над проблемой вечного благополучия.