принимает1 законы, угнетающие народ,
неимущего2 не допускает в суд,
бедняков Моих правосудия лишает,
делает вдов добычей своей
и сирот обирает.
Что в день суда3 будете делать,
когда нагрянет погибель ваша издалека?
К кому броситесь за помощью,
где спрячете богатство свое?
Будете ли стоять на коленях среди пленных,
лежать среди убитых?4
Но и на этом не иссякнет гнев Божий,
рука Его всё еще простерта.
«Увы, Ассирия — скипетр Моего гнева,
жезл в ее руке — Мое негодование!
Я пошлю Ассирию5 на племя неверное,
на народ, что разгневал Меня, —
грабить грабительски, добывая добычу,6
попирать их, словно грязь на улице.
Но у нее другие намерения,
и не то замышляет Ассирия в сердце своем.
Она думает, как бы погубить,
истребить побольше народов.
Кичится она: „Все мои вожди — не цари ли?
И Калне не равен ли Каркемишу,
Хамат — Арпаду, а Самария — Дамаску?7
Одолела я царства с их идолами,
которые превосходили тех резных идолов,
что в Самарии и Иерусалиме.
Разве не расправлюсь я так же
с Иерусалимом и его идолами,
как я поступила с Самарией
и с ее резными кумирами?“»
«Это моя рука всё осилила,
и мудрость моя всё измыслила!
Стер я границы меж народами,
богатствами их завладел
и правителей их, как исполин,9 низверг.10
Захватил я богатства народов,
будто гнездо разорил;
как оставленные яйца забирают,
так забрал я себе всю землю —
никто и крылом не пошевелил,
клюва не раскрыл и не издал ни звука».
Превозносится ли топор над дровосеком?
Надмевается ль пила перед столяром?
Поднимет ли жердь того, кто ее держит,
и посох обопрется ли на того, кто держит его в руке?11
Посему Владыка,12 ГОСПОДЬ Воинств,
нашлет изнуряющую болезнь
на Своих крепких воинов,
запалит под их славой огонь,
как костер разводят.
Свет Израиля вспыхнет огнем,
его Святыня пламенем заполыхает,
в один день сожжет, истребит
колючки и терновник,
величественный лес и сады —
и ничего живого не останется, истает всё,
как чахнет человек от болезни;
и деревьев так мало останется,
что даже ребенок сосчитать13 их сможет.
Идут на Аят,19 проходят Мигрон,
в Михмасе оставляют запасы,
минуют проходы, в Гиве ночуют,
трепещет Рама, бежит Гива Саулова.
Во весь голос кричи, дочь Галлима:
«Слушай, Лайша! В Анатоте несчастье!»
Разбежались обитатели Мадмены,
попрятались жители Гевима.
Только день простоит в Нове враг,
погрозит оттуда рукой горе Сионской,
холму Иерусалима.
Владыка, ГОСПОДЬ Воинств,
ударом сильным отсечет ветви,
срублены будут стволы, ввысь взметнувшиеся,
и падут — вознесенные.
Посечет лесные заросли Его топор железный,
падут могучие20 кедры Ливана.
12 Указание на постоянный принцип Божьего управления землей. Израиль всегда находится в центре Божиих намерений (Втор 32:8). Языческим народам позволяется поражать Израиль в наказание за его грехи, но неизменно и неизбежно возмездие обрушивается на них самих. (См. Быт 15:13−14; Втор 30:5−7; Ис 14:1−2; Иоиль 3:1−8; Мих 5:7−9; Мф 25:31−40).
20 «Тот день» часто означает то же, что и «день Господень» (Ис 2:10−22; Откр 19:11−21). Здесь пророчество переходит от общего к конкретному, от исторических и исполнившихся судов над Ассирией к окончательному уничтожению всех языческих держав по пришествии Господа во славе Его. (См. «Армагеддон», Откр 16:14; 19:21; «Времена язычников», Лк 21:24; Откр 16:19; «Великая скорбь», Пс 2:5; Откр 7:14 и Ис 13:19, примечание.