Даниил 5 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Царь Валтасар1 устроил большой пир для тысячи своих сановников и вместе с ними пил вино.
2 Опьяненный вином, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды — те самые священные сосуды, которые его отец Навуходоносор взял из Иерусалимского Храма. А послал он за ними, чтобы пить из них ему самому и сановникам, женам его и наложницам.
3 Принесли тогда на пир золотые и серебряные сосуды, привезенные из Храма, Дома Божьего в Иерусалиме, и пили из них царь и сановники, жены его и наложницы.
4 Пили они вино и восхваляли богов своих, золотых и серебряных, медных и железных, деревянных и каменных.
5 И вдруг появились персты руки человеческой и начали что-то писать на выбеленной стене царского дворца, прямо за светильником. Увидел царь пишущую руку —
6 и лицо его побледнело, ум помутился, страх приковал его к месту, и задрожали его колени.
7 Закричал царь, требуя созвать заклинателей, звездочетов2 и предсказателей. И сказал он, обратившись к мудрецам вавилонским: «Того, кто прочтет эту надпись и мне истолкует ее, я облачу в царственный пурпур, пожалую ему золотую цепь и сделаю третьим лицом в своем царстве».
8 Все царские мудрецы, столпившись у стены, не смогли ни прочитать надпись, ни объяснить царю, что она значит.
9 Придя в ужас, царь Валтасар изменился в лице, и сановники его растерялись.
10 Тогда царица- мать, услышав взволнованные голоса царя и сановников, вошла в пиршественный зал. Приветствуя Валтасара, она сказала: «Здравствовать тебе, царь, вовек! Отчего ты так встревожился, что изменился в лице?
11 Есть в твоем царстве человек — в нем Дух Святого Бога.3 Еще в дни правления твоего отца он был известен своей просвещенностью, прозорливостью и мудростью, равной мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его старшим над магами, прорицателями, звездочетами и предсказателями; да, отец твой, о царь.
12 Этот Даниил, которому царь дал имя Бельтешаццар, давно уже известен как человек необычайного духа, обладающий знанием и способностью толковать сны, разгадывать загадки и разбирать запутанные дела. Так вели послать за Даниилом, и он всё тебе объяснит».
13 Спешно привели Даниила, и царь сказал ему: «Это ты — тот самый Даниил, один из переселенных пленников, которых мой отец в царствование свое привел из Иудеи?
14 Я слышал, что в тебе Дух Святого Бога и что ты обладаешь просвещенностью, прозорливостью и необычайной мудростью.
15 Приводили ко мне и мудрецов, и заклинателей, чтобы прочли они эту надпись и объяснили мне ее смысл, но они не смогли этого сделать.
16 А про тебя я слышал, что можешь ты давать толкования снам и разбирать запутанные дела. Так вот, если сможешь прочесть эту надпись и мне истолковать ее, я облачу тебя в царственный пурпур, пожалую золотую цепь и сделаю третьим лицом в своем царстве».
17 На это Даниил ответил царю: «Дары свои оставь себе, а награды отдай другим. Надпись эту я прочту и объясню царю ее значение.
18 О царь, Бог Всевышний даровал Навуходоносору, отцу твоему, царство, величие, славу и честь.4
19 Власть ему была дарована столь великая, что все народы, племена и языки трепетали перед ним от страха. Он убивал, кого хотел, и миловал, кого хотел; по воле своей он одних возвышал, а других низлагал.
20 Но его одолела гордыня, он стал надменным — и за то был низвергнут с царского трона и славы своей лишился.
21 Отлучен он был от общества людского, разума лишился и животному в том уподобился; жил он с дикими ослами и питался травою, как скот, а тело его мокло от росы небесной, пока не познал он, что власть над царством человеческим в руках Бога Всевышнего: кому Он пожелает — тому и дает его.
22 А ты, сын его Валтасар, хотя и знал всё это, но не смирился сердцем.
23 В самомнении своем ты поставил себя выше Царя Небесного: принесли тебе сосуды Дома Его, чтобы ты и твои сановники, жены твои и наложницы пили из них вино! Ты восхвалял богов своих, золотых и серебряных, медных и железных, деревянных и каменных, которые не видят, не слышат и разума не имеют, а Бога, в руке Которого дыхание твое и Который путями твоими ведает, не почтил.
24 Потому и была послана от Него эта рука и начертана эта надпись.
25 А написанное здесь читается так: „МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, У-ФАРСИН“.5
26 Смысл этих слов таков: „МЕНЕ“ — ИСЧИСЛИЛ Бог дни царствования твоего и положил ему предел.
27 „ТЕКЕЛ“ — ВЗВЕШЕН ты на весах и оказался слишком легким.
28 „ПЕРЕС“ — РАЗДЕЛЕНО твое царство и отдано мидийцам и персам».
29 Тут же по приказанию Валтасара облачили Даниила в пурпур, возложили на шею золотую цепь и провозгласили третьим лицом в царстве.
30 В ту самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит,
31 а царем стал Дарий Мидийский, которому было тогда шестьдесят два года.

Комментарии Скоуфилда

31 Смена царей при Данииле в период пленения и восстановления Иудеи происходила в следующем порядке:

1) Навуходоносор (604−561 до Р. Х.), при котором началось пленение Иуды и «времена языческие» (Лк 21:24, примеч.; Откр 16:19, примеч.). При нем утвердилась первая из четырех мировых империй (Дан 2:37−38; 7:4).

2) Валтасар (около 556 до Р. Х.), по-видимому, был внуком Навуходоносора и сыном победоносного полководца Навонида. Он царствовал, вероятно, в качестве вице-царя или царского наместника.

3) Дарий Мидянин (Дан 5:31; 6:1.27; 9:1). Относительно Дария светская история еще ожидает дальнейших исследований, как ранее в отношении Валтасара. Его смешивали с персидским полководцем Гобриасом. Но этот Дарий был «сыном Ассуира из рода Мидийского и был поставлен над царством Халдейским» (Дан 9:1). «Ассуир» — титул, соответствующий сегодняшнему «величеству». Титул этот применяется в Персии, по крайней мере, к четырем личностям, и является скорее персидским, чем мидийским. То, что Дарий Мидянин был «сыном» (или внуком) Ассуира, доказывает лишь то, что он был, скорее всего по матери из царского рода не только Мидии, но и Персии. В книге Даниила фигурирует только один Дарий (9:1).

4) Кир, в правление которого четко выявилась вторая мировая держава — Мидо-Персидская (Дан 2:39; 7:5). В видении Даниила «в третий год царствования Валтасара» (Дан 8:1−4) Мидийское царство Дария выглядит как низший рог овна, а Персидское царство Кира, при котором Мидо-Персидская держава утвердилось, в виде высшего рога, поднявшегося «после». При Кире, имя которого было предсказано более чем за столетие до его рождения (Ис 44:28−45:4), началось возвращение остатка еврейского народа в Палестину (Езд 1:1−4). См. Дан 11:2.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Арам. Бельшаццар. Речь идет о сыне и соправителе Набонида. В ст. 2, 13, 18 и 22 он назван сыном Навуходоносора, но это имя может обозначать как потомка царя, так и преемника.
7  [2] — Букв.: халдеев, то же в ст. 11; см. примеч. к 2:2.
11  [3] — Или: богов; то же в ст. 14.
18  [4] — Или: власть царскую и славу великую.
25  [5] — Друг. возм. пер.: мина, мина, шекель и полмины — меры веса, которые приобретают благодаря истолкованию Даниила дополнительный смысл.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.