Даниил 8 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Шел третий год правления царя Валтасара, и было мне, Даниилу, еще одно видение после того, что я видел прежде.1
2 В этом видении я увидел себя в крепости Сузы,2 в области Эламской, у реки Улай.
3 Осмотревшись, я заметил: стоит на берегу двурогий баран; рога у него были высокие, причем один выше другого, и тот, который выше, вырос позже.
4 Видел я, что этот баран бодал своими рогами всё, что было от него к западу, северу и югу. Ни одно животное не могло справиться с ним, и не было от него никакого спасения. Творил он что хотел и гордился своей силой.3
5 Пока я раздумывал над увиденным, неожиданно с запада появился козел; он несся через всю землю, не касаясь ее; у него между глазами был весьма приметный рог.4
6 Козел устремился к двурогому барану, которого я заметил на берегу, и бежал к нему исполненный сильной ярости.
7 Видел я, как он приближался к барану, как свирепел на пути к нему и как, ударив его, сломал ему оба рога. Не устоял баран перед ним: козел повалил и растоптал его, и некому было его спасти.
8 Козел же гордился своею силой более прежнего, но на вершине могущества его большой рог сломался, а вместо него выросли четыре весьма приметных рога, обращенные к четырем ветрам небесным.5
9 От одного из них вышел еще один рог; маленький, он очень сильно разросся, простершись на юг, на восток и к Прекрасной Земле. 6
10 Дотянулся он даже до воинства небесного и, сбросив часть этого воинства и звезд на землю, попрал их.
11 Держался он высокомерно и, противопоставив себя Предводителю того воинства, лишил Его7 ежедневных жертвоприношений и разрушил само Святилище Его.8
12 И воинство и ежедневное жертвоприношение были отданы ему из-за отступничества, и он повергал наземь истину и в том преуспевал.
13 Потом я услышал речь одного святого,9 а другой святой у него спросил: «До каких пор будет длиться то, что явлено в видении — о ежедневном жертвоприношении, преступлении, несущем с собой запустение, и попрании Святилища и воинства?»10
14 Тот ответил: « Пройдет две тысячи триста вечеров и утр — и тогда Святилище будет очищено».11
15 Когда я, Даниил, увидел это видение и пытался понять его, предстал передо мной некто, похожий на человека;
16 и тут же я услышал над водами Улая человеческий голос, обращенный к нему: «Гавриил! Объясни ему то, что он увидел».
17 Тот, кого он назвал Гавриилом, направился ко мне. При его приближении я в страхе пал ниц. «Человек, — сказал Гавриил, — тебе надо понять, что видение это о времени последнем».12
18 Когда он говорил со мной, я, потрясенный откровением,13 лежал ниц на земле, но он коснулся меня и поставил на ноги.
19 И он сказал мне: «Послушай, я поведаю тебе о том, что произойдет в последние дни — дни гнева, ибо видение твое относится к определенному Богом времени — времени конца.
20 Два рога барана, которого ты видел, — это цари мидийский и персидский.
21 Козел же представляет царя Греции, а большой рог, что между его глазами, — это первый греческий царь.
22 Ты видел, что рог тот сломался, а на его месте поднялись четыре других; это означает, что произойдут от того народа четыре царства, но будут они не столь могущественны, как прежнее.
23

В последние дни тех царств,
когда отступники переполнят
меру беззаконий своих,
восстанет царь свирепый
и искусный в коварстве.

24

Достигнет он могущества,
но не своей силой.
Он навлечет неслыханные бедствия
и в злодеяниях своих преуспеет;
станет он уничтожать людей сильных
и народ святой.

25

Обладая умом изощренным,
он преуспеет в обмане,
много возомнит о себе
и погубит многих,
застигнув врасплох.
Восстанет он и на Владыку владык,
но в конце концов будет сокрушен —
но не силой человеческой.

26 Это ниспосланное тебе откровение о вечерах и утрах истинно. Но ты держи его в тайне,14 ибо оно относится к дням далеким».15
27 После этого я, Даниил, настолько изнемог, что несколько дней пролежал больной. Потом я встал и продолжал по-прежнему служить царю, но был в ужасе от этого откровения и не находил объяснения увиденному.

Комментарии Скоуфилда

1 Восьмая глава дает подробности относительно второго и третьего мировых царств: серебряного и медного в Дан 2; царств медведя и барса в Дан 7. Речь идет об исторических Мидо-Персидском и Македонском царствах. В эпоху Даниила первое царство близилось к концу (Дан 8:1). Валтасар был его последним царем.

9 Пророчество о «небольшом роге» исполнилось в Антиохе Епифане, который в 175 до Р. Х. осквернил храм и свирепо преследовал евреев. Его не следует смешивать с «небольшим рогом» в Дан 7, чье пришествие еще впереди, и чья власть будет относиться к эпохе великой скорби. См. «Зверь», Дан 7:8; Откр 19:20, примеч.; «Великая скорбь», Пс 2:5; Откр 7:14, примеч. Но Антиох — удивительный прообраз Зверя — «небольшого рога» последнего времени. Ст. 24 и 25 очевидно толкуют не о власти Антиоха, а относятся к «небольшому рогу» в Дан 7. Стихи 24 и 25 имеют в виду и Антиоха и Зверя, но главным образом Зверя. Очевидно, «небольшой рог» и Дан 7 не то же самое, что «небольшой рог» в Дан 8:9−13, 23. Первый выходит из десяти рогов, на которые делилась Римская империя (четвертая), а «небольшой рог» Дан 8 выходит из одного из четырех царств, на которые разделилось третье (Греческое) царство (ст. 23), «под конец их царства» (ст. 23−23). Это исторически верно в отношении Антиоха Епифана. Поступки обоих схожи в их ненависти к евреям, к Богу и в осквернении храма. Ср. 7:25 (Зверь) с 8:10−12 (Антиох).

10 Понимание этого текста (ст. 10−14) по общему признанию относится к самым трудным в данном пророчестве. Это затруднение усложняется структурой текста. Исторически предсказание исполнилось в Антиоке Епифане, но в смысле более широком, выходящем за пределы человеческой истории Антиох только первый этап, только начало того ужасного кощунства «небольшого рога», которое он совершит в будущем, Дан 7:8, 24−25; 9:27; 11:36−45; 12:12. В Дан 8:10−14 деятельность обоих «небольших рогов» таким образом сливаются в одно.

13 Слово «опустошение» упоминается в книге Даниила семь раз:
1) когда говорится о святилище (8:13), что случилось при Антиохе (175−170 до Р. Х.);
2) о святилище в Дан 9:17, его состоянии во дни Даниила, когда евреи находились в плену, а святилище их пребывало в запустении;
3) вообще о земле (9:18) во времена Даниила;
4) еще раз о святилище (см. 9:26), что исполнилось в 70 г. н. э. при разрушении города и храма после распятия Мессии (Лк 21:20); 5, 6, 7) и наконец о святилище в эпоху, когда опустошение совершит Зверь, 9:27; 11:31; 12:11. (Ср. с Мф 24:15; Мк 13:14; 2Фес 2:3, 8−12; Откр 13:14−15).

19 Здесь имеются в виду два «конца»:
1) исторически конец третьей, или Греческой, империи Александра Македонского, из одного разделения которого вышел небольшой рог (Антиох) в ст 9;
2) пророчески имеется а виду конец времен языческих (Лк 21:14; Откр 16:14), когда проявит себя «небольшой рог» из Дан 7:8, 24−26, то есть Зверь восстанет, что будет окончательным концом последнего времени (Дан 12:4, примечание).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: после явленного мне вначале. С первого стиха этой главы до конца книги повествование продолжается на др.-евр.; см. примеч. к 2:4.
2  [2] — Друг. возм. пер.: в столице (провинции Элам) Сузы; евр. Шушан.
4  [3] — Друг. возм. пер.: и становился всё сильнее; то же в ст. 8.
5  [4] — Друг. возм. пер.: рог пророческого видения.
8  [5] — Или: к четырем сторонам света.
9  [6] — Евр. цеви — великолепие, краса, слава — указывает на Израиль, ср. 11:16,41.
11  [7] — Или: отнял у Него.
11  [8] — Перевод этой части стиха сделан с учетом лексической и смысловой связи с параллельным местом в 11:31.
13  [9] — Здесь и в след. стихе «святой», очевидно, означает «ангел».
13  [10] — Или: служения.
14  [11] — Очищено — евр. цадак может переводиться как быть восстановленным (в своих правах) или: быть оправданным. Однако, поскольку в LXX сказано, что Святилище будет «очищено», вероятно, переводчики LXX видели в глаголе цадак это значение либо пользовались рукописью с другим евр. словом.
17  [12] — Букв.: о времени конца.
18  [13] — Или: впал в транс; то же в 10:9.
26  [14] — Или: запечатай его.
26  [15] — Или (ближе к букв.): оно (сбудется) через много дней; ср. Иез 12:27.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.