город, врагами окруженный,2 — мы в осаде;
тростью будут бить по щеке судью3 Израиля.
«А ты, Вифлеем-Эфрата,
как ни мал ты среди других городов Иудеи,4
но из тебя выйдет по воле Моей Тот,
Кто в Израиле править будет, —
происхождение Его издревле, от вечности», —
говорит Господь.
Потому будут оставлены сыны Израилевы
лишь до срока, пока не родит роженица
и не вернутся к ним из плена оставшиеся в живых братья.
Правитель Тот, когда явится,
станет печься о них,
как добрый пастырь будет заботиться,
с силой, от ГОСПОДА исходящей,
от величественного имени ГОСПОДА, Бога Его;
и будут жить они тогда в безопасности,
ибо величие Его будет признано
во всех пределах земных,
и принесет Он мир.5
Когда вторгнется Ассирия в страну нашу
и будет крепости наши попирать,
мы выставим против нее семерых пастухов
и восемь6 человек княжеского рода.
Мечом захватят они в Ассирии власть
и острием его станут править в стране7 Нимрода.
Спасет Он нас от ассирийцев,
когда вторгнутся они в страну нашу,
будут попирать наши пределы.
И будет остаток Иакова
посреди множества народов
как роса от ГОСПОДА,
как ливень на луга:
ни то, ни другое от человека не зависит
и не ждет повелений от смертных.
И будет остаток Иакова среди разных племен,
посреди множества народов,
как лев среди лесных зверей,
как молодой лев среди овечьих отар:
промчится, растопчет, разорвет —
и никто от него не спасет.
Поднимется рука твоя, Израиль, на врагов твоих —
истреблены будут все недруги твои.
«Но и так будет в тот день, —
предостерегает ГОСПОДЬ, —
всех коней твоих у тебя истреблю,
колесницы твои уничтожу,
истреблю города в стране твоей,
крепости все твои разрушу;
чародейство, за которое держишься, искореню,
и гадателей у тебя не будет впредь;
истреблю кумиров твоих резных
и столбы священные,
дабы не поклонялся ты более
творениям рук своих;
рощи твои, Ашере посвященные,
вырублю у тебя все до единой,
твои города, идолопоклонством оскверненные,
уничтожу Я.
Яростным будет отмщенье Мое племенам,
в непослушании погрязшим!»
1 «Слово Господне, которое было к Михею» (Мих 1:1) содержит описание будущего царства (Мих 4:1−8). Бросив взгляд на Вавилонские пленения (Мих 4:9−10), пророк идет дальше к последним дням, чтобы упомянуть великую битву (см. «Армагеддон», Отк. 16; 14; 19:17, примеч.), которая непосредственно предшествует установлению царства Мессии (см. «Царство», В. 3., Быт 1:26; Зах 12:8, примеч.; и «Царство» , Н. 3., Лк 1:31−33; 1Кор 15:28).
Мих 5:1−2 содержит вставку, в которой «слово Господне» возвращается от времени великой битвы, которой еще предстоит осуществиться в будущем, к рождению и отвержению Царя, Мессии-Христа (Мф 27:24−25, 37. За этим следует утверждение, что «Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить» (ст. 3). Имеется в виду двойное «рождение» Израиля: 1) то, от которого произойдет «Младенец мужского пола» (Христос), Откр 12:1−2; 2) то возрождение, которое должен пережить рассеянный и неверующий народ Израиля в последние дни (ст. 3: Иер 30:6−14; Мих 4:10). Обе темы сливаются в Ис 66. В ст. 7 мы читаем про «Младенца мужского пола» (Христа) из Откр 12:1−2; в ст. 8−24 — про остаток народа еврейского, утвержденного в блаженстве своего царства. Смысл пророчества Мих 5:3 сводится таким образом к тому, что после отвержения Христа в Его первом пришествии, Иегова откажется от Израиля до появления верующего остатка, и тогда Он выступит и «станет пасти в силе Господней» (ст. 4); Он есть защита народа, как говорится в Мих 4:3, 11−13. Остаток же явится миссионером сперва для Израиля, а затем и для всего мира (ст. 7−8; Зах 8:23).
2 Ср, с Ис 7:13−14. «Младенец» был рожден в Вифлееме, но «Сын» был «от дней вечных».
7 Служение еврейского остатка (Ис 1:9; Рим 11:5, примеч.) охарактеризовано двояко: «как роса от Господа» и «как лев среди зверей лесных». Обратясь к Господу в период тяжкого времени (Пс 2:5; Откр 7:14, примеч.), остаток примет дивное Евангелие Царства (Откр 14:6, примеч.) и будет возвещать его в обстановке жестоких гонений «во всей вселенной во свидетельства всем народам» (Мф 24:14). Результаты этой деятельности видны в Откр 7:4−14, где остаток еврейского народа подобен «росе» в утро последнего «дня Господня» (Ис 2:10−22; Откр 19:11−21). С этого утра начнется воздвижение Царства в силе. Снова зазвучит всемирная проповедь евреев к язычникам, но теперь это будет слово о том, что Царь находится на святой горе Его Сионе (Пс 2) и непокорные (не покаявшиеся) будут сокрушены Его жезлом железным (Пс 2:6−9). Пророчество по этому поводу дано в Пс 2:10−12. Эта «львиная» сторона свидетельства остатка (Откр 2:26−28). Только после «жезла железного» последует полнота блаженного века Царства.