По Матфею 10 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Созвав двенадцать Своих учеников, Иисус дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять все болезни и все недуги.
2 Вот имена двенадцати апостолов:1 первый — Симон, называемый также Петром, затем — его брат Андрей; далее — Иаков, сын Зеведея, и брат его Иоанн;
3 Филипп и Варфоломей; Фома и сборщик налогов Матфей; Иаков, сын Алфея, и Фаддей;2
4 Симон Кананит3 и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Разослал Иисус двенадцать этих апостолов, дав такой им наказ: «К язычникам не ходите и ни в один самаритянский город4 не заходите,
6 но идите к заблудшим овцам народа5 Израиля.
7 Идите и возвещайте: „Приблизилось6 Царство Небесное!“
8 Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте. Даром получили — даром и отдавайте.
9 Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои,
10 ни сумы на дорогу, ни смены одежды, ни второй пары обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 И в какой бы город или селение ни вошли вы, найдите в нем достойного человека и у него оставайтесь, пока не отправитесь дальше.
12 Когда войдете в дом, пожелайте мира ему.
13 И если дом достоин того — пусть мир ваш войдет в него. Но если не будет достоин — пусть мир ваш вернется к вам.
14 А если не примут вас и не выслушают ваших слов, то, выйдя из дома того или города, отряхните прах7 с ваших ног.
15 Заверяю вас, Содому и Гоморре8 будет легче в День Суда, чем тому городу.
16 Вот, Я посылаю вас, но смотрите, вы будете, как овцы среди волков: так будьте же мудры, как змеи, и невинны, как голуби.
17 Остерегайтесь людей: они отдадут вас в свои судилища и будут бичевать вас в синагогах своих.
18 К правителям и царям поведут вас за Меня — во свидетельство им и язычникам.
19 Когда же будут судить вас, не тревожьтесь о том, как и что говорить вам, ибо будет дано вам в тот час, что сказать.
20 Не вы говорить будете, но Дух Отца вашего даст вам слова.
21 Брат станет на смерть предавать брата, а отец — дитя свое; восстанут дети против родителей и пошлют их на смерть;
22 и все ненавидеть вас будут из-за Меня.9 Но кто до конца претерпит, будет спасен.
23 В одном вас будут преследовать городе — бегите в другой; поверьте Мне, вы не успеете охватить проповедью Вести Благой все города израильские, как придет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше учителя, и раб — своего господина.
25 Довольно для ученика разделить участь учителя своего, и для раба — своего господина. Если хозяина дома назвали Веельзевулом,10 то тем более — домочадцев его.
26 Так не бойтесь же их: ибо нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет тайного ничего, что не стало бы известным.
27 То, что говорю вам в темноте, передавайте при свете дня, и сказанное на ухо с крыш домов провозглашайте.
28 Не бойтесь убивающих тело, души11 же не могущих убить — напротив, бойтесь Того, Кто и душу, и тело может погубить в огне.12
29 Всего за грош13 можно купить двух птичек, не так ли? Но ни одна из них не упадет на землю без ведома Отца вашего.
30 А у вас и волосы на голове все сосчитаны.
31 Так что не бойтесь: вы больше значите, чем любое множество птиц.
32 Кто открыто признает Меня перед людьми, того Я, Сын Человеческий, признаю перед Отцом Моим Небесным.
33 А кто от Меня отречется перед людьми, от того и Я отрекусь перед Моим Отцом Небесным.
34 Не думайте, что мир Я пришел принести на землю; не мир, но меч Я пришел принести.
35 Ибо Я пришел, чтобы «сына разделить14 с отцом,

дочь — с матерью,
невестку — со свекровью ее,

36

так что врагами человеку станут близкие его».15

37 Недостоин Меня тот, кто любит отца или мать больше, чем Меня, и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня;
38 и кто не берет свой крест и не следует за Мной — тоже недостоин Меня.
39 Сберегший свою жизнь для себя — потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня — обретет ее.
40 Кто вас принимает, тот Меня принимает, и кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня.
41 Кто вестника Божьего16 принимает, потому что он вестник Божий, получит награду вестника, и кто праведника принимает, потому что он праведник, получит награду праведника.
42 И если кто даст хотя бы чашку холодной воды одному из малых сих потому лишь, что он ученик Мой, заверяю вас, не лишится награды своей».

Комментарии Скоуфилда

2 Слово «Апостол» — «посланник» — применяется к нашему Господу (Евр 3:1). В других местах оно применяется к Двенадцати, призванным на этот труд Иисусом Христом во время Его земного служения; этим словом зовутся Павел, которого призвал быть апостолом воскресший и вознесшийся Христос, и Варнава (Деян 14:14), назначенный на это служение Духом Святым (Деян 13:2). О Матфие, избранном одиннадцатью апостолами, чтобы заменить Иуду Искариота (Деян 1:16−26), написано: «он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян 1:26).

«Признаками Апостолов» служило то, что
1) их избрал непосредственно Сам Господь, или, как в случае с Варнавой, — Дух Святой (Мф 10:1−2; Мк 3:13−14; Лк 6:13; Деян 9:6, 15; 13:2; 22:10, 14−15; Рим 1:1);
2) они были одарены знаменательным даром — силой чудотворения, которая и была им Божественным удостоверением в их служении (Мф 10:1; Деян 5:15−16; 16:16−18; 28:8−9.
3) В отношении Царства они были глашатаями, возвещавшими только Израилю (Мф 10:5−6), что Царство приблизилось (Мф 4:17, примеч.), и демонстрировавшими силы Царства (Мф 10:7−8).
4) Одному из них, Петру, были вручены ключи Царства Небесного, которое понимается как «сфера» исповедания христианства (Мф 13 и 16:19).
5) В грядущем Царстве они станут судьями над двенадцатью коленами Израиля (Мф 19:28).
6) Последствиями отвержения Царства и откровения тайны, прежде сокрытой в Боге (Мф 16:18; Еф 3:1−12) было следующее: Церковь, как сфера служения апостолов, получила новую функцию — совершать крещение Духом Святым (Деян 2:1−4), а также новую силу — передачи Духа Святого новообращенным евреям-христианам; апостолы получили новое назначение — служить «камнями» в основании нового храма (Еф 2:20−22), и новую миссию — провозглашать Благую Весть о спасении через Иисуса Христа, распятого и воскресшего, — как евреям, так и язычникам.
7) Апостол непременно должен был быть свидетелем воскресения Христова (Деян 1:22; 1Кор 9:1).

9 Сравните с Мк 6:8−9 и Лк 9:3. Главная мысль в этих цитатах — это срочность, неотложность дела. Здесь подчеркивается — «не берите»; апостолам не дол жно было тратить время на поиски запасной обуви или посохов. Они, ученики, должны были отправиться в путь в тех сандалиях, что были у них на ногах и с тем посохом, который имели в руках, либо вовсе без него. Ср. с Рим 1:15.

16 Стихи с 16 по 23; смысл этого текста простирается за пределы личного служения Двенадцати, охватывая в общих чертах евангельское служение во все времена, включая и настоящее время. В ст. 23 подчеркивается проповедь «остатку» (Ис 1:9; Рим 11:5, примеч.) в дни скорби (Пс 2:5; Откр 7:14, примеч.), непосредственно перед возвращением Христа во славе (Втор 30:3; Деян 1:9−11, примеч.). Остаток следовательно сохранится в городах Израиля до пришествия Господа.

34 Ср. с Ин 14:27. О мире в Св. Писании говорится в трех смыслах:
1) «Мир с Богом» (Рим 5:1); на это направлена работа Христа, причастником которой человек становится по вере (Еф 2:14−17; Рим 5:1).
2) «Мир Божий» (Флп 4:7), то есть внутренний мир, как соответствующее состояние души верующего, который примирился с Богом через веру в Иисуса Христа, и все свои заботы препоручил Богу в молитве и прошении с благодарением (Лк 7:50; Флп 4:6).
3) Мир «на земле» (Лк 2:14; Пс 71:7; 84:11; Ис 9:6−7; 11:1−12): повсеместное преобладание мира на земле в период мессианского Царства. Слова Христа у Мф 10:34 служат предупреждением о том, что провозглашаемая Им истина не мир принесет в наш век, но в большей степени — разделение и раздоры. (Ср. с Ин 14:27).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — См. в Словаре Апостол.
3  [2] — В некот. рукописях: и Леввий, который был назван Фаддеем.
4  [3] — Вероятно, от евр. «кана» — быть ревностным.
5  [4] — Иудеи относились к жителям Самарии, как к язычникам.
6  [5] — Букв.: до́ма.
7  [6] — Или: близко.
14  [7] — Или: пыль.
15  [8] — См. в Словаре Содом и Гоморра.
22  [9] — Букв.: за имя Мое.
25  [10] — Веельзевул — в иудаизме времен НЗ имя главного демона; возможно, одно из имен сатаны.
28  [11] — См. в Словаре Душа.
28  [12] — Букв.: в геенне.
29  [13] — Букв.: ассарий — римская медная монета.
35  [14] — В знач. вызвать решительное противостояние между Своими последователями и теми, кто отказывается от мира с Богом.
36  [15] — Мих 7:6.
41  [16] — Здесь и далее или: пророка.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.