По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу.
2 Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу.
3 Многое сказал Иисус им в притчах.
« Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять.
4 Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
5 Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
6 Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
7 Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их.
8 Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
9 У кого есть уши, пусть услышит!»
10 Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»
11 Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано.
12 Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.
13 Я потому им притчами говорю,

что смотрят они — но не видят,
слушают — но не слышат и не понимают.

14 Так сбылось на них пророчество Исайи:

Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете;
будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите.

15

Ибо огрубело сердце народа этого,
уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли.
Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами,
поняли бы сердцем и лицом повернулись2 бы ко Мне,
и Я исцелил бы их“.3

16 А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат.4
17 Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.
18 А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.
19 Когда человек слышит весть Царства,5 но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги.6
20 А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее,
21 но, так как нет у него корня,7 он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
22 Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода.
23 На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».
24 Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена.
25 Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.
26 Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.
27 Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу8 ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“
28 „Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“
29 „Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу,
30 пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».
31 И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем.
32 Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом,9 так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».
33 И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами10 муки, пока не заквасилось всё тесто ».
34 Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего.
35 Так исполнилось сказанное через пророка:

«Открою в притчах уста Мои
и провозглашу сокрытое
от сотворения [мира]».11

36 Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».
37 Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий;
38 поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа.
39 Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира,12 а жнецы — ангелы.
40 Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал,13 и от тех, кто сам жил беззаконно,14
42 и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
43 Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»
44 «Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.
45 И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг,
46 нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.
47 Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу.
48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили.
49 Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных,
50 и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
51 Всё ли сказанное Мной вы поняли?»
«Да», — ответили они Ему.
52 «Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».
53 Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда
54 и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса?
55 Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф,15 Симон и Иуда?
56 И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?»
57 И не захотели они принять Его.
Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».
58 И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.

Комментарии Скоуфилда

3 В семи притчах Мф 13, которые по определению Самого Господа содержат в себе прообразы «тайн Царства Небесного» (ст. 11), описывают, вместе взятые, последствия проповеди Евангелия в мире в настоящий век, то есть в век сеяния семени», которое началось служением Господа и закончится жатвой (ст. 40−43). Если сформулировать результат вкратце, то это — смешение пшеницы и плевел, хорошей рыбы и плохой, но — в сфере исповедания христианства. Одним словом, это христианство, как оно есть в наши дни.

3 «Сеятель». Этот образ символизирует начало нового процесса. Трудиться в Божием винограднике, который есть Израиль (Ис 5:1−7) — это одно дело, а идти и сеять семя Божьего Слова на поле, которым является весь мир, — совсем другое (ср. Мф 10:5). Четвертая часть брошенных семян пускает крелкие корни, но благим результатом может считаться лишь произрастание из них «пшеницы» (ст. 25; 1Пет 1:23), или «сынов Царства» (ст. 38). Эта притча (ст. 3−9, 18−23) всюду понимается как один из ключей к тайнам Небесного Царства. Сам Господь дает ей истолкование.

11 «Тайна» в Писании — это истина прежде сокрытая, а ныне открываемая Богом, но не утратившая при этом своей таинственности и элемента сверхъестественности, несмотря на данное откровение. Вот наиболее великие из Божественных тайн:
1) Тайна Царства Небесного (Мф 13:3−50);
2) Тайна ожесточения Израиля в век благодати (наше время) (Рим 11:25 в контексте);
3) Тайна восхищения святых при жизни в конце «этого века» (1Кор 15:51−52; 1Фес 4:14−17);
4) Тайна Новозаветной Церкви как одного тела, составляемого евреями и язычниками (Еф 3:1−11; Рим 16:25; Еф 6:19; Кол 4:3);
5) Тайна Церкви как Невесты Христа (Еф 5:28−32);
б) Тайна Христа, живущего в каждом верующем (Гал 2:20; Кол 1:26−27);
7) «Тайна Бога и Отца и Христа», то есть Христа как осуществленной полноты воплотившегося Божества, в Котором вся премудрость Божия, предназначенная «прежде веков к славе нашей» (Кол 2:2, 9; 1Кор 2:7);
8) Тайна процесса возвращения человеку его Богоподобия (1Тим 3:16);
9) Тайна беззакония (2Фес 2:7; Мф 13:33);
10) Тайна семи звезд (Откр 1:20);
11) Тайна Вавилона (Откр 17:5, 7).

17 Ветхозаветные пророки видели в одном как бы слитом видении отвержение и распятие Царя (см. «Христос, жертва», Быт 4:4; Евр 10:18, примеч.), а также славу Его как Сына Давидова (Зах 12:8, примеч.), но им не было открыто, «на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу», а только, что видение это не было предназначено для них самих (1Пет 1:10−12). Это-то откровение и дает Христос в притчах. Его страдания и Его слава разделены неким промежутком времени. Этот интервал и будет исполнен описываемых здесь «тайн Царства Небесного»

24 Эта притча (ст. 24−30) тоже истолковывается Самим Господом (ст. 36−43). Здесь «доброе семя» не есть Слово, как в первой притче (ст. 19, 23), но скорее то, что Словом порождается (1Пет 1:23), то есть сыны Царства. Сии по промыслу Божиему (ст. 37) «сеются», то есть разбрасываются тут и там по «полю», которое есть «мир» (ст. 38). «Мир» здесь подразумевается как в географическом, так и в этническом смысле, то есть наша земля, мир людей. Но там, где посеяна Божия пшеница, моментально начинает работать сатана. Где бы ни были собраны сыны Царства, там «между пшеницею» (ст. 25, 38−39) сатана «сеет» «сынов лукавого», которые называют себя сынами Царства и по внешнему виду настолько похожи на истинных детей Царства, что только ангелы сумеют при конце, то есть во время жатвы, с уверенностью отделить «плевелы» от «пшеницы» (ст. 28−30, 40−43). Обман сатаны действует настолько сильно, что «плевелы» зачастую на самом деле считают себя «пшеницей» (Мф 7:21−23). Во многих других притчах и увещеваниях имеется в виду то же самое смешение истинного и неистинного (см., например, Мф 22:11−14; 25:1−13, 14−30; Лк 18:10−14; Евр 6:4−9). В этом — характерная особенность Евангелия от Матфея, начиная от 13-ой главы и дальше. В притче о пшенице и плевелах подразумевается не весь мир, но та его часть, которая считает себя Царством. Просто неверующих не называют сынами Диавола — лишь те неверующие, которые формально религиозны, получают это название (ср. ст. 38; Ин 8:38−44; Мф 23:15).

30 Плевелы собирают в связки для последующего сожжения, здесь не имеется в виду немедленный суд. «При кончине века сего» (ст. 40) плевелы будут отделены для сожжения, но прежде пшеница будет собрана в житницы (Ин 14:3; 1Фес 4:14−17).

31 Притча о горчичном зерне — это прообраз быстрого, хотя и неощутимого физически, материально, роста Царства, таинственного в проявлениях своих, — из ничтожного малого начатка (Деян 1:16; 2:41; 1Кор 1:26) до масштабов великого явления на земле. Образ птиц, нашедших себе убежище в ветвях дерева, взят из книги Даниила (4:20−22). Насколько ненадежным было это убежище, видно из контекста повествования Даниила.

33 Истолкование притчи о закваске (ст. 33) как (при некоторых расхождениях в деталях) о «заквашивании» мира («три меры муки») Евангелием, которое вводится в него Церковью, вот оно действует тонко и исподволь, пока не обратится весь мир («доколе не вскисло все»), напрашивается на серьезное возражение:
1) такое истолкование противоречит неизменному символическому значению закваски, и в первую очередь тому, которое придает ей Сам Господь (Мф 16:6−12; Мк 8:15; см. «Закваска», Быт 19:3; Мф 13:33, примеч.).
2) Намек на обращение всего мира в сем веке («доколе не вскисло все») резко противоречит толкованию Господом притч о пшенице и о неводе. Господь дает картину Царства как частичного обращения в необращенном мире; Он представляет Царство «неводом», в котором перемешана плохая и хорошая рыба.
3) О методе распространения Царства говорится в первой притче: оно будет распространяться посредством сеяния семени, а не благодаря действию закваски. Употребление символов в Писании установлено свыше и — неизменно. В соответствии с этим закваска понимается как разлагающее начало, действующее мало-помалу, не заметно; этот образ неизменно употребляется в плохом смысле (см. «Закваска», Быт 19:3), Господь пользуется им применительно к вредному учению (Мф 16:11−12; Мк 8:15). Мука же, напротив, была в числе благоуханных приношений Богу (Лев 2:1−3) и служила пищей священникам (Лев 6:15−17). Женщина, когда образ ее понимается в плохом (этически) смысле, всегда символизирует что-либо скверное, неуместное с религиозной точки зрения (см. Зах 5:6, примеч.). В Фиатире это была женщина, которая пророчествовала и учила (ср. Откр 2:20 с Откр 17:1−6). Будучи истолкована с помощью этих знакомых символов, притча прозвучит как предостережение о том, что истинное учение, предназначенное питать сынов Царства (Мф 4:4; 1Тим 4:6; 1Пет 2:2), будет смешано с ложным, развращающим учением, и сделано это будет официально — самой церковью, отступившей от истины (1Тим 4:1−3; 2Тим 2:17−18; 4:3−4; 2Пет 2:1−3).

33 Вывод:
1) Закваска, как образ или символ, всегда упоминается в В. З. в отрицательном смысле (Быт 19:3).
2) Исходя из этого, употребляют слово «закваска» и в Новом Завете Оно символизирует «порок и лукавство» – в противовес «чистоте и истине» (1Кор 5:6−8). Оно — образ вредного учения (Мф 16:12), распространяемого гремя школами — фарисеев, саддукеев и Иродиан (Мф 16:6; Мк 8:15). Заквасна фарисейская проявлялась во внешних, показных формах религиозности (Мф 23:14, 16, 23−28); саддукейская — в скептическом отношении к сверхъестественному, значит, и к Священному Писанию (Мф 22:23, 29); закваска Иродиан сказывалась в приверженности к светскому образу жизни — партия Ирода в среде иудеев (Мф 22:16−21; Мк 3:6).
3) Употребление слова «закваска» в Мф 13 соответствует его общепринятому значению.

43 Царство не станет царством «Отца» до тех пор, пока Христос, «низложив всех врагов под ноги Свои», включая последнего врага — смерть, не «предаст Царство Богу и Отец» (1Кор 15:24−28; Откр 20:2). Первое воскресение означает торжество над смертью (1Кор 15:54−55), но уничтожена смерть — последний враг — не будет до конца тысячелетнего царства (Откр 20:14).

44 Толкование притчи о сокровище, которое представляет купца, купившего поле, грешником, ищущим Христа, не подтверждается самой притчей. Поле означает мир (ст. 38). Ищущий грешник не приобретает мир, но, напротив, оставляет его ради того, чтобы приобрести Христа. Более того, грешнику нечего продавать, а Христос не продается, не скрыт Он и где-то в поле; а сам грешник, найдя Христа, не станет снова прятать Его (ср. Мк 7:24; Деян 4:20). Так что подобное толкование не выдерживает критики от начала до конца.

Это Господь — купец, совершивший «акт купли» великой ценою собственной крови (1Пет 1:18), а Израиль, в особенности Ефрем (Иер 31:5−12, 18−20, — потерянные племена, запрятанные на поле, то есть в мире (ст. 38); они-то и являются сокровищем (Ис 19:5; Пс 134:4). Опять, как при отделении пшеницы от плевел, необходимая работа осуществляется ангелами (Мф 24:31; Иер 16:16). Божественный Купец покупает поле (мир) ради сокровища (ст. 44; Рим 11:28), другими словами, Он покупает — «возлюбленных Божиих ради отцов», то есть тех, которым возрождение и спасение только предстоят. Радостная нотка (ст. 44) звучит еще у пророков, предвидевших восстановление Израиля (Втор 30:9; Ис 49:13; 52:1−3; 62:4−7; 65:18−19). См. «Израиль», Быт 11:10; Рим 11:26).

45 Истинная Церковь, «одно тело», формируемое Духом Святым (1Кор 12:12−13). Как Израиль является скрытым сокровищем, так Церковь — драгоценной жемчужиной. На тот же период времени, что и тайны Царства, простирается тайна Церкви (Рим 16:25−26; Еф 3:3−10; 5:32). Драгоценная жемчужина — прекрасный символ истинной Церкви: прежде всего, она — великолепный образ единства (1Кор 10:17; 12:12−13; Еф 4:4−6); далее, жемчужина образуется не механически, а посредством нарастания новых слоев органического вещества, то есть она растет как живой организм; именно так, как живому организму, дает Христос прирост Своей Церкви (Деян 2:41, 47; 5:14; 11:24; Еф 2:21; Кол 2:19); наконец, отдав однажды в уплату за эту жемчужину Самого Себя, Христос теперь приготовляет ее для Себя (Еф 5:25−27). Царство не есть Церковь, но истинные сыны Царства в период осуществления всех этих тайн, будучи крещены одним Духом в одно тело (1Кор 12:12−13), составляют истинную Церковь, жемчужину.

47 Притча о неводе предлагает другой взгляд на тайны Царства как сферу исповедания, отличающийся от взгляда через призму пшеницы и плевел, при той еще разнице, что в тех притчах сатана выступает как активная сила, а тут смешение хорошего и плохого больше объясняется тенденцией вбирать в себя чуждое. Царство Небесное подобно неводу, заброшенному в человеческое море, в который ловится всякого рода рыба — добрая и худая; вместе она и остается в неводе (ст. 49), а не только в море, до конца века. Даже сам невод «не обращен» до конца, не говоря уж о море. Здравому разбору Слова невероятно помешало предположение, будто мир обратится в сем веке. Против такого предположения говорит толкование Самим Господом упомянутых трех притч — о сеятеле, о пшенице и плевелах, и о неводе.

Таковы, значит, таинственные очертание и пределы Царства (см. Мф 3:2, примеч.; 6:33, примеч.). Оно есть сфера исповедания христианства в этом веке (периоде). Это есть тело, образование, в котором истинное перемешано с ложным, пшеница — с плевелами, плохое с хорошим. Его оскверняют формализм, сомнения и привязанность к миру. Однако, в его пределах Христос видит истинных сынов истинного Царства, которые при конце «воссияют, как солнце». На великом поле (в мире) Он видит искупленных всех веков, и среди них — в особенности этому радуясь, — Свой некогда «скрытый» Израиль, которого ожидают впереди духовное возрождение и благословение. И еще Он видит в Царстве — в таком, какое оно сегодня, столь непохожее на то, каким ему предстоит сделаться, — Церковь, Свое тело и Свою невесту; потому и «продает» Он от радости все, что имеет (2Кор 8:9), и покупает поле, сокровище и жемчужину.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Или: задушили.
15  [2] — См. в Словаре Обращение.
15  [3] — Ис 6:9,10 (LXX).
16  [4] — Букв.: ваши глаза блаженны, потому что видят они, и ваши уши, потому что слышат.
19  [5] — Или: весть, провозглашаемую Царством; друг. возм. пер.: слово о Царстве.
19  [6] — Или: это зерно, упавшее при дороге; букв.: это посеянное при дороге.
21  [7] — Букв.: но не имеет корня в себе, т.е. он человек момента, он живет лишь настоящим.
27  [8] — Букв.: доброе семя.
32  [9] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [10] — Около 20 кг.
35  [11] — Пс 78 (77):2.
39  [12] — Или: конец века; то же в ст. 40 и 49.
41  [13] — Букв.: выберут из Царства Его все соблазны.
41  [14] — Друг. возм. пер.: от тех, кто делал зло; букв.: (от) делающих беззоконие.
55  [15] — В некот. рукописях: Иосия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.