По Матфею 24 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Иисус вышел из Храма и хотел было уже удалиться, когда подошли к Нему ученики Его, чтобы показать Ему храмовые строения.
2 Он же сказал им в ответ: «Видите всё это? Поверьте Мне, не останется камня на камне здесь, всё будет разрушено!»
3 Когда же Иисус сидел на горе Масличной, подошли к Нему ученики, чтобы поговорить с Ним наедине. «Скажи нам, когда это будет? И какое знамение предвозвестит пришествие Твое и конец этого мира?»
4 Иисус им сказал: «Смотрите, чтобы никто не ввел в заблуждение вас,
5 ибо многие под именем Моим придут и будут говорить: „Я Христос“; многих введут они в заблуждение.
6 Услышите вы о войнах и о нависших угрозах войны. Пусть не страшит вас то! На самом деле так и должно происходить. Но это еще не конец,
7 ибо восстанет народ на народ, и царство — на царство, будет и голод, и землетрясения то в одном месте, то в другом.
8 Всё это только начало мук родовых.1
9 Будут тогда предавать вас на мучения и будут вас убивать, и ненавидеть вас будут из-за Меня2 все народы.
10 И многие в то время потеряют веру, и предавать будут друг друга, и ненавидеть.
11 Многие лжепророки появятся и введут в заблуждение многих.
12 Беззаконие будет расти, и оттого охладеет многих любовь.
13 Но кто устоит до конца, будет спасен.
14 И проповедана будет эта Благая Весть Божьего Царства по миру всему, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец.
15 Когда же увидите вы на месте святом „запустения мерзость“,3 о которой сказано было через пророка Даниила4 (читающий должен понять!),
16 тогда, кто в Иудее будет, пусть бегут те в горы.
17 Кто будет на крыше, пусть не спускается взять вещи из дома своего,
18 кто в поле будет, пусть не возвращается за верхней одеждой своей.
19 Как трудно будет женщинам, ожидающим ребенка и кормящим грудью в те дни!
20 Молитесь же, чтобы бегство ваше не случилось ни зимой, ни в субботу!
21 Ибо это будет время великого бедствия, какого доныне не было еще от начала мира и никогда не будет.
22 И если бы не были сокращены те дни, никто б не остался в живых. Но ради избранных сокращены будут те дни.
23 Если вам скажут тогда: „Вот здесь Христос!“ или: „ Вот Он там!“ — не верьте!
24 Ибо придут лжехристы и лжепророки и явят великие знамения и чудеса, чтобы, если удастся, даже избранных ввести в заблуждение.
25 Смотрите, предупредил Я вас.
26 Итак, если скажут вам: „Вот Он в пустыне!“ — не выходите, или: „Вот Он скрывается в этом доме!“ — не верьте.
27 Словно молния, что на востоке вспыхнув, светом своим озаряет и запад — таким будет пришествие Сына Человеческого.
28 Там, где труп, орлы5 соберутся.
29 Сразу же после бедствия дней тех

„солнце померкнет,
луна света не даст своего,
звезды с неба падут,
и силы небесные сотрясены будут“.6

30 Тогда явится на небе знамение Сына Человеческого; и все народы земли возопиют от страха и смятения, когда увидят Сына Человеческого, нисходящего на облаках небесных7 с силою и славою великой.
31 При громком трубном звуке8 Он пошлет ангелов Своих, и соберут они избранных Его со всех концов:9 от края и до края небес.
32 Возьмите в пример смоковницу: как только ветвь ее набухает от сока и листья на ней распускаются, вы знаете, что близко лето.
33 Точно так же, когда увидите, что всё сказанное сбывается, знайте: пришествие Сына Человеческого близко, оно10 уже у дверей.
34 Заверяю вас, еще во дни этого поколения11 сбудется всё.
35 Небо и земля прейдут, но слова Мои останутся навеки.
36 О дне же о том и часе никто не знает: ни ангелы небесные, ни Сын12 — только один Отец.
37 Как было во дни Ноя, так будет и тогда, когда придет Сын Человеческий.
38 В дни перед потопом люди ели, пили, женились и выходили замуж — до того самого дня, как Ной вошел в ковчег.
39 Не сознавали они ничего, пока не пришел потоп и не погубил всех. Так будет [и] тогда, когда придет Сын Человеческий.
40 Из двух мужчин, в поле работающих, один будет взят, а другой оставлен.
41 Из двух женщин, мелющих на мельнице, одна будет взята, другая оставлена.
42 Итак, бодрствуйте,13 ибо не знаете, в какой день14 придет Господин ваш!
43 Помните же, если бы знал хозяин дома, в какой час ночи придет вор, он бодрствовал бы и не дал бы вору забраться в дом.
44 И вы поэтому будьте готовы, ибо Сын Человеческий придет в час, в который не ждете.
45 Кто же тогда тот верный и благоразумный раб, которого в доме своем хозяин поставил над всеми, чтобы вовремя пищу им раздавать?
46 Блажен раб, которого господин его, придя, найдет за порученным делом.
47 Заверяю вас, что поставит хозяин его управлять всем имуществом своим.
48 Ну, а если негодным окажется тот рабом, рассуждающим так:15 «Не скоро вернется хозяин мой»,
49 если бить начнет он других рабов, есть и пить с пьяницами,
50 то придет хозяин раба того в день, в который тот не ожидает, и в час, о котором не знает тот,
51 определит ему с лицемерами место, где подвергнет жестокому наказанию16 — и будет он там вопить и скрежетать зубами.

Комментарии Скоуфилда

3 Мф 24 и Лк 21:20−24 содержат ответ на три вопроса. Порядок их постановки такой: «Скажи нам, когда это будет?» — то есть разрушение храма и города. Ответ находим у Луки (21:20−24). Второй и третий вопросы: «И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» получают ответ в Мф 24:4−33. Стихи 4−14 имеют двойное толкование:
1) В них дается картина века с его войнами, международными конфликтами, голодом, эпидемиями, гонениями, появлением лжехристов (ср. Дан 9:26). Все это не соответствует характеру обращенного мира.
2) Но тот же ответ (ст. 4−14) применим в определенном смысле к концу века — семидесятой седьмине по Даниилу (Дан 9:24−27, примеч.
3). Все, что характерно для века, нагнетается все более интенсивно по мере приближения его конца. 14-й стих имеет несомненное отношение к предстоящему возвещению остатком Израиля Благой Вести о том, что Царство снова «приблизилось» (Ис 1:9; Откр 14:6−7; Рим 11:5, примеч.). 15-й стих ссылается как на признак на «мерзость запустения» (Дан 9:27, примеч.). В следующих стихах: 2Фес 2:3−8; Дан 9:27; 12:11; Откр 13:4−7 — находим ссылки на «человека грека» или «зверя».

Так кладется начало периоду великой скорби (Пс 2:5; Откр 7:14, примеч.) — жуткому периоду, который будет продолжаться три с половиной года; кульминацией его станет битва (Откр 19:19−21, примеч.), во время которой Христос обернется дробящим и разбивающим камнем из книги Даниила (2:34). Матфей останавливается на этом периоде довольно подробно (ст. 15−28). Знамения, события, советы и предупреждения даются им в следующем лорядке:
1) Мерзость запустения на святом месте (ст. 15);
2) Предупреждение (ст. 16−20) верующим евреям, которые будут находиться на тот момент в Иерусалиме;
3) Великая скорбь, повторное предупреждение о лжехристах (ст. 21−26);
4) Внезапное поражение языческой власти мира (ст. 27−28);
5) Славное явление Господа, которое увидят все народы, после чего вновь собран будет Израиль (ст. 29−31);
б) Сравнение со смоковницей (ст. 32−33);
7) Следyют предупреждения, применимые к современному миру, на который эти события неминуемо грядут (ст. 34−51; Флп 4:5). Тщательное изучение Дан 2, 7, 9 и Отк. 13 явно подтверждает предлагаемое толкование. Смотрите также «Остаток» (Ис 1:9; Рим 11:5).

16 См. Лк 21:20−24. У Луки в этом месте определенно говорится о разрушении Иерусалима, которое и было совершено Титом в 70-м году н. э., а у Матфея — о будущем кризисе в Иерусалиме после явления «мерзости». См. «Зверь» (Дан 7:8; Откр 19:20) и «Армагеддон» (Откр 16:14; 19:17). Поскольку обстоятельства в обоих случаях будут схожи, схоже звучат и предостережения. В первом случае Иерусалим был разрушен, а во втором — он будет избавлен Божественным вмешательством.

34 Греч. гемея; главные значения этого слова: «род, семья, народ». Нет сомнения, что здесь это слово употреблено именно в значении рода как нации, потому что ничего из «всего сего», то есть всемирной проповеди Царства, великой скорби, Второго пришествия Господа в видимой славе и возвращения избранных «от всех концов земли» не произошло ко времени разрушения Иерусалима Титом в 70-м году н. э. Следовательно здесь нам дается обетование, что народ Израильский (род, нация, семья) сохранится до осуществления «всего сего», — обетование, которое чудесно исполняется уже сегодня.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Как можно видеть из контекста, здесь речь идет о бедствиях, ожидающих мир в преддверии наступления нового Царства.
9  [2] — Букв.: за имя Мое.
15  [3] — Т.е. запустение, вызванное осквернением святых мест.
15  [4] — Дан 12:11.
28  [5] — Или: грифы; вероятно, это сравнение говорит о безошибочности обнаружения чего-либо: о трупе, даже сокрытом в пустыне, можно немедленно узнать по кружащимся над ним хищным птицам.
29  [6] — Ис 13:9,10; 34:4.
30  [7] — Дан 7:13.
31  [8] — Или: с сильным трубным звуком.
31  [9] — Букв.: от четырех ветров.
33  [10] — Букв.: близко оно (или: Он).
34  [11] — Букв.: не пройдет род этот; или: это поколение. По мнению некоторых богословов, здесь говорится не о поколении того времени (или не только о нем), а об определенной категории людей. Имеется в виду либо неверующий и злой род людской, либо род праведников. В ВЗ это понятие передавалось еврейским словом «дор». Ср. Пс 12:7 (11:8); 24 (23):6.
36  [12] — Некот. рукописи опускают: ни Сын.
42  [13] — Или: будьте бдительны.
42  [14] — В некот. рукописях: час.
48  [15] — Букв.: если же скажет злой раб тот в сердце своем.
51  [16] — Или: рассечет его надвое; или: отсечет; смысл слова неясен, вероятно, его следует понимать как метафору: «отсечет», т.е. «исключит», «удалит от себя».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.