По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда в Царстве Небесном то же самое произойдет, что случилось с десятью девами,1 которые вышли со своими светильниками встречать жениха.
2 Пять из них неразумными2 были, и пять были мудрыми.3
3 Неразумные, взяв свои светильники, не захватили с собой масла,
4 а мудрые взяли вместе со светильниками и кувшинчики с маслом.
5 Жених задержался, и девы все задремали, а потом и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: „Смотрите, жених! Встречайте [его]!“
7 Все девы пробудились и поправили свои светильники.
8 Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам масла, а то наши светильники гаснут“.
9 Но мудрые ответили: „У нас не хватит масла и для себя, и для вас.4 Лучше сходите к тем, кто его продает, и купите себе“.
10 Пока же они ходили за маслом, пришел жених, и те, кто был готов, пошли с ним на брачный пир, и дверь за ними закрыли.
11 Приходят потом остальные девы и просят: „Господин! Господин! Открой нам!“
12 „Одно могу сказать вам, — ответил он, — не знаю я вас“.
13 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете вы ни дня назначенного, ни часа пришествия.
14 В Царстве Небесном всё так же будет, как у человека, который, уезжая из дома, созвал своих слуг и поручил им распорядиться его достоянием.
15 Одному дал он пять талантов,5 другому — два, и третьему — только один, каждому в соответствии с их способностями, сам же уехал.
16 Тот, что получил пять талантов, тотчас пустил их в оборот и нажил еще пять.
17 Получивший два таланта таким же образом нажил еще два.
18 А тот, который получил один талант, пошел, выкопал в земле яму и спрятал в ней деньги своего господина.
19 Прошло немало времени, вернулся господин тех слуг и потребовал у них отчета.
20 Получивший пять талантов пришел и принес с собой еще пять. „Господин, — сказал он, — ты дал мне пять талантов, вот еще пять, которые я нажил“.
21 „Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин Его, — ты был верен в малом, и я многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
22 Подошел и получивший два таланта. „Господин, — сказал он, — ты дал мне два таланта, вот еще два таланта, которые нажил я“.
23 „Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин его, — ты был верен в малом — многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
24 Подошел и тот, что один получил талант. „Господин, — сказал он, — я знал, что ты человек жестокий: жнешь ты там, где не сеял, и там собираешь, где не рассыпал.
25 В страхе пошел я и зарыл твои деньги6 в землю. Вот они, возьми свое!“
26 И сказал ему господин его: „Нечестивый и ленивый слуга! Так ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал?
27 В таком случае, следовало тебе отдать мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, получил я свое с прибылью.
28 Возьмите же у него и этот талант и отдайте его тому, у кого десять талантов.
29 Ибо, у кого есть, тому и еще будет дано, и дано в изобилии. У того же, у кого нет, будет взято и то, что есть у него.
30 А негодного этого слугу возьмите и выбросите вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
31 Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и с Ним все Его ангелы, сядет Он на Свой царский престол,7
32 и будут собраны перед Ним все народы, и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овечье стадо от козьего.
33 Он поставит овец по правую, а козлов по левую сторону.8
34 И скажет Царь стоящим справа от Него: „Придите все, кого благословил Отец Мой! Владейте9 Царством, приготовленным для вас от сотворения мира.
35 Ибо Я был голоден — и вы дали Мне есть, жаждал — и вы дали Мне пить, пришельцем был — и вы приютили Меня,
36 был наг — и вы одели Меня, болен был — и вы посетили Меня, в тюрьме был — и вы навестили Меня“.
37 Тогда праведные спросят Его: „Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Когда жаждавшего Тебя напоили мы?
38 Когда мы видели Тебя пришельцем и приютили или нагого одели Тебя?
39 Когда мы навещали Тебя больного или в тюрьме посетили Тебя?“
40 И ответит им Царь: „Скажу Я вам, сделав это одному из братьев Моих меньших, вы сделали это Мне“.
41 А тем, кто по левую сторону, скажет Он: „Уйдите прочь от Меня, проклятье на себя навлекшие.10 Ступайте в вечный огонь, приготовленный дьяволу и ангелам его!
42 Ибо Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал — вы не напоили Меня,
43 пришельцем был — вы не приютили Меня, нагим Я был — вы не одели Меня, был болен и был в тюрьме — вы не навестили Меня“.
44 Они же спросят Его: „Господи, когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, пришельцем, нагим, больным или в тюрьме — и не позаботились о Тебе?“
45 Тогда Он ответит им: „Скажу Я вам, не сделав11 этого для одного из Моих меньших братьев, вы не сделали этого и для Меня“.
46 И пойдут они прочь: удел таковых — наказание вечное, а праведных — вечная жизнь».

Комментарии Скоуфилда

1 Эта часть речи Господа на горе Елеонской выходит за пределы Его ответа на вопросы учеников о признаках Его «пришествия и кончины века» (Мф 24:3); она — о Втором пришествии Христа, в трех его аспектах:
1) Второе пришествие Господа явится экзаменом для исповедывающих Его (ст. 1−13);
2) испытанием тех, кто служит Ему (ст. 14−30);
3) испытанием языческих народов (ст. 31−46).

2 «...пять неразумных». Царство Небесное здесь понимается как сфера исповедания Христа (то же в 13 гл. Ев. от Матфея). Светильники есть у всех дев, но два факта свидетельствуют об истинном состоянии дев неразумных: они «не взяли с собою масла», и Господь сказал им: «не знаю вас». Масло символизирует Святого Духа, а «кто Духа Христова не имеет, тот и ие Его» (Рим 8:9). Никакому истинному верующему, каким бы духовно слабым он ни был, Господь не мог сказать, что Он не знает его.

32 Этот суд — не то же самое, что суд перед великим белым престолом. Тут нет речи о воскресении, а перед судом — народы, живущие на земле; здесь нет раскрытых книг; три рода подсудимых предстают перед судом: овцы, козлы и братья. Время суда — Второе пришествие Христа (ст. 31), а место — земля. Всеми этими деталями и обусловлено полное отличие от суда, о котором читаем в Откр 20:11−15. Тут критерием, «пробным камнем» явится отношение народов к тем, кого Христос называет «Мои братья». Эти «братья» — остаток Израиля, которому предстоит проповедовать Евангелие всем народам в период скорби. См. «Остаток» (Ис 1:9; Рим 11:5). В Откровении же (20:11−15) решение суда определяется тем, записаны или нет в «книге жизни» предстающие перед Ним. О других шести судах читайте: Ин 12:31, примеч.; 1Кор 11:31−32, примеч.; 2Кор 5:10, примеч.; Иез 20:36−37, примеч.; Иуд 1:6, примеч.; Откр 20:12, примеч.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Царство Небесное можно сравнить с десятью девами.
2  [2] — Или: глупыми/безрассудными.
2  [3] — Или: умными.
9  [4] — Друг. возм. пер.: как бы не оказалось недостатка у нас и у вас.
15  [5] — Талант — наибольшая в то время денежная единица. См примеч. к 18:24.
25  [6] — Букв.: твой талант.
31  [7] — Букв.: на престоле славы Своей.
33  [8] — Обычно в Палестине козы и овцы днем паслись вместе, а на ночь разделялись пастухом на два отдельных стада.
34  [9] — Букв.: наследуйте.
41  [10] — Букв.: проклятые. В отличие от благословения, которое исходит от Бога (ср. ст. 34), это проклятие и, как следствие, наказание явилось результатом выбора тех, кто не захотел творить добро.
45  [11] — Или: поскольку вы не сделали.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.