По Матфею 3 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 В те дни явился миру Иоанн Креститель. Проповедуя в пустыне1 Иудейской,
2 он призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось2 Царство Небесное».
3 Это о нем было сказано через пророка Исайю:3

«Голос громко взывающего в пустыне:
Приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте стези Ему!“».4

4 Иоанн носил одежду из грубой верблюжьей шерсти, бедра его опоясывал простой кожаный пояс, а пищей ему были акриды5 и дикий мед.
5 Шли к нему тогда из Иерусалима, из всей Иудеи и всей округи Иорданской,
6 признавали грехи свои, и он крестил их в реке Иордан.
7 Когда же увидел Иоанн, что многие из фарисеев и саддукеев6 тоже идут к нему, чтобы принять крещение, он остановил их словами: «Отродье змеиное! Кто сказал вам, будто сможете вы избежать грядущего возмездия?!
8 Жизнью докажите искренность покаяния7 вашего
9 и не обольщайте себя словами: „Наш отец — Авраам!“ Говорю вам: Бог может даже из этих камней сотворить детей Аврааму.
10 И уже положен топор у корня деревьев; и всякое из них, не приносящее добрых плодов, срубят и бросят в огонь.
11 Я крещу вас водой в знак покаяния, Идущий же за мной столь много сильнее меня, что я недостоин нести и обувь Его за Ним. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
12 В руках Его лопата,8 и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом».
13 Тогда же из Галилеи пришел к Иоанну на Иордан Иисус, дабы и Его крестил Иоанн.
14 Тот хотел было удержать Иисуса, говоря: «Ты идешь ко мне? Но ведь это мне следует принять от Тебя крещение».
15 «Пусть будет так на этот раз, — возразил Иисус. — Нам нужно во всем исполнить волю Божию ». Уступил Ему Иоанн.
16 Тотчас после крещения Иисус вышел из воды, и тогда раскрылись [над Ним] небеса, и увидел Он, что Дух Божий, подобно голубю, нисходит на Него.
17 И голос с неба сказал: «Это — Сын Мой возлюбленный, в Нем радость Моя».

Комментарии Скоуфилда

2 1) Словосочетание «Царство Небесное» присуще исключительно Матфею и означает Мессианское земное царствование Иисуса Христа, Сына Давидова. Небесным это Царство названо потому, что тогда небо будет править землёю (Мф 6:10). Словосочетание взято из книги Даниила, где оно уточняется (Дан 2:34−36. 44; 7:23−27) в том смысле, что речь идет о царстве, которое «Бог Небесный» воздвигнет после разрушения языческой мировой системы. Её разрушит камень, который «оторвется от торы без содействия рук» (2:34). Это то царство, которое было завещано семени Давида (2Цар 7:7−10) и было описано пророками (Зах 12:8, примеч.); ангел Гавриил подтвердил, что оно дано будет Иисусу Христу, Сыну Марии (Лк 1:32−33).

2) Царство Небесное рассматривается Матфеем в трех аспектах:
а) «оно приблизилось» — в период, который начинается служением Иоанна Крестителя (Мф 3:2) и до фактического отвержения Царя и возвещения нового братства (Мф 12:46−50);
б) оно явлено в семи «тайнах Царства Небесного», которым надлежало исполниться в настоящем веке (Мф 13:1−52); их следует дополнить притчами о Царстве Небесном, рассказанными после притч в 13-ой главе и посвященными особенностям христианского исповедания в настоящем веке;
в) наконец, оно рассматривается в пророческом аспекте — Царство, которое должно быть воздвигнуто после возвращения Царя во славе (Мф 24:29−25:46; Лк 19:12−19; Деян 15:14−17). См. «Царство» (Н. З.), Лк 1:33; 1Кор 15:28 . Ср. «Царство Божие», Мф 6:33, примечание.

7 Фарисеи. Названы так по еврейскому слову, означающему «отделять» («избирать», «избранные»). Когда прекратилось служение пророков, в период после Вавилонского пленения, в среде евреев появились благочестивые мужи — так называемые «хасидим» (святые). Они ставили целью сохранить у потомков евреев, возвратившихся из Вавилонского плена благоговейное отношение к закону. Это движение ко времени нашего Господа выродилось в фарисейство, то есть в буквоедство, блюстители которого нагромоздили на закон различные толкования, данные якобы Иеговой Моисею и столь же авторитетные, как сам закон (Мф 15:2−3; Мк 7:8−13; Гал 1:14).

Фарисеи были сектой в буквальном смысле слова. Член её считался «хабером» (т. е. «скрепленным» с другими, Суд 20:11) и давал обязательство оставаться верным принципам фарисейства. Это были корректные, ревностные и самоотверженные люди, но страдавшие самоправедностью, то есть склонностью не видеть собственной греховности (Лк 18:9), и далекие от понимания человеческих нужд (Лк 7:39). Фарисеи были самыми ярыми гонителями Иисуса Христа и объектом Его беспощадных порицаний (Мф 23:13−29; Лк 11:42−43).

7 Саддукеи не были сектой в строгом смысле; они принадлежали к тем иудеям, которые отрицали существование ангелов и других духов, а также чудеса, и решительно отрицали возможность воскресения. Это были религиозные рационалисты своего времени (Мф 12:18−23; Деян 5:15−17; 23:8). В Синедрионе и среди священства они занимали господствующее положение (Деян 4:1; 5:17). Саддукеи не были сторонниками определенного учения, а лишь отрицали всё сверхъестественное.

15 Почему Тот, Кто не нуждался в покаянии, настоял на принятии Им крещения, символизирующего очищение, исповедание (ст. 6) и покаяние (ст. 11), нигде не объясняется. Можно предполагать:
1) что Иисус должен был получить помазание Святым Духом (ст. 16) для Своего служения в качестве Пророка, Священника и Царя. Согласно порядку служения, которому следовали левиты (Ис 29:4−7), первосвященника сперва омывали, а потом помазывали. Несмотря на то, что священническое служение Христа не могло начаться, пока Он не «принёс Себя непорочного Богу» (Евр 9:14), а Его полное явление в роли Царя и Священника по чину Мелхиседека состоится лишь с наступлением Мессианского Царства (Быт 14:18. примеч.), Он был тогда помазан раз и навсегда.
2) В процессе Иоаннова крещения прозвучал голос Божий, обращенный к Израилю, и «верующий остаток» откликнулся (ст. 5), так что принятие крещения было актом праведности со стороны Иисуса, ставшего по плоти Израильтянином, чтобы занять Свое место среди верующего остатка.

16 Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом Завете, здесь впервые проявляется во всей Своей полноте. Дух нисходит на Сына, и в то же время с небес слышится голос Отца.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Пустыня.
2  [2] — Или: близко.
3  [3] — См. в Словаре Исайя.
3  [4] — Ис 40:3 (LXX).
4  [5] — По мнению многих современных ученых, «акриды» — съедобные насекомые, наподобие кузнечиков, обитавшие в Палестине. Однако известно, что этим же словом назывались плоды дерева кароб.
7  [6] — См. в Словаре Фарисеи и Саддукеи.
8  [7] — Букв.: сотворите плод, (который) покаянию соответствует.
12  [8] — Здесь имеется в виду лопата, которой веют зерно на току.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.