По Матфею 4 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 После того Дух Божий увел Иисуса в пустыню. Там предстояло Ему перенести искушения дьявола.
2 После сорока дней и ночей поста Иисус был истомлен голодом.
3 И приступил к Нему искуситель, и сказал: «Если Ты Сын Божий, прикажи этим камням стать хлебами».
4 Иисус возразил ему: «В Писании сказано:

Не хлебом единым должно жить человеку,
но словом каждым, исходящим из уст Божьих1».

5 Взял Его тогда дьявол с собой во святой город,2 поставил на край стены3 Храма
6 и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз! Ведь сказано в Писании:

Ангелам Своим поручит Он Тебя,
и на руках понесут Тебя,
чтобы Ты ногой Своей не споткнулся о камень“».4

7 Иисус отвечал ему: «Но там и другое написано: „ Без нужды не испытывай Господа Бога своего“».5
8 Наконец привел Его дьявол на высочайшую гору и, явив Ему великолепие всех царств мира,
9 сказал: «Всё это дам я Тебе, если Ты падешь ниц и поклонишься мне как божеству ».
10 «Прочь от Меня, сатана!6вновь отвечал Иисус. — Сказано в Писании:

Господу Богу твоему поклоняйся
и Ему одному служи7».

11 Тогда дьявол оставил Его, и тотчас пришли к Иисусу ангелы Божии, чтобы заботиться о Нем.
12 Вскоре Иисус услышал, что Иоанн взят под стражу. 8 Он удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, поселился в Капернауме, что у моря Галилейского, в земле Завулона и Неффалима.
14 Так исполнилось сказанное через пророка Исайю:
15

«Земля Завулона и земля Неффалима,
ведущая к морю, на той стороне Иордана,
Галилея, страна язычников,

16

народ этот, пребывавший во тьме,
увидел свет великий;
для тех, кто жил в стране тени смертной,
свет воссиял».9

17 С тех пор Иисус стал проповедовать в Галилее. «Покайтесь, — говорил Он, — ибо приблизилось Царство Небесное!»
18 Проходя как-то берегом моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев, закидывавших в море сеть: Симона, по прозванию Петр, и брата его Андрея. Они были рыбаки.
19 «Идите за Мной, — сказал Он им, — и Я сделаю вас ловцами людей».
20 Они сразу оставили сети и последовали за Ним.
21 Пройдя дальше, Иисус увидел других двух братьев: Иакова, сына Зеведеева, и брата его Иоанна, которые с отцом своим Зеведеем чинили сети в лодке. Их тоже позвал Иисус.
22 Тотчас, оставив лодку и отца своего, они последовали за Ним.
23 По всей Галилее ходил Иисус, уча в синагогах,10 возвещая Благую Весть о Царстве Божьем и исцеляя людей от всякой болезни и всякого недуга.
24 Со временем слух о Нем прошел и по всей Сирии. И приносили к Нему страдающих от разных болезней и мучительных недугов, одержимых бесами, больных падучей и разбитых параличом. Всех их исцелял Иисус.
25 И ходили за Ним толпы людей из Галилеи, из-за Иордана, из Иерусалима, Иудеи и Десятиградия.

Комментарии Скоуфилда

1 Значение искушения Христа, «последнего Адама» (1Кор 15:45) лучше всего можно понять, сопоставив его с искушением «первого Адама». Адам был искушен в положении «владыки творения», над которым тяготел лишь один запрет — касающийся познания добра и зла (Быт 1:26; 2:16−17). Через женщину к нему пришло искушение преступить этот единственный запрет. Пав, он потерял всё. Христос же принял образ смиренного раба и действовал , не ослушиваясь Отца ни в чём (Флп 2:5−8; Ин 5:19; 6:57; 8:28, 54; Ис 41:8, примеч.): только так мог Он искупить падшее человечество, а с ним и всё творение, из-под ярма проклятия (Быт 3:17−19; Рим 8:19−23). Единственной целью Диавола в троекратном искушении Христа — было заставить Его действовать самостоятельно, не подчиняясь Отцу. В первых двух случаях князь мира сего бросал Христу вызов, побуждая Его доказать, что Он действительно Сын Божий (ст. 3, 6). В третий раз князь мира сего искушал Христа предложением отказаться в Его пользу от власти над миром, то есть от того, что и так по праву принадлежало Христу как Сыну Человеческому и Сыну Давидову, — на тех, однако, условиях, что Он станет править миром, руководствуясь принципами сатаны (Ин 18:36; Откр 13:8, примеч.). Христос победил сатану средством, которое доступно и самому незначительному из Его последователей, а именно — умно употребленным еловом Божиим (ст. 4:7). При втором искушении Христа Диавол тоже прибегает к Священному Писанию, но действует, как положено «лукавому», так как ссылается на обетование, которое распространяется только на тех, кто послушен Богу. В этой сцене особенно ощутима жизненная важность верного преподавания «слова истины» (2Тим 2:15).

5 В Н. 3. одно и то же греческое слово — «хагиос» переводится по-разному — как «святой», «святость», «освящать», «освященный», «освящение». Так же, как еврейское слово «годеш», оно означает «отделить для Бога».

8 Греческое слово «космос» означает «порядок», «расположение в определенном порядке» , а в понимании греков — и красоту, потому что порядок и расположение в определенном порядке — в смысле «приведения в систему» лежит в основе греческой концепции красоты.

Когда это слово употребляется в Н. 3. по отношению к людям, то означает организованное человечество — человечество, организованное в семьи, племена, народы. Слово, которым определяется хаотичное состояние человечества как  некоей неорганизованной массы людей, звучит как «фаласса», то есть «море» людей (Откр 13:1). В Ин 7:7, сноска, слово «мир» («космос») употребляется в плохом, с этической точки зрения, смысле.

17 В Н. З. слово «приблизилось» никогда не употребляется в том смысле, что лицо или предмет, к которым оно относится, явятся немедленно. Оно означает, что ничто не остановит ожидаемого появления. Согласно откровениям, как их понимали тогда, следующим актом после явления Христа еврейскому народу должно быть установление царства Давида. Но в промысле Божием, на ту пору еще неоткрытом, были прежде этого отвержение царства (и Царя); долгий период тайного формирования царства; всемирная проповедь о Кресте и рождение Церкви. Всё это, однако, было еще сокрыто в тайных замыслах Бога (Мф 13:11, 17; Еф 3:3−10).

21 Иаков. Два человека упоминаются под этим именем в Н. З.:
1) Иаков Зеведеев, апостол (Мф 10:2), он же брат апостола Иоанна, без которого он никогда не упоминается; этим двоим, а также Петру Господь оказал особое доверие (Мф 17:1; Мк 5:37; 9:2; 14:33. Иаков Зеведеев был замучен Иродом (Деян 12:2).
2) Сын Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Марии, Матери Иисуса (см. Мф 1:16, примеч.) и брат Иосии (Мк 15:40). По плоти он был следовательно двоюродным братом Иисуса. Он назван Иаковом «меньшим» (Мк 15:40, так как был меньше ростом, чем Иаков Зеведеев). Он тоже был апостолом Христа (Мф 10:3).
Предполагают, что Леввей, прозванный Фаддеем (Мф 10:3), — тот же человек, что Иудa (Лк 6:16), которого называют в Новом Завете — «Иаковлевым» (он сын или брат Иакова; в разных переводах дается по-разному). Некий Иудa упоминается, наряду с Иаковом, Иосией и Симоном, у Марка (6:3) как «брат» нашего Господа (см. Мф 13:55). Евангелия не называют никакого другого Иакова, которого можно было бы считать братом Господа Иисуса, но Иаков меньший определенно был сыном Алфея и Марии, сестры матери нашего Господа. Представляется таким образом наиболее вероятным, что все последующие упоминания об Иакове у Мф 10:3; 13:55; Мк 3:18; 6:3; Лк 6:15; Деян 1:13; 12:17; 15:13; 21:18; Гал 1:19; 2:9, 12; Иак 1:1 — относятся к Иакову «меньшему», двоюродному брату, а по-еврейски просто «брату» Господа Иисуса Христа. Он же автор Послания Иакова.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Втор 8:3.
5  [2] — Т.е. в Иерусалим.
5  [3] — Или: на крыло.
6  [4] — Пс 91(90):11, 12.
7  [5] — Втор 6:16 (LXX).
10  [6] — См. в Словаре Сатана.
10  [7] — Втор 6:13 (LXX).
12  [8] — Букв.: Иоанн предан.
16  [9] — Ис 9:1,2.
23  [10] — См. в Словаре Синагога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.