«Если не омою тебя, тогда ничего не может быть у нас общего»,6 — твердо сказал Иисус.
Помните слова Мои,
слуга не больше господина своего,
и посланец не больше того, кто его послал.
„Тот, кто хлеб ест со Мной,10
восстал против Меня“.11
Говорю вам об этом уже сейчас,
до того, как произойдет это,
дабы, когда всё уже случится, поверили вы,
что Я и есть12 Тот, Кем Себя называю.
Уверяю вас,
принимающий того, кого пошлю Я, Меня принимает,
а кто Меня принимает, принимает Пославшего Меня».
Тогда Иисус сказал ему: «Что ж, делай, что начал,17 скорее!»
«Вот теперь уже явлен в славе Своей Сын Человеческий,
и в Нем Сам Бог явлен в славе Своей.
[И если Бог в Нем прославлен], то и Бог не замедлит
в Себе явить миру славу Сына Человеческого.19
Дети Мои, недолго осталось Мне быть с вами,
потом будете искать Меня,
но, как сказал Я книжникам и фарисеям,20 а теперь и вам говорю,
куда иду Я, не сможете вы пойти за Мной.
Даю вам новую заповедь: любите друг друга!
Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга.
И если будет любовь между вами,
все будут знать, что вы — ученики Мои».
«Куда Я иду, — ответил [ему] Иисус, — ты пока не можешь туда идти за Мной, но позже пойдешь».
10 Произнося эти слова, Иисус подразумевает принятый на Востоке обычай: когда человек возвращался домой из общественной бани, то в омовении нуждались лишь его ноги, загрязнившиеся по дороге, — а не все тело. Так же и вёрующий, который очищен перед законом от всех грехов раз и навсегда (Евр 10:1−12), тем не менее, постоянно нуждается в исповедании перед Отцом своих повседневных грехов, чтобы не нарушалось его общение с Отцом и Сыном (1Ин 1:1−10). Кровь Иисуса Христа служит вечным ответом закону на все, что закон может сказать о вине верующего, но тот нуждается в очищении от повседневного осквернения грехом (см. Еф 5:25−27; 1Ин 5:6). О том же свидетельствуют и ветхозаветные прообразы, говорящие о постоянном продвижении в присутствие Божие: сначала — к медному жертвеннику всесожжения, а уж потом к умывальнику для очищения (Ис 40:6−7). См. также об этом порядке в Ис 30:17−21. Христос не может иметь общения с оскверненным святым, но Он может очистить и очищает его.
1 О порядке событий в ночь последней Пасхи смотрите у Мф 26:20, примечание.