Деяния 9 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Тем временем Савл, не прекращавший своих угроз предать смерти всех учеников1 Господа, явился к первосвященнику
2 и попросил у того рекомендательные письма в синагоги Дамаска, чтобы иметь право брать под стражу тех, кого найдет там из последователей того учения, что называют «Путь», будь то мужчины или женщины, и вести их как узников в Иерусалим.
3 Однако по дороге, уже недалеко от Дамаска, его внезапно озарил свет с неба.
4 Упав на землю, он услышал обращенные к нему слова:2 «Саул, Саул! Что ты гонишь Меня?»
5 Он спросил: «Кто ты, Господи?»
«Я Иисус, Которого ты гонишь, — услышал он в ответ.3
6 А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что ты должен делать».
7 Спутники его стояли в оцепенении: они слышали голос, но никого не видели.
8 Савл же встал с земли и, когда открыл глаза, ничего не видел. В Дамаск привели Его за руку.
9 И три дня он был слеп, не ел и не пил.
10 В Дамаске же был ученик по имени Анания. Господь обратился к нему в видении: «Анания!»
«Да, Господи!» — ответил тот.
11 И Господь сказал ему: «Встань и пойди на улицу, что называется Прямой. Найди дом Иуды и там спроси Савла из Тарса. Он сейчас молится,
12 и [в видении] ему было показано, что человек по имени Анания пришел к нему и возложил на него руки, чтобы он прозрел».
13 Но Анания ответил: «Господи, я слышал от многих об этом человеке, сколько зла он причинил народу Твоему святому в Иерусалиме.
14 Он и сюда пришел, имея власть от первосвященников увести отсюда как узников всех, призывающих имя Твое».4
15 Господь же сказал ему: «Иди, потому что он — Мною избранное орудие, чтобы принести весть об имени Моем язычникам, и царям, и народу5 Израиля.
16 Я Сам покажу ему, как много он должен претерпеть за имя Мое».
17 Анания пошел, и, войдя в тот дом, возложил на Савла руки, и сказал: «Саул, брат мой, Господь Иисус, явившийся тебе на пути сюда, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святого».
18 Тотчас словно некая чешуя упала с глаз его, и Савл прозрел. Он встал, принял крещение,
19 потом он поел, и к нему вернулись силы.
Несколько дней после этого он провел с учениками в Дамаске
20 и сразу начал проповедовать об Иисусе в синагогах, уча, что Тот есть Сын Божий.
21 Все, кто слышал его, приходили в изумление и спрашивали: «Не он ли убивал в Иерусалиме призывавших имя Иисуса и сюда не за тем ли он пришел, чтобы, связав, вести их к первосвященникам?»
22 Савл проповедовал всё с большей и большей силой6 и приводил в замешательство иудеев, живших в Дамаске, доказывая им, что Иисус и есть Мессия.
23 Прошло некоторое время, и иудеи пошли на сговор, решив лишить его жизни.
24 Но Савл узнал об их заговоре. Они день и ночь подстерегали его у ворот, чтобы убить,
25 а последователи Савла ночью взяли его и спустили в корзине через отверстие в городской стене.
26 Придя в Иерусалим, Савл попытался примкнуть к ученикам, но все боялись его, не веря, что он теперь действительно ученик.
27 Варнава же взял его и привел к апостолам. Он поведал им, как Савл на пути увидел Господа, и Господь говорил с ним, и как Савл во имя Иисуса смело проповедовал в Дамаске.
28 Так Савл остался с ними, ходил он по всему Иерусалиму и бесстрашно проповедовал во имя Господа.
29 Но после того, как он побеседовал и поспорил с эллинистами,7 те попытались было убить его.
30 Братья, узнав об этом, увели его в Кесарию, а оттуда переправили в Тарс.
31 То было мирное время для Церкви8 по всей Иудее, Галилее и Самарии. Она укреплялась и, поддерживаемая9 Святым Духом, численно возрастала, пребывая в благоговении перед Господом.
32 Когда Петр посещал одно место за другим, пришел он и к народу Божию,10 живущему в Лидде.
33 Там он встретил разбитого параличом человека по имени Эней, который уже восемь лет11 не вставал с постели.
34 Петр сказал ему: «Эней! Иисус Христос исцеляет тебя. Встань и застели свою постель». И тот сразу же поднялся.
35 Все жители Лидды и Сарона знали этого человека, и, после того, как это случилось, они обратились к Господу.
36 В Иоппии жила одна верующая женщина12 по имени Тавифа (что значит «газель»). Ее жизнь была исполнена добрых дел и забот о бедных.13
37 И случилось так, что в те самые дни она заболела и умерла. Тело [ее] омыли и положили в горнице.
38 Лидда находится недалеко от Иоппии, и ученики, услышав, что Петр там, послали к нему двух человек и настоятельно просили его прийти к ним без промедления.
39 Петр собрался и пошел с ними. Как только он пришел, его повели наверх, в горницу: там все вдовы обступили его, плача и показывая все те рубашки и платья, которые сшила Газель, пока была с ними.
40 Петр выслал всех из комнаты и, преклонив колени, помолился, затем, обратившись к умершей, произнес: «Тавифа, встань!» Та открыла глаза и, увидев Петра, села.
41 Он подал ей руку и помог подняться. Затем он позвал братьев14 и вдов, и она предстала перед ними живою.
42 Об этом стало известно по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
43 Петр пробыл в Иоппии еще некоторое время в доме кожевника Симона.

Комментарии Скоуфилда

7 Ср. Деян 22:9; 26:14. Противоречие тут кажущееся. Эти три утверждения следует рассматривать вместе, как дополняющие друг друга. Люди слышали «голос» как звук (греч. фон), но не восприняли его как членораздельную речь, не сумели различить слов: «Савл, Савл...»

20 Ср. Деян 2:36. Петр, подтверждая Божественность Иисуса в словах «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли», делает особое ударение на Его Мессианстве. Павел, под свежим еще впечатлением от лицезрения Его славы, подчеркивает Его Божество. Петр обвиняет иудеев в том, что они распяли сына Давида (Деян 2:25−30), Павел же — в том, что они распяли Господа славы (1Кор 2:8). Главная мысль тут не в том, что Христос есть Бог, о чем ясно сказано у Ис 7:14; 9:5−7, а в том, что Иисус, распятый Назорей, является Христом, и следовательно — Богом-Сыном.

22 Представляется весьма вероятным, что в стихах 22−25 речь идет о деятельности Павла в Дамаске после его возвращения из Аравии (Гал 1:17). «Довольно времени» в 23-м стихе может означать те «три года», о которых говорится в Гал 1:18, и которые пролегли между возвращением Павла из Дамаска и его посещением Петра.

26 В Деяниях упоминается о четырех посещениях Иерусалима Павлом после его обращения:
1) Деян 9:23−30. Здесь речь, по-видимому, идет о том же посещении Иерусалима, что и в Гал 1:18−19. «Апостолы» в ст. 27 — это Петр и Иаков (брат Господа).
2) Деян 11:30. Павел, возможно, был в Иерусалиме во время событий, описанных в Деян 12:1−24 (см. ст. 25).
3) О третьем визите говорится в Деян 15:1−30 и в Гал 2:2−10.
4) А о четвертом — в Деян 21:17−23:35.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: еще дыша угрозой и убийством против учеников.
4  [2] — Букв.: услышал голос, говорящий ему.
5  [3] — Некот. рукописи добавляют: «Трудно тебе идти против рожна!» Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему.
14  [4] — См. примеч. «а» к 2:21.
15  [5] — Букв.: сыновьям.
22  [6] — Букв.: становился всё сильнее (в слове).
29  [7] — Т.е. с грекоязычными иудеями.
31  [8] — В некот. рукописях: для церквей.
31  [9] — Или: утешаемая; или: назидаемая.
32  [10] — Букв.: святым.
33  [11] — Друг. возм. пер.: с восьми лет.
36  [12] — Букв.: ученица.
36  [13] — Букв.: она была богата делами добрыми и милостынями, которые творила.
41  [14] — Букв.: святых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.