Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
2 Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
3 И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
4 Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано:

«Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих
и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2

5 Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
6 Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
7 Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
8 Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
9 Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
10 В Писании так и сказано:

«Нет праведного, нет ни одного;

11

нет разумеющих, никто Бога не ищет.

12

Все сбились с пути и разом стали негодны;
нет творящего доброе, ни одного [нет].5

13

Их гортаньзияющая могила;
языком своим обманывают люди.6
Во рту у них яд змеиный7

14

и на устах одни проклятия и горечь.8

15

Скоры они9 на пролитие крови.10

16

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.

17

Не знают люди пути к миру,11

18

страха Божия лишились они».12

19 Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
20 Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
21 Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
22 и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
23 Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
24 а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
25 [25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
26 так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
27 Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
28 Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
29 Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
30 Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
31 Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Комментарии Скоуфилда

21 Здесь «правда (праведность) Божия» не является атрибутом Бога, нельзя ее отождествлять и с изменившимся характером верующего; она — САМ ХРИСТОС, полностью удовлетворивший, вместо нас, все требования закона; это Ему, действием Бога, были вменены наши вины (Лев 25:50; Иак 2:23), Ему, Который «сделался для нас... праведностью» (1Кор 1:30). «Верующий во Христа находится по благодати под покровом столь полной и блаженной праведности, что Синайский закон не может найти в нем никакого недостатка. Это есть то, что называется 'праведностью Божией по вере'» (Буньян). Ср. 2Кор 5:21; Рим 4:6; 10:4; Флп 3:9. См. Рим 3:26.

23 «Грех»; объяснение в общих чертах: еврейские и греческие определения понятий «грех» и «грешник», передавая их по-разному, раскрывают многообразную природу греха во всех его проявлениях. Грех — это преступление закона, Богом установленной границы между добром и злом (Пс 50:3; Лк 15:29); беззаконие или прегрешение — действие, злое по сути своей, независимо от того, запрещено оно официально или нет; ошибка — уклонение от того, что правильно (Пс 50:11; Рим 3:23); промах, неисполнение провозглашенных Богом норм; переход за установленную черту, в смысле своевольного вторжения в сферу Божественного авторитета ( Еф 2:1); непокорность или духовная анархия (1Тим 1:9); неверие — это оскорбление Божества, ибо оно ставит под сомнение достоверность Его существования (Ин 16:9). Грех ведет свое происхождение от сатаны (Ис 14:12−14); в мир же он вошел через Адама (Рим 5:12); был и остается явлением универсальным, то есть всем, кроме Христа, присущим (Рим 3:23; 1Пет 2:22); он влечет за собой наказание духовной и физической смертью (Быт 2:17; 3:19; Иез 18:4, 20; Рим 6:23); против него нет иного средства, кроме жертвенной смерти Христа (Евр 9:26; Деян 4:12); это средство доступно по вере (Деян 13:38−39). В общих чертах грех проявляется в трех аспектах, как: акт нарушения открыто выраженной воли Бога или нежелание принять ее; состояние, которому чужда праведность; природа, враждебная Богу.

24 Искупление — «избавление после уплаты цены». Новозаветное учение. В Новом Завете — через жёртвенную смерть Христа — раскрывается ветхозаветная символика и исполняются пророчества Ветхого Завета об искуплении. Исчерпывающе эта истина передается тремя словами, которые переводятся словом «искупление»:
1) агорацо — «покупка на рынке». Подразумевается рынок рабов, где покупался «живой товар». Объекты искупления были «проданы греху» (Рим 7:14), но, кроме того, приговорены к смерти (Иез 18:4; Ин 3:18−19; Рим 3:19; Гал 3:10), а ценой искупления является кровь Искупителя, Который умирает вместо приговоренных (Гал 3:13; 2Кор 5:21; Мф 20:28; Мк 10:45; 1Тим 2:6;1Пет 1:18);
2) эксагорацо — «изъять из продажи на рынке». Искупленные никогда больше не будут подлежать продаже;
3) лутроо — «развязать», «отпустить на свободу после уплаты цены» (Ин 8:32; Гал 4:4−5, 31; 5:13; Рим 8:21).

Искупление совершается посредством жертвы и силы (Ис 14:30, примеч.); Христос уплатил цену, Дух Святой осуществляет освобождение на практике (Рим 8:2). См. также Ис 14:30, примеч.; Ис 59:20, примеч.; Рим 1:16, примеч.

25 Буквально умилостивление (жертва) по вере в Его кровь; греч. хиластерион — «место умилостивления». Это слово встречается в 1Ин 2:2; 4:10, в объяснение слова хиласмос — «то, что умилостивляет», «жертва умилостивления». Хилаетерион употребляется в Септуагинте, и Евр 9:5 оно передано словом «очистилище» (речь идет о крышке ковчега, которую кропили кровью жертвы в день очищения Лев 16:14) в знак того, что справедливый приговор закона приведен (символически) в исполнение, и теперь то, что должно быть местом осуждения, сделалось местом умилостивления (Евр 9:11−15; 4:14−16), местом общения с Богом (Ис 25:21−22). Раскрывая и «осуществляя» этот символ Христос Сам становится хиласмос, «умилостивлением», Тем, Кто приносит умилостивление, и одновременно — хиластерхоном – «местом умилостивления» — престолом милости (крышкой ковчега), окропленной Его собственной кровью, и свидетельствует теперь, что Он настолько удовлетворил (вместо нас) требования закона, приняв на Себя справедливое наказание человечества, что Бог, от вечности предвидевший Крест, оправдан теперь в том, что «проходил мимо» треков ат Адама до Моисея (Рим 5:13) и грехов верующих в ветхозаветные времена (Ис 29:33, примеч.), и действует справедливо, оправдывая грешников на условиях Нового Завета. В умилостивлении нет и намека на задабривание мстительного Бога, оно лишь означает следование Его святому закону, и, таким образом, дает Ему возможность проявить милость, не нарушая праведности.

26 Здесь под «правдой Его» (праведностью) понимается полное соответствие Бога требованиям Его собственных закона и святости, в свете чего Он даром оправдывает грешника, верующего в Христа, то есть такого грешника, вместо которого Христос исполнил все требования закона (Рим 10:4).

28 Оправдание. Краткое пояснение: «Оправдание» и «праведность» нераздельно связаны в Священном Писании, и это подтверждается употреблением одного и того же слова для обозначения обоих понятий (дикаиос — «праведные»; дикаиоо — «оправдывать»). Верующий грешник оправдан, потому что Христос, понесши его грехи на Кресте, «сделался для него праведностью» (1Кор 1:30). Оправдание вытекает из благодати (Рим 3:24; Тит 3:4−5) и осуществляется через искупление и умилостивление, совершенные Христом — во удовлетворение закона (Рим 3:24, 26; 5:9); оно дается по вере, а не по делам (Рим 3:28−30; 4:5; 5:1; Гал 2:16; 3:8, 24); и может рассматриваться как Божия акция правосудия, посредством которой Он справедливо объявляет праведным всякого, кто верует в Иисуса Христа. Сам Судия объявляет это (Рим 8:31−34), и оправданный верующий приходит на суд только для того, чтобы узнать, что против него не выдвигается никаких обвинений (Рим 8:1, 33−34).

31 «...утверждаем». Грешник утверждает закон в том смысле, что, исповедуя свою вину и признавая справедливость своего осуждения по закону, он тем самым подтверждает правильность его. Христос от имени грешника «утверждает» закон тем, что принимает на Себя предусмотренное им наказание — смерть. Ср. Мф 5:17−18.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.