Хр. Галатии 3 глава

Послание апостола Павла христианам Галатии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 О неразумные галаты! Вам так ясно был представлен Иисус Христос, как если бы Его у вас на глазах распяли! Кто же смог заворожить вас?1
2 Я об одном хочу спросить вас: вы Духа благодаря исполнению Закона получили или по вашей вере в ту весть, что от нас услышали?2
3 Неужели вы столь неразумны: начав жизнь в Духе Божьем, теперь пытаетесь достичь совершенства своими силами?!3
4 Так много вы перенесли, и всё это было напрасно?! Могло ли такое в самом деле оказаться напрасным?
5 Так вот, когда Бог наделяет вас Духом и совершает среди вас чудеса, потому ли Он это делает, что вы соблюдаете Закон,4 или по вере вашей в ту весть, которую вы от нас услышали?
6 Авраам, как помните, поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.5
7 И потому знайте: лишь те, кто верою живет,6настоящие сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог оправдает язычников по их вере, предвозвестило Аврааму Благую Весть: «Благословятся в тебе все народы».7
9 Так что верующие благословляются вместе с Авраамом, человеком веры.8
10 Все, кто на соблюдение Закона полагается, под проклятием оказываются, ибо написано: «Проклят всякий, кто уклоняется от непременного соблюдения всего, записанного в книге Закона».9
11 А что никто не может быть оправдан пред Богом посредством Закона, это очевидно, потому что праведный жить будет верою.10
12 Закон же никак не связан с той верой,11 что ведет к оправданию, напротив, мы читаем: «Кто исполняет его веленья, жив будет благодаря им».12
13 Христос заплатил за освобождение наше13 от того самого проклятия, что высказано в Законе, на Себя приняв проклятие за нас.14 Ведь написано: «Проклят всякий, висящий на дереве».15
14 Он искупил нас, чтобы то благословение, которое обещано было некогда Аврааму, через Иисуса Христа могло распространиться на язычников, дабы все мы через веру могли получить обещанного Духа.
15 Братья мои, я воспользуюсь таким сравнением:16 если составленное человеком завещание скреплено должным образом, его никто не отменяет и не дополняет.
16 Обещания же, которые Бог дал Аврааму, даны были и потомку17 его. ( Стоит заметить, что в Писании не сказано: «И потомкам», как если бы речь шла о многих, — но как об Одном: «И Потомку твоему»,18 — а это и есть Христос.)
17 Я хочу сказать, что завет19 давно уже был утвержден Богом, и Закон, данный четыреста тридцать лет спустя, не мог лишить силы этот завет и таким образом отменить обещание.
18 Ибо если наследство дается за послушание Закону,20 то, значит, уже не по обещанию, но Аврааму Бог милостиво даровал его по обещанию.
19 Для чего же Закон? Он был дан в дополнение к завету, дабы выявлять через него преступления,21 пока не придет Тот Потомок Авраама, к Которому относилось обещание. Закон был дан через ангелов и с участием посредника.
20 (Посредник, однако, всегда представляет не одну только сторону,22 Бог же — один.)
21 Значит ли это, что Закон противоречит обещаниям [Божьим]? Ни в коем случае! Ведь если бы дан был Закон, который мог наделить жизнью, то праведность действительно достигалась бы посредством такого Закона.
22 Но Писание заявляет, что все люди — узники греха,23 чтобы обещание всем верующим могло быть дано на основании их веры в Иисуса Христа.
23 А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до времени, когда вера должна была открыться.
24 Так что Закон был слугою, который вел24 нас ко Христу,25 чтобы нам быть оправданными на основании веры.
25 И после того, как пришла вера, мы уже больше не под надзором этого слуги.
26 Через веру во Христа Иисуса все вы — дети Божьи,
27 потому что все, во Христа26 крестившиеся, во Христа облеклись.
28 И нет больше ни иудея, ни язычника,27 нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины, потому что все вы одно целое во Христе Иисусе.
29 А если вы Христовы, то вы — потомки Авраама и, по данному ему обещанию, наследники.

Комментарии Скоуфилда

19 Ответ на содержащийся в этом стихе вопрос распадается на шесть ответов:
1) Закон был дан по причине преступления, то есть для того, чтобы грех принял характер преступления.
а) Люди ведь грешили и до Моисея, но так как закона еще не было, их грехи не засчитывались им (Рим 5:13); закон придал греху характер «преступления», то есть человек стал испытывать чувство личной вины за совершение его. Далее.
б) Поскольку человек не только продолжал грешить после того, как был дан закон, но и как бы провоцировался на преступление самим законом, который запрещал его (Рим 7:8), то закон исчерпывающе доказал глубокую греховность человеческой природы (Рим 7:11−13).
2) Закон, таким образом, всех «заключил под грехом», и «весь мир стал виновным перед Богом» (Рим 3:19−20, 23).
3) Закон был дан на время, до «пришествия семени» (ст. 19).
4) Закон привел грешника к вере как к единственному средству избавления (ст. 23).
5) Закон был для евреев тем, чем был в греческой семье воспитатель (в русском тексте — «детоводитель»), который наставлял детей до их совершеннолетия; и закон оставался в этой роли до тех пор, пока не пришел Христос (ст. 24).
6) По пришествии Его вёрующий не нуждался более в руководстве «детоводителя» (ст. 25).

24 I. Закон Моисея. Краткое пояснение.
1) Моисеев завет, данный евреям, состоял из трех частей:
а) заповедей, в которых выражалась совершенная в святости её воля Бога (Ис 20:1−26);
б) собственно «закона» как осуждающей силы, как судебной власти — для управления общественной жизнью Израиля Ис 21:1 — Ис 24:11);
в) «постановлений», регулировавших религиозную жизнь Израиля (Ис 24:12; 31:18).
2) Заповеди и постановления составляли нераздельное целое. Когда израильтянин, согрешив, приносил положенную за грех жертву, то становился «невинным» в глазах закона (Лк 1:6; Флп 3:6).
3) Закон, как способ обращения Бога с народом, Его контактов с ним, действует на протяжении того периода времени; который начинается с вручения закона Моисею, а кончается смертью Иисуса Христа (Гал 3:13−14, 23−24).
4) Попытки учителей-законников (см., напр., Деян 15:1−3; Гал 2:1−5) как-то совместить актуальность закона с действием благодати, выдав это за новый принцип (метод) Божией работы среди людей в период благодати, выявили ту истину, что христианин от закона независим.

II. Христианское учение о законе сводится к следующему:
1) Закон противоречит благодати. По благодати Бог дарует ту праведность, которую по закону Он требовал от человека (Ис 19:5; Ин 1:17; Рим 3:21 примеч.; 10:3−10).
2) Сам по себе закон свят, справедлив, благ и духовен (Рим 7:12−14).
3) Перед ним весь мир виновен, и поэтому закон по необходимости исполняет функцию осуждения, приговаривая к смерти и предавая Божиему проклятию (Рим 3:19; 2Кор 3:7−9; Гал 3:10).
4) Христос понес на Себе проклятие закона и искупил верующего как от этого проклятия, так и от власти закона (Гал 3:13; 4:5−7).
5) Закон не оправдывает грешника и не освящает верующего (Гал 2:16; 3:2−3, 11−12).
6) Но верующий одновременно и мертв для закона, и искуплен от него, так что он больше «не под законом, а под благодатью» (Рим 6:14; 7:4; Гал 2:19; 4:4−7; 1Тим 1:8−9).
7) В условиях действия нового завета благодати принцип послушания Божественной воле «вложен» в сердца верующих (Евр 10:16). Жизнь верующего настолько далека от анархии своеволия, что он делается «подзаконен Христу» (1Кор 9:21), и новый «закон Христов» (Гал 6:2; 2Ин 1:5) радует его, между тем как живущий в нем Дух Святой производит в нем требуемую законом праведность (Рим 8:2−4; Гал 5:16−18). В той части Писаний, где они носят подчеркнуто христианский характер, заповеди используются для наставления в праведности (2Тим 3:16; Рим 13:8−10; Еф 6:1−3; 1Кор 9:8−9).

25 Греч. пайдагогос («детоводитель»). «У греков и римлян эту роль исполняли большей частью рабы, которым поручалось учить мальчиков и постоянно наблюдать за ними, пока они не достигнут зрелости» (Г. А. У. Мэйер). Сущность дела здесь не в границах, до коих простирался авторитет «детоводителя», и не в характере его обязанностей, а в том, что эти обязанности исчерпывали себя, как только «ребенок» (4:1) становился «сыном» (4:1−6), то есть несовершеннолетний становился взрослым. Взрослый «сын» добровольно делает то, что раньше делал из страха перед педагогом. Но даже если он не делает этого, проблема возникает уже не между сыном и «детоводителем» (законом),а между сыном и Отцом — Богом. (Ср. Евр 12:5−10; 1Ин 2:1−2).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Некот. рукописи добавляют: так, что непокорны вы стали истине.
2  [2] — Или (ближе к букв.): от слушания с верой; то же в ст. 5.
3  [3] — Букв.: начав Духом, вы теперь завершаете плотью.
5  [4] — Букв.: по причине дел/от дел Закона.
6  [5] — Быт 15:6 (LXX). См. в Словаре Авраам.
7  [6] — Букв.: те, кто от веры; то же в ст. 9 и 22.
8  [7] — Друг. возм. пер.: через тебя Бог благословит все народы.Быт 12:3; Быт 18:18.
9  [8] — Букв.: с верующим Авраамом.
10  [9] — Букв.: кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы это исполнить; Втор 27:26.
11  [10] — Авв 2:4.
12  [11] — Или: Закон — это не вопрос веры.
12  [12] — Букв.: жить будет ими.Лев 18:5 (LXX).
13  [13] — Букв.: Христос искупил нас.
13  [14] — Букв.: став за нас проклятьем.
13  [15] — Втор 21:23.
15  [16] — Букв.: я говорю по-человечески.
16  [17] — Здесь и ниже в этом ст. и в ст. 19 и 29 букв.: семени.
16  [18] — Быт 13:15; Быт 24:7.
17  [19] — Греч. диатэкэ — завет, завещание; здесь Павел использует это слово в обоих значениях. В некот. рукописях: завет о Христе.См. в Словаре Завет.
18  [20] — Букв.: ибо если наследство от Закона.
19  [21] — Букв.: он был добавлен из-за преступлений.
20  [22] — Букв.: но посредник при одном не бывает.
22  [23] — Букв.: Писание заключило всё под грехом.
24  [24] — Греч. пайдагогос — наставник, воспитатель; в греч. и рим. семьях это был раб, водивший детей в школу и из школы и присматривавший за ними.
24  [25] — Друг. возм. пер.: до времени, пока не придет Христос.
27  [26] — Греч. предлог эйсв своем первом значении «в связи с» здесь указывает на внутреннее единение верующего со Христом (ср. 1Кор 12:13,27).
28  [27] — Букв.: эллина; эллины — самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.