Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (МП)

 
 

Не завидуй людям злым, не стремись быть среди них.
 
Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

В сердцах своих замышляют они насилие, их уста разносят беду.
 
потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мудростью созидается дом, здравомыслием утверждается;
 
Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

и знание наполняет покои его добром драгоценным и приятным.
 
и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

Мудрый человек сильнее воина, обладающий знанием могущественней силача,1
 
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2 когда ищут совета у многих — одержат победу.3
 
Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний.

Недосягаема мудрость для глупца, там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
 
Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.

У кого на уме зло — того будут звать коварным.5
 
Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.

Помыслы глупца греховны, кощунник ненавистен людям.
 
Помысл глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.

Если в день беды ты поник, как же ничтожна твоя сила!6
 
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Спаси обреченных на смерть, не отворачивайся от ведомых на погибель!
 
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Скажешь: «Этого я не знал…» Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего? Тот, Кто душу твою бережет, не ведает? Не воздаст ли Он человеку по делам его?
 
Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен, сотового меда — он сладок на вкус.
 
Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

Знай, такова для тебя и мудрость: отыщешь ее — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.7
 
таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел [ее,] то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8 не опустошай его жилище,
 
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,

ибо праведник, даже если и семь раз упадет, поднимется и дальше пойдет, а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
 
ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Не злорадствуй, когда враг твой упадет, не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
 
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.

Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою, не понравится это Ему9 и на врага твоего гневаться перестанет.
 
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Не гневайся из-за злодеев, не завидуй нечестивым,
 
Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

ибо нет у злодеев будущего, и светильник нечестивых погаснет.10
 
потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.

Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей, чтобы не навлечь на себя их гнева.11
 
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,

Беда ведь придет от них внезапно, и кто знает, какое возмездие12 последует от них обоих?
 
потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?

Вот еще слова мудрых. Пристрастный суд несправедлив.
 
Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.

И кто скажет виновному: «Невиновен», — проклянут того народы, возненавидят его племена!
 
Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;

Но благо тому, кто виновного осудит, будет он благословен и счастлив.13
 
а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.

Удачный ответ слаще поцелуя.14
 
В уста целует, кто отвечает словами верными.

Сначала сделай то, что должен, вне дома, позаботься о собственном поле, а потом заводи себе семью.15
 
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.

Не становись понапрасну свидетелем против ближнего своего,16 не доводи уста свои до лжи.
 
Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?

Не говори: «Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам ему по заслугам!»
 
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

Шел я как-то мимо поля лентяя, мимо виноградника человека безрассудного:
 
Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

всё заполонили колючки, всё сорняками покрыто, каменная ограда развалилась.
 
и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.

Посмотрел я, подумал над тем, что увидел, и такой урок извлек:
 
И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:

«Немного поспишь, немного подремлешь, немного полежишь сложа руки —
 
«немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, —

и, как бродяга, придет к тебе бедность, ворвется нищета, как разбойник».17
 
и придет, [как] прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6  [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6  [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7  [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8  [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10  [6] — Букв.: бедна сила.
14  [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15  [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18  [9] — Или: вознегодует на тебя.
20  [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22  [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25  [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26  [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27  [15] — Букв.: возводи свой дом.
28  [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34  [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10,11.
 
Синодальный перевод (МП)
9 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.