1 хр. в Коринфе 15 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (МП)

 
 

Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1
 
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.
 
которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер
 
Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть,] что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,
 
и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,
 
и что явился Кифе, потом двенадцати;

а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2
 
потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,
 
потом явился Иакову, также всем Апостолам;

и уже после всех явился и мне, недостойному.3
 
а после всех явился и мне, как некоему извергу.

Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.
 
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.
 
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!
 
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,
 
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.
 
а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.
 
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть,] мертвые не воскресают;

Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.
 
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.
 
Поэтому и умершие во Христе погибли.

Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.
 
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5
 
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.
 
Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.

И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.
 
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.
 
каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;
 
Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

последний же враг истребится — смерть.
 
Последний же враг истребится — смерть,

Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.
 
потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9
 
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?
 
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?
 
Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.
 
Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11
 
По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.
 
Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.
 
Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»
 
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?

Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.
 
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.
 
И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;

Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.
 
но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.
 
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.
 
Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13
 
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;
 
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;

предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.
 
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;

Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.
 
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.
 
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.
 
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18
 
Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.

Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.
 
Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.

И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.
 
И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.
 
Но то скажу [вам,] братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.
 
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,
 
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.
 
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21
 
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22
 
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?

Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23
 
Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.

Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.
 
Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.
 
Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 
Синодальный перевод (МП)
47−49 перстный — земной, из праха, пыли земной.
53, 54 облечься — буквально: одеться; воплотиться.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.