Притчи 10 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод

 
 

Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2
 
Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.

Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3
 
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.
 
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.
 
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.
 
Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.

Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5
 
Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.
 
Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7
 
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнётся.

Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.
 
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10
 
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнётся.

Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.
 
Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
 
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.
 
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.

Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.
 
Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.

Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.
 
Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.

Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12
 
Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.

Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.
 
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.

Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.
 
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.
 
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.
 
Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.

Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.
 
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16
 
Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.

Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.
 
Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.

Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.
 
Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.

Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.
 
Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании.

Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.
 
Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.
 
Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.

Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.
 
Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.

Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.
 
Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.

Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.
 
Праведник вовеки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.

Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.
 
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся.

Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19
 
Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращённое.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.