Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод

 
 

Доброе имя дороже изысканного аромата,1 как день смерти лучше дня рождения.
 
Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.

Лучше идти туда, где оплакивают умерших, чем туда, где пируют,2 ибо смерть ожидает каждого человека,3 и живому стоит задумываться об этом.4
 
Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Лучше невзгоды, чем смех, ибо печаль на лице — во благо сердцу.
 
Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых — там, где плач, а сердце глупцов — в местах веселья.
 
Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.

Лучше от мудрого упрек, чем от глупца славословье,5
 
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;

ибо восторги глупца — что треск горящих сучьев под котлом! И это тщета!
 
потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!

Притесняя других, и мудрый глупеет, а взятки развращают сердце.
 
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

Конец дела лучше его начала,6 терпеливый лучше надменного.
 
Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Не торопись сердиться, ибо сердиться свойственно глупцам.
 
Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

И не сетуй: „Почему прежде было лучше, чем в нынешние дни?“, потому что не мудрость задает такой вопрос.
 
Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

Хороша мудрость вместе с наследством — на пользу всем, кто видит солнце.
 
Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:

Под сенью мудрости как под сенью серебра.7 Польза знания в том, что мудрость хранит тебя в живых.8
 
потому что под сенью её то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость даёт жизнь владеющему ею.

Взгляни на дела Божьи. То, что Он искривил, — кто выправит?
 
Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.9
 
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.

Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.
 
Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём.

В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?
 
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?10
 
Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время?

Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.
 
Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.

Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.11
 
Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.
 
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —
 
поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;

не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..
 
ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.
 
Всё это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.

Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?
 
Далеко то, что было, и глубоко-глубоко: кто постигнет его?

И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.
 
Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, —

И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню,12 чье сердце — сеть, а руки — оковы.13 Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!
 
и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею.

Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:
 
Вот это нашёл я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.

искала душа моя человека и не находила,14 среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.
 
Чего ещё искала душа моя, и я не нашёл? — Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл.

А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.
 
Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.
2  [2] — Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.
2  [3] — Букв.: ибо таков конец всякого человека.
2  [4] — Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.
5  [5] — Букв.: песнь.
8  [6] — Или: конец речи лучше ее начала.
12  [7] — Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.
12  [8] — Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.
14  [9] — Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.
17  [10] — Или: зачем тебе умирать до срока?
19  [11] — Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.
26  [12] — Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.
26  [13] — Ср. Притч 5 и 7.
28  [14] — Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V—IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»
 
Синодальный перевод
3 сетовать — роптать, жаловаться.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.