По Матфею 22 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод

 
 

И вновь Иисус обратился к ним в притчах:
 
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

«Представление о Царстве Небесном может дать то, что произошло с одним царем, который устроил для сына своего свадебный пир.
 
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

Он послал своих слуг собрать гостей, званных на пир, но те не захотели прийти.
 
и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Послал он других слуг, наказав им: „Скажите званым: вот, я приготовил обед мой. Быки мои и откормленный скот заколоты, всё готово. Приходите на свадебный пир!“
 
Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир».

Но те опять оставили его слова без внимания. Иные из них разошлись: кто на поле свое, кто по торговым делам;
 
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою;

оставшиеся же схватили слуг его и, надругавшись, убили их.
 
прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Разгневанный царь послал войска свои, приказав истребить тех убийц, а город их сжечь.
 
Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их.

А слугам своим потом сказал: „Свадебный пир готов, но гости, мной приглашенные, оказались его недостойны.
 
Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны;

Ступайте же на распутья1 и, кого найдете, зовите на свадебный пир“.
 
итак, пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир».

Слуги пошли по дорогам и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых. Зал наполнился наконец гостями.
 
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Но когда царь вошел посмотреть на собравшихся, он увидел там человека, одетого не в свадебную одежду,
 
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

и спросил его: „Друг! Как случилось, что ты вошел сюда не в свадебной одежде?“ Тот молчал.
 
и говорит ему: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?» Он же молчал.

Тогда царь велел слугам: „Свяжите ему руки и ноги и выбросите его вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
 
Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»;

Ибо много званых, но мало избранных».
 
ибо много званых, а мало избранных.

Фарисеи ушли и сговорились о том, как им поймать Иисуса на слове.
 
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

Они подослали к Нему учеников своих вместе со сторонниками Ирода. «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь, — сказали они, — и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.2
 
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо;

Так скажи нам, как Ты считаешь: позволительно платить налог кесарю или нет?»
 
итак, скажи нам: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Но Иисус, зная их умысел злой, сказал: «Зачем расставляете Мне сети, лицемеры?
 
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

Покажите монету, которой платят налог». Они подали Ему денарий.
 
покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?»
 
И говорит им: чьё это изображение и надпись?

«Кесаря», — ответили они. «Так и отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу», — сказал Он им.
 
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
 
Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

В тот день подошли к Нему саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, и спросили Его:
 
В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

«Учитель! Моисей сказал: „Если кто-нибудь умрет бездетным, то на вдове его должен жениться брат умершего и продолжить род брата своего“.3
 
Учитель! Моисей сказал: «если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему»;

Было же у нас семь братьев. И первый, женившись, скончался бездетным и оставил жену своему брату.
 
было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

То же случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью.
 
подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

А после всех умерла и та женщина.
 
после же всех умерла и жена;

В день, когда мертвые воскреснут, женой кому из этих семи она будет, ведь все они были ее мужьями?»
 
итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её.

Иисус же ответил им: «Заблуждаетесь вы, не зная Писания и силы Божией.
 
Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

После воскресения уже не женятся, не выходят замуж, но живут, как ангелы в Небе.
 
ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

А что до воскресения мертвых, то неужели вы не читали того, что Бог вам сказал:
 
А о воскресении мёртвых не читали ли вы реченного вам Богом:

Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова4? Он — не мертвых Бог, а живых».
 
«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мёртвых, но живых.

Услышав это, народ не переставал дивиться тому, как и чему Он учил.
 
И, слыша, народ дивился учению Его.

Тогда фарисеи, услышав, что вынудил Он замолчать саддукеев, собрались вместе вокруг Него,
 
А фарисеи, услышав, что Он привёл саддукеев в молчание, собрались вместе.

и один из них, [законник], испытывая5 Его, спросил:
 
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

«Учитель! Какая заповедь в Законе самая главная?»
 
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: «„Люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, всей душою своею и всем разумом своим“,6
 
Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» —

вот первая и самая главная заповедь.
 
сия есть первая и наибольшая заповедь;

Вторая подобна ей: „Люби ближнего своего, как самого себя“.7
 
вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;

Весь Закон и пророки на этих двух заповедях стоят».
 
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Когда же вокруг собрались фарисеи, Иисус спросил у них:
 
Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

«Что думаете вы о Мессии?8 Чей сын Он?» «Давидов», — ответили они.
 
что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

«Если так, — сказал Иисус им на это, — почему же Давид, движимый Духом Божиим, называет Его Господом, говоря:
 
Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою, доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим9?
 
«сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?

Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»
 
Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

И ни один из них не мог Ему на это ответить. С того дня никто уже больше не решался задавать Ему вопросы.
 
И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Здесь говорится о тех местах, где городские улицы, выходя за пределы города, переходят в сельские дороги.
16  [2] — Букв.: ибо не смотришь на лицо людей.
24  [3] — Втор 25:5.
32  [4] — Исх 3:6.
35  [5] — Или: искушая.
37  [6] — Втор 6:5.
39  [7] — Лев 19:18.
42  [8] — Или: о Христе.
44  [9] — Пс 110 (109):1.
 
Синодальный перевод
44 седи — воссядь; восседать можно на троне, в то время как сидеть на стуле; воссесть — председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, руководителю, а сесть — значит опираться на что-либо (стул, табурет и т.д.).
44 одесную — по правую руку, справа.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.