Хр. Рима 2 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод

 
 

Нет тебе поэтому, кто бы ни был ты, извинения, коли судишь других; ибо, другого судя, ты ведь и себя осуждаешь, потому что и ты, других осуждающий, то же самое делаешь.
 
Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

А на всех, делающих таковое, есть один, как мы знаем, праведный суд Божий.
 
А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.

О человек, не думаешь ли ты, что избежишь этого суда, если сам делаешь то, за что судишь других?
 
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?

Не пренебрегаешь ли ты великой добротой, снисхождением и долготерпением Божиим? Благость Божия ведет тебя к покаянию. Неужели ты сего не разумеешь?
 
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?

Нет, ты в упорстве своем и нераскаянности сердца сам вызываешь1 на себя всё больший гнев, который ты испытаешь в День гнева и откровения праведного суда Божьего.
 
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

Бог воздаст каждому по делам его:
 
Который воздаст каждому по делам его:

тем, кто, предаваясь постоянно добрым делам, стремится найти истинную славу, честь и бессмертие, суждена жизнь вечная;
 
тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;

своевольным же и не покоряющимся истине, предающимся неправде — гнев и ярость.
 
а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.

Страдания и муки ждут всякого, кто делает злое: прежде иудея, а затем язычника.
 
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

Напротив, слава, честь и мир суждены каждому человеку, творящему доброе, — будь то иудей (ему первому) или язычник, —
 
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

Бог не взирает на лица.
 
Ибо нет лицеприятия у Бога.

Те, которые согрешили, не ведая Закона,2 вне Закона и погибнут; те же, кто согрешил, зная Закон, Законом осуждены будут.
 
Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, —

Пред Богом не те праведны, кто только слушал Закон, — оправданы Им будут Закон исполняющие.
 
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

(Когда язычники, не знающие Закона, следуют его предписаниям по внушению чувства,3 они, у которых Закона не было, — сами себе закон.
 
ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

Они свидетельствуют тем самым, что требования4 Закона записаны в их сердцах; о том же говорят их совесть и противоречия в мыслях, которые то осуждают, то оправдывают их.)
 
они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, —

Это сделается явным в тот день, когда Бог, по благовестию моему, станет судить через Иисуса Христа тайные мысли людей.
 
в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Но если называешь ты себя иудеем и полагаешься на Закон, если хвалишься Богом
 
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,

и знанием воли Его и если, наученный Законом, имеешь понятие о наилучшем
 
и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,

и уверен, что ты поводырь для слепых, свет для блуждающих во мраке,
 
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,

наставник для неразумных, воспитатель5 младенцев, ибо имеешь в Законе воплощение знания и истины,
 
наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:

то как, обучая другого, не учишь ты себя самого?! Проповедуешь, что красть нельзя, а сам крадешь!
 
как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

Говоришь, что не должно прелюбодействовать, сам же прелюбодействуешь! Идолов гнушаешься, а храмы грабишь.6
 
Проповедуя не красть, крадёшь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

Хвалишься ты Законом, но, попирая его, не бесчестишь ли тем Бога?
 
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

Из-за вас, как и в Писании сказано, имя Божие в поношении у язычников.7
 
Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Потому и обрезание8 только тогда что-то значит, когда ты соблюдаешь Закон, если же нарушаешь его, то обрезание твое — вовсе и не обрезание.
 
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием.

Если же, напротив, необрезанный исполняет предписания Закона, то не будет ли он считаться воистину обрезанным?
 
Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

И если даже остается он необрезанным телесно, но подчиняется Закону, он по праву осудит тебя, нарушающего Закон, при всем том, что есть у тебя и буква, — писаный Закон, — и обрезание.
 
И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

Не тот, следовательно, иудей, кто по видимости таков, и обрезание — не один только видимый знак на теле.9
 
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

Истинный иудей — это иудей в глубинах души своей; и обрезание его — оно в сердце, в духе оно, а не в букве. И похвалу10 он получает не от людей, а от Бога.
 
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: копишь/сберегаешь.
12  [2] — Букв.: те, кто без Закона согрешил. См. в Словаре Закон.
14  [3] — Букв.: по природе.
15  [4] — Букв.: дело.
20  [5] — Букв.: учитель.
22  [6] — Возможно, что здесь говорится о святотатстве, совершаемом по отношению к иудейскому Храму и службе в нем; ср. Мф 21:13.
24  [7] — Ис 52:5; Иез 36:20.
25  [8] — См. в Словаре Обрезание.
28  [9] — Букв.: на плоти.
29  [10] — Возможно, здесь игра слов: имя Иуда (от которого произошло слово «иудей») происходит от глагола «хвалить» (см. Быт 29:35).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.