Притчи 10 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2
 
При́тчи Соломо́на. Сын му́дрый ра́дует отца́, а сын глу́пый — огорче́ние для его́ ма́тери.

Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3
 
Не доставля́ют по́льзы сокро́вища непра́ведные, пра́вда же избавля́ет от сме́рти.

Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.
 
Не допу́стит Госпо́дь терпе́ть го́лод душе́ пра́ведного, стяжа́ние же нечести́вых исто́ргнет.

Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.
 
Лени́вая рука́ де́лает бе́дным, а рука́ приле́жных обогаща́ет.

Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.
 
Собира́ющий во вре́мя ле́та — сын разу́мный, спя́щий же во вре́мя жа́твы — сын беспу́тный.

Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5
 
Благослове́ния — на голове́ пра́ведника, уста́ же беззако́нных загради́т наси́лие.

Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.
 
Па́мять пра́ведника пребу́дет благослове́нна, а и́мя нечести́вых омерзе́ет.

Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7
 
Му́дрый се́рдцем принима́ет за́поведи, а глу́пый уста́ми преткнётся.

Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.
 
Кто хо́дит в непоро́чности, тот хо́дит безопа́сно; а кто превраща́ет пути́ свои́, тот бу́дет нака́зан.

Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10
 
Кто мига́ет глаза́ми, тот причиня́ет доса́ду, а глу́пый уста́ми преткнётся.

Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.
 
Уста́ пра́ведника — исто́чник жи́зни, уста́ же беззако́нных загради́т наси́лие.

Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
 
Не́нависть возбужда́ет раздо́ры, но любо́вь покрыва́ет все грехи́.

На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.
 
В уста́х разу́много нахо́дится му́дрость, но на те́ле глу́пого — ро́зга.

Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.
 
Му́дрые сберега́ют зна́ние, но уста́ глу́пого — бли́зкая поги́бель.

Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.
 
Иму́щество бога́того — кре́пкий го́род его́, беда́ для бе́дных — ску́дость их.

Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12
 
Труды́ пра́ведного — к жи́зни, успе́х нечести́вого — ко греху́.

Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.
 
Кто храни́т наставле́ние, тот на пути́ к жи́зни; а отверга́ющий обличе́ние — блужда́ет.

Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.
 
Кто скрыва́ет не́нависть, у того́ уста́ лжи́вые; и кто разглаша́ет клевету́, тот глуп.

При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.
 
При многосло́вии не минова́ть греха́, а сде́рживающий уста́ свои́ — разу́мен.

Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.
 
Отбо́рное серебро́ — язы́к пра́ведного, се́рдце же нечести́вых — ничто́жество.

Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.
 
Уста́ пра́ведного пасу́т мно́гих, а глу́пые умира́ют от недоста́тка ра́зума.

Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16
 
Благослове́ние Госпо́дне — оно́ обогаща́ет и печа́ли с собо́ю не прино́сит.

Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.
 
Для глу́пого престу́пное дея́ние как бы заба́ва, а челове́ку разу́мному сво́йственна му́дрость.

Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.
 
Чего́ страши́тся нечести́вый, то и пости́гнет его́, а жела́ние пра́ведников испо́лнится.

Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.
 
Как проно́сится вихрь, так нет бо́лее нечести́вого; а пра́ведник — на ве́чном основа́нии.

Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.
 
Что у́ксус для зубо́в и дым для глаз, то лени́вый для посыла́ющих его́.

Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.
 
Страх Госпо́день прибавля́ет дней, лета́ же нечести́вых сократя́тся.

Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.
 
Ожида́ние пра́ведников — ра́дость, а наде́жда нечести́вых поги́бнет.

Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.
 
Путь Госпо́день — тверды́ня для непоро́чного и страх для де́лающих беззако́ние.

Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.
 
Пра́ведник вове́ки не поколе́блется, нечести́вые же не поживу́т на земле́.

Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.
 
Уста́ пра́ведника источа́ют му́дрость, а язы́к зловре́дный отсечётся.

Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19
 
Уста́ пра́ведного зна́ют благоприя́тное, а уста́ нечести́вых — развращённое.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.