Притчи 12 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Кто ценит1 знания — ценит строгость,2 а кто ненавидит обличения — глуп.
 
Кто лю́бит наставле́ние, тот лю́бит зна́ние; а кто ненави́дит обличе́ние, тот неве́жда.

Добрый3 найдет благоволенье у ГОСПОДА, а коварного человека Он осудит.
 
До́брый приобрета́ет благоволе́ние от Го́спода; а челове́ка кова́рного Он осу́дит.

Никто не утвердится злом в этом мире, а корень праведника не поколеблется.
 
Не утверди́т себя́ челове́к беззако́нием; ко́рень же пра́ведников неподви́жен.

Достойная жена4 — венец для мужа своего, а позорящая5 его — что гниль в костях.
 
Доброде́тельная жена́ — вене́ц для му́жа своего́; а позо́рная — как гниль в костя́х его́.

Помыслы праведников — о справедливости, а устремленья нечестивцев коварны.
 
Помышле́ния пра́ведных — пра́вда, а за́мыслы нечести́вых — кова́рство.

Слова нечестивцев — смертельная западня,6 а уста честных спасут их.
 
Ре́чи нечести́вых — заса́да для проли́тия кро́ви, уста́ же пра́ведных спаса́ют их.

Настигнет беда нечестивого и не станет его,7 а дом праведника устоит.
 
Косни́сь нечести́вых несча́стие — и нет их, а дом пра́ведных стои́т.

Какова мудрость — таково и признание,8 а порочный ум9 презрен будет.
 
Хва́лят челове́ка по ме́ре ра́зума его́, а развращённый се́рдцем бу́дет в презре́нии.

Лучше быть в пренебрежении, но иметь прислугу, чем воображать себя великим, не имея ни куска хлеба.
 
Лу́чше просто́й, но рабо́тающий на себя́, не́жели выдаю́щий себя́ за зна́тного, но нужда́ющийся в хле́бе.

Праведник и скотину свою10 понимает, а нечестивцы даже в милости жестоки.
 
Пра́ведный печётся и о жи́зни скота́ своего́, се́рдце же нечести́вых жесто́ко.

Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта, а тот, кто за пустыми мечтами гонится, скудоумен.
 
Кто возде́лывает зе́млю свою́, тот бу́дет насыща́ться хле́бом; а кто идёт по следа́м празднолю́бцев, тот скудоу́мен.

Нечестивец жаждет наживы неправедной,11 а корень праведников плод принесет.
 
Нечести́вый жела́ет улови́ть в сеть зла; но ко́рень пра́ведных твёрд.

Злодея его же преступные слова в ловушку загонят, а праведник избежит беды.
 
Нечести́вый уловля́ется греха́ми уст свои́х; но пра́ведник вы́йдет из беды́.

Добрым плодом своих речей насытится человек,12 и воздастся ему добром по делам его.
 
От плода́ уст свои́х челове́к насыща́ется добро́м, и воздая́ние челове́ку — по дела́м рук его́.

Уверен глупец, что путь его прям,13 а мудрый прислушивается к советам.
 
Путь глу́пого прямо́й в его́ глаза́х; но кто слу́шает сове́та, тот мудр.

Глупец быстро14 выказывает свой гнев, а разумный не отзывается на оскорбления.15
 
У глу́пого то́тчас же вы́кажется гнев его́, а благоразу́мный скрыва́ет оскорбле́ние.

Свидетель честный говорит правду, а лжесвидетель плетет козни.16
 
Кто говори́т то, что зна́ет, тот говори́т пра́вду; а у свиде́теля ло́жного — обма́н.

Иной ранит резким словом, как мечом, а слова мудрых исцеляют.
 
Ино́й пустосло́в уязвля́ет как мечо́м, а язы́к му́дрых — врачу́ет.

Уста правдивые вовек пребудут, а лживый язык — ненадолго, лишь на миг.
 
Уста́ правди́вые ве́чно пребыва́ют, а лжи́вый язы́к — то́лько на мгнове́ние.

У тех, кто замышляет зло, в сердце коварство, а у миротворцев — радость.
 
Кова́рство — в се́рдце злоумы́шленников, ра́дость — у миротво́рцев.

Не случится с праведником никакой беды, а жизнь нечестивцев полна зла.17
 
Не приключи́тся пра́веднику никако́го зла, нечести́вые же бу́дут преиспо́лнены зол.

Мерзость для ГОСПОДА — уста лживые, а творящие правду Ему угодны.
 
Ме́рзость пред Го́сподом — уста́ лжи́вые, а говоря́щие и́стину благоуго́дны Ему́.

Разумный человек скрывает свои знания, а сердце безрассудного вопиет о его глупости.
 
Челове́к рассуди́тельный скрыва́ет зна́ние, а се́рдце глу́пых выска́зывает глу́пость.

Усердная рука будет править, а праздной руке — труд подневольный.
 
Рука́ приле́жных бу́дет госпо́дствовать, а лени́вая бу́дет под да́нью.

Тревога на сердце гнетет человека, а доброе слово — радует.
 
Тоска́ на се́рдце челове́ка подавля́ет его́, а до́брое сло́во развеселя́ет его́.

Праведник укажет ближнему дорогу,18 но тот, кто идет путем нечестивых, заблудится.
 
Пра́ведник ука́зывает бли́жнему своему́ путь, а путь нечести́вых вво́дит их в заблужде́ние.

Не поймает никакой добычи праздный,19 а у человека усердного — изобилие и богатство.
 
Лени́вый не жа́рит свое́й ди́чи; а иму́щество челове́ка приле́жного многоце́нно.

На стезе праведности — жизнь, и на пути ее нет смерти.20
 
На пути́ пра́вды — жизнь, и на стезе́ её нет сме́рти.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: любит; то же ниже.
1  [2] — Букв.: наказание / наставления.
2  [3] — Евр. тов — хороший в самом широком смысле: добрый, красивый, счастливый.
4  [4] — Евр. эшет хайиль — женщина сильная; имеется в виду как ее выносливость, так и сила ее моральных и волевых качеств, поэтому вполне оправдан перевод: добродетельная, добрая, мудрая, искусная, прилежная.
4  [5] — Или: бесстыжая.
6  [6] — Букв.: засада (готовых) кровь (пролить); ср. 1:11,18.
7  [7] — Или: низвергни нечестивого, и нет его.
8  [8] — Или: человека почитают в меру его благоразумия.
8  [9] — Или: порочное сердце.
10  [10] — Букв.: жизнь скота своего, в знач. его потребности.
12  [11] — Или: того, что окажется ловушкой для него самого.
14  [12] — Или: от плода уст своих человек вкусит добро.
15  [13] — Букв.: путь глупца прям в его глазах.
16  [14] — Букв.: в тот же день.
16  [15] — Или (ближе к букв.): а разумный скрывает (обиду за) оскорбление.
17  [16] — Ср. 14:5.
21  [17] — Др.-евр. слово ра обозначает «зло» и как антоним «добра», и «зло» как «беда, несчастье», поэтому смысл этих слов двоякий: 1) нечестивцы творят зло другим; 2) нечестивцы обречены на постоянные несчастья, т. е. зло, которое происходит с ними самими (из-за того зла, которое они причиняют другим), ср. 13:21.
26  [18] — Друг. возм. пер.: праведник осторожен в выборе друзей.
27  [19] — Или: не удастся ленивому поджарить пойманую дичь.
28  [20] — Друг. чтение: а пути кривые (ведут) к смерти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.