Притчи 15 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Кроткий ответ отвращает гнев, а резкое слово вызывает ярость.
 
Кро́ткий отве́т отвраща́ет гнев, а оскорби́тельное сло́во возбужда́ет я́рость.

Язык мудрого преображает знание,1 а уста глупцов извергают вздор.
 
Язы́к му́дрых сообща́ет до́брые зна́ния, а уста́ глу́пых изрыга́ют глу́пость.

Пред очами ГОСПОДА всё сущее,2 видит Он и добрых, и злых.
 
На вся́ком ме́сте о́чи Госпо́дни: они́ ви́дят злых и до́брых.

Утешительное слово3 — древо жизни, а коварный язык сокрушает дух.
 
Кро́ткий язы́к — дре́во жи́зни, но необу́зданный — сокруше́ние ду́ха.

Кто пренебрегает наставлениями4 отца своего — глуп, внимающий же обличениям — благоразумен.
 
Глу́пый пренебрега́ет наставле́нием отца́ своего́; а кто внима́ет обличе́ниям, тот благоразу́мен.

В доме честного — великое богатство, а нечестивцу от всякого достатка — только ущерб.
 
В до́ме пра́ведника — оби́лие сокро́вищ, а в прибы́тке нечести́вого — расстро́йство.

Уста мудрых сеют знание, а сердце глупых бесплодно.5
 
Уста́ му́дрых распространя́ют зна́ние, а се́рдце глу́пых не так.

Жертва нечестивцев отвратительна ГОСПОДУ, а молитвы честных Ему угодны.
 
Же́ртва нечести́вых — ме́рзость пред Го́сподом, а моли́тва пра́ведных благоуго́дна Ему́.

Мерзок для ГОСПОДА путь нечестивца, а тех, кто стремится к праведности, Он любит.
 
Ме́рзость пред Го́сподом — путь нечести́вого, а иду́щего путём пра́вды Он лю́бит.

Уклоняющегося с пути постигнет суровое наказание, и кто ненавидит обличение — погибнет.
 
Зло́е наказа́ние — уклоня́ющемуся от пути́, и ненави́дящий обличе́ние поги́бнет.

Если Шеол и Аваддон6 не сокрыты от ГОСПОДА, тем более — сердца человеческие.
 
Преиспо́дняя и Аваддо́н откры́ты пред Го́сподом, тем бо́лее — сердца́ сыно́в челове́ческих.

Бесстыдный человек не любит обличений, к мудрым он не пойдет.
 
Не лю́бит распу́тный облича́ющих его́, и к му́дрым не пойдёт.

Радостью сердца лицо сияет, а скорбное сердце сокрушает дух.
 
Весёлое се́рдце де́лает лицо́ весёлым, а при серде́чной ско́рби дух уныва́ет.

Сердце разумное ищет знания, а уста глупцов вздором кормятся.
 
Се́рдце разу́много и́щет зна́ния, уста́ же глу́пых пита́ются глу́постью.

У несчастного все дни горя полны, а для радостного сердца — всякий день7 праздник.
 
Все дни несча́стного печа́льны; а у кого́ се́рдце ве́село, у того́ всегда́ пир.

Лучше скромный достаток, да боязнь ГОСПОДА огорчить, 8 чем при большом состоянии не знать покоя.9
 
Лу́чше немно́гое при стра́хе Госпо́днем, не́жели большо́е сокро́вище, и при нём трево́га.

Лучше обед из овощей, да с любовью, чем откормленный телец, да с ненавистью.
 
Лу́чше блю́до зе́лени, и при нём любо́вь, не́жели отко́рмленный бык, и при нём не́нависть.

Вспыльчивый человек сеет вражду, а негневливый — погасит ссору.
 
Вспы́льчивый челове́к возбужда́ет раздо́р, а терпели́вый утиша́ет ра́спрю.

Тропа ленивого сорняками и колючками поросла, а путь праведных — торная дорога.
 
Путь лени́вого — как терно́вый плете́нь, а путь пра́ведных — гла́дкий.

Мудрый сын радует отца, а глупый и мать свою презирает.
 
Му́дрый сын ра́дует отца́, а глу́пый челове́к пренебрега́ет мать свою́.

Глупость забавляет человека недалекого, а здравомыслящий идет по пути прямому.
 
Глу́пость — ра́дость для малоу́много, а челове́к разу́мный идёт прямо́ю доро́гою.

Без разумного совета не осуществится задуманное, а кто ищет совета у многих, у того будет успех.
 
Без сове́та предприя́тия расстро́ятся, а при мно́жестве сове́тников они́ состоя́тся.

В радость человеку удачный ответ, и уместное слово всегда кстати!10
 
Ра́дость челове́ку в отве́те уст его́, и как хорошо́ сло́во во́время!

Путь мудрого человека вверх устремлен, дабы избегнуть глубин Шеола.
 
Путь жи́зни му́дрого вверх, что́бы уклони́ться от преиспо́дней внизу́.

Дом гордеца ГОСПОДЬ разрушит, а межу вдовы защитит.11
 
Дом надме́нных разори́т Госпо́дь, а межу́ вдовы́ укрепи́т.

Мерзость для ГОСПОДА — замыслы злодеев, а добрые слова чисты и искренни.
 
Ме́рзость пред Го́сподом — помышле́ния злых, слова́ же непоро́чных уго́дны Ему́.

Алчный до наживы погубит свой дом, а кому ненавистны взятки — будет жить.
 
Корыстолюби́вый расстро́ит дом свой, а ненави́дящий пода́рки бу́дет жить.

Сердце праведника обдумывает ответ, а уста нечестивцев извергают зло.
 
Се́рдце пра́ведного обду́мывает отве́т, а уста́ нечести́вых изрыга́ют зло.

Удаляется ГОСПОДЬ от нечестивцев, а молитвы праведников Он слышит.
 
Далёк Госпо́дь от нечести́вых, а моли́тву пра́ведников слы́шит.

Сияющий взгляд радует сердце, добрая весть укрепляет тело.12
 
Све́тлый взгляд ра́дует се́рдце, до́брая весть утучня́ет ко́сти.

Кто внимает живительному обличению, тот окажется среди мудрецов.
 
У́хо, внима́тельное к уче́нию жи́зни, пребыва́ет ме́жду му́дрыми.

Кто не слушает обличений — пренебрегает собственной жизнью, кто внимает наставлениям — обретет разум.
 
Отверга́ющий наставле́ние не раде́ет о свое́й душе́; а кто внима́ет обличе́нию, тот приобрета́ет ра́зум.

Благоговение пред ГОСПОДОМ — вот чему учит мудрость, а смирение предшествует славе.
 
Страх Госпо́день науча́ет му́дрости, и сла́ве предше́ствует смире́ние.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: украшает знание, в знач. знание излагается в подобающем ему виде, изысканной форме.
3  [2] — Букв.: на всяком месте.
4  [3] — Букв.: язык.
5  [4] — Или: наказанием / наказом.
7  [5] — Букв.: но не так в сердце глупых.
11  [6] — Аваддон — еще одно название мира мертвых (ср. Откр 9:11), букв.: погибель — по мнению автора, только Господь знает всё о потустороннем, посмертном бытии.
15  [7] — Или: всегда.
16  [8] — Друг. возм. пер.: при благоговении пред Господом.
16  [9] — Или: быть в тревоге.
23  [10] — Или: как хорошо слово, сказанное вовремя.
25  [11] — Т. е. защитит надел вдовы и всё ее имущество от посягательств, ср. 22:28; 23:10; Втор 19:14; Втор 27:17.
30  [12] — Букв.: кости.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.