Исаия 9 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

В прошлом Господь унизил земли Завулона и Неффалима, но в будущем1 Он возвеличит приморский путь, и Заиорданье, и страну племен Галилею.
 
Пре́жнее вре́мя умали́ло зе́млю Завуло́нову и зе́млю Неффали́мову; но после́дующее возвели́чит примо́рский путь, Заиорда́нскую страну́, Галиле́ю язы́ческую.

Народ, живущий2 во тьме, увидел свет великий — свет воссиял для тех, кто ныне обитает в стране мрака.3
 
Наро́д, ходя́щий во тьме, уви́дит свет вели́кий; на живу́щих в стране́ те́ни сме́ртной свет воссия́ет.

Ты приумножил народ сей, Господи, и дал им великую радость,4 и радуются они перед Тобой, как радуются окончанию жатвы или при разделе добычи ликуют,
 
Ты умно́жишь наро́д, увели́чишь ра́дость его́. Он бу́дет весели́ться пред Тобо́ю, как веселя́тся во вре́мя жа́твы, как ра́дуются при разде́ле добы́чи.

ибо Ты избавил их от тягостного ярма и от бремени, что на плечи их давило, и сломал жезл угнетателя их, как во дни победы над Мидьяном.5
 
И́бо ярмо́, тяготи́вшее его́, и жезл, поража́вший его́, и трость притесни́теля его́ Ты сокруши́шь, как в день Мадиа́ма.

И всю обувь воинов, в походах сношенную, каждый плащ, обагренный кровью, сожжению предадут, бросят в пищу огню.
 
И́бо вся́кая о́бувь во́ина во вре́мя бра́ни и оде́жда, обагрённая кро́вью, бу́дут о́тданы на сожже́ние, в пи́щу огню́.

Ибо для нас родилось дитя,6 сын нам дарован обетованный, на плечи коего владычество ляжет. И нарекут ему имя: Чудный Советник, Могучий Бог, Вечный Отец, Правитель, созидающий мир.
 
И́бо младе́нец роди́лся нам — Сын дан нам; влады́чество на рамена́х Его́, и нареку́т и́мя Ему́: Чу́дный, Сове́тник, Бог кре́пкий, Оте́ц ве́чности, Князь ми́ра.

Его владычество возрастать будет, и мирному царствию не будет конца на престоле Давида. Он укрепит и утвердит его справедливостью и праведностью, отныне и вовеки! Безраздельной любовью к народу Своему7 ГОСПОДЬ Воинств свершит это.
 
Умноже́нию влады́чества Его́ и ми́ра нет преде́ла на престо́ле Дави́да и в ца́рстве его́, что́бы Ему́ утверди́ть его́ и укрепи́ть его́ судо́м и пра́вдою отны́не и до ве́ка. Ре́вность Го́спода Савао́фа соде́лает э́то.

Изрек ГОСПОДЬ Слово Свое против Иакова, достигло оно Израиля,
 
Сло́во посыла́ет Госпо́дь на Иа́кова, и оно́ нисхо́дит на Изра́иля,

знал об этом весь народ Ефрема и все обитатели Самарии. Но они говорили надменно, кичливо:
 
что́бы знал весь наро́д, Ефре́м и жи́тели Сама́рии, кото́рые с го́рдостью и надме́нным се́рдцем говоря́т:

«Обрушились кирпичи, а мы заново отстроим из камня, срублены смоковницы, а мы кедрами их заменим!»
 
«Кирпичи́ па́ли — постро́им из тёсаного ка́мня; сикомо́ры вы́рублены — заме́ним их ке́драми».

Но ГОСПОДЬ укрепит врагов Рецина,8 недругов на него поднимет:
 
И воздви́гнет Госпо́дь про́тив него́ враго́в Реци́на, и неприя́телей его́ вооружи́т:

сирийцы с востока, филистимляне с запада пожирают его, разевая пасть свою; но на этом Божий гнев не иссякает, рука Его всё еще простерта.
 
Сирия́н с восто́ка, а Филисти́млян с за́пада; и бу́дут они́ пожира́ть Изра́иля по́лным ртом. При всём э́том не отврати́тся гнев Его́, и рука́ Его́ ещё простёрта.

Народ же не повернется к Тому, Кто поразил его, не обратится к ГОСПОДУ Воинств.
 
Но наро́д не обраща́ется к Бию́щему его́, и к Го́споду Савао́фу не прибега́ет.

Потому отсечет ГОСПОДЬ у Израиля голову его и хвост, срубит и пальмовую ветвь, и тростник — в одночасье;
 
И отсечёт Госпо́дь у Изра́иля го́лову и хвост, па́льму и трость, в оди́н день:

старцы и знать — вот голова, пророки-лжеучители — вот хвост.
 
ста́рец и зна́тный — э́то голова́; а проро́к-лжеучи́тель есть хвост.

Вожди сбивают народ с пути, и блуждает он, ведомый ими;
 
И вожди́ сего́ наро́да введу́т его́ в заблужде́ние, и води́мые и́ми поги́бнут.

Владыка Господь недоволен юношами их, не пожалеет Он сирот и вдов — все они Его отвергли и зло творят,9 в устах их — сквернословие;10 потому и не иссякает гнев Его, рука Его всё еще простерта.
 
Поэ́тому о ю́ношах его́ не пора́дуется Госпо́дь, и сиро́т его́ и вдов его́ не поми́лует: и́бо все они́ — лицеме́ры и злоде́и, и уста́ всех говоря́т нечести́во. При всём э́том не отврати́тся гнев Его́, и рука́ Его́ ещё простёрта.

Разгорелось нечестие, как пожар, всё пожирает на своем пути: колючки и терн, сжигает лесные заросли, и дым столбом восходит.
 
И́бо беззако́ние, как ого́нь, разгоре́лось, пожира́ет терно́вник и колю́чий куста́рник и пыла́ет в ча́щах ле́са, и поднима́ются столбы́ ды́ма.

Земля яростью ГОСПОДА Воинств обожжена, стали люди пищей огню, и никто не щадит брата своего.
 
Я́рость Го́спода Савао́фа опали́т зе́млю, и наро́д сде́лается как бы пи́щею огня́; не пощади́т челове́к бра́та своего́.

Справа схватит — не наестся, слева проглотит — не насытится, каждый поедать станет плоть ближнего своего:11
 
И бу́дут ре́зать по пра́вую сто́рону, и оста́нутся голодны́; и бу́дут есть по ле́вую, и не бу́дут сы́ты; ка́ждый бу́дет пожира́ть плоть мы́шцы свое́й:

Манассия поедать будет Ефрема, и Ефрем — Манассию, а оба они — Иуду.12 Но и на этом Божий гнев не иссякает, рука Его всё еще простерта.
 
Мана́ссия — Ефре́ма, и Ефре́м — Мана́ссию, о́ба вме́сте — Иу́ду. При всём э́том не отврати́тся гнев Его́, и рука́ Его́ ещё простёрта.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: прежний (царь Иудеи) привел к позору… но последний. Или: прошлое умалило… но грядущее возвеличит…; ср. ст. 3.
2  [2] — Букв.: ходящий.
2  [3] — Друг. возм. пер.: в стране смертной тени; ср. Пс 22:4.
3  [4] — Масоретский текст неясен: Ты приумножаешь народ, Ты не даешь им великой радости.
4  [5] — Речь идет о победе Гедеона над мидьянитянами (Суд 7, 8), когда Господь избавил Израиль от гнета иноземных врагов.
6  [6] — Здесь и строкой ниже пророк говорит о том, чему предстояло случиться по воле Божьей, как об уже свершившемся факте.
7  [7] — Или: ревностью.
11  [8] — Так в масоретском тексте. Друг. возм. пер.: потому Господь укрепил врагов их. В VIII в. до Р. Х. древнее арамейское государство Сирия (Арамейский Дамаск) во главе с ее царем Рецином (он же Ризон II, царь Арама) было союзником Северного Израильского царства в его войне против Иудеи (Южного царства). См. 7:1−20; 8:1−8. Поскольку народ Израиля упорствовал в противлении Богу и не обращался к Нему за помощью, в 732 г. до Р. Х. Господь попустил войну ассирийского царя Тиглатпаласара III (см. также 4Цар 15:29) против Рецина и использовал Ассирию как инструмент Его Божественной воли и правосудия. Это явилось свидетельством верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем.
17  [9] — Или: безбожники / нечестивые и злодеи.
17  [10] — Или: уста их вздор говорят.
20  [11] — Так в друг. древн. пер. по друг. чтению; букв.: плоть руки своей.
21  [12] — Или: Иудею.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.