Иеремия 49 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Об аммонитянах1 так говорит ГОСПОДЬ: «Разве нет у Израиля сыновей или наследника нет у него? Так почему же идол аммонитян Милхом захватил владения Гада и народ его в городах Гада поселился?
 
О сыновья́х Аммо́новых так говори́т Госпо́дь: ра́зве нет сынове́й у Изра́иля? ра́зве нет у него́ насле́дника? Почему́ же Малхо́м завладе́л Га́дом и наро́д его́ живёт в города́х его́?

Придет время, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я повелю клич боевой издать, призывающий на войну против Раввы, против города сыновей Аммона; и превратится он в груду развалин, и дочери его2 в огне сгорят, и возвратит Израиль земли свои,3 — говорит ГОСПОДЬ. —
 
Посему́ вот, наступа́ют дни, говори́т Госпо́дь, когда́ в Ра́вве сынове́й Аммо́новых слы́шен бу́дет крик бра́ни, и сде́лается она́ гру́дою разва́лин, и города́ её бу́дут сожжены́ огнём, и овладе́ет Изра́иль те́ми, кото́рые владе́ли им, говори́т Госпо́дь.

Рыдай, Хешбон, ибо опустошен Ай, стенайте, дочери Раввы, препояшьтесь вретищем, рыдайте, в смятении будете метаться, словно овцы в загоне,4 потому что уведут Милхома в плен, и жрецов его, и всю знать.
 
Рыда́й, Есево́н, и́бо опустошён Гай; кричи́те, до́чери Ра́ввы, опоя́шьтесь вре́тищем, пла́чьте и скита́йтесь по огоро́дам, и́бо Малхо́м пойдёт в плен вме́сте со свяще́нниками и князья́ми свои́ми.

Что ты хвалишься своими долинами? Иссякнет сила твоя, дочь-отступница. Ты полагалась на сокровища свои, говорила: „Кто выступит против меня?“
 
Что хва́лишься доли́нами? Потечёт доли́на твоя́ кро́вью, вероло́мная дочь, наде́ющаяся на сокро́вища свои́, говоря́щая: «кто придёт ко мне?»

Но Я подвергну тебя ужасному бедствию, — говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, — придет оно к тебе через тех, кто окружает тебя, — все вы изгнаны будете, повсюду рассеяны, и не найдется того, кто собрал бы воедино странников.
 
Вот, Я наведу́ на тебя́ у́жас со всех окре́стностей твои́х, говори́т Госпо́дь Бог Савао́ф; разбежи́тесь кто куда́, и никто́ не соберёт разбежа́вшихся.

Но после этого верну Я аммонитянам всё утраченное ими», — это слово ГОСПОДНЕ.
 
Но по́сле того́ Я возвращу́ плен сынове́й Аммо́новых, говори́т Госпо́дь.

Об Эдоме так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Разве нет более мудрости на Темане,5 или здравые советы перевелись у разумных, или же мудрость покинула их?6
 
О Едо́ме так говори́т Госпо́дь Савао́ф: ра́зве нет бо́лее му́дрости в Фема́не? ра́зве не ста́ло сове́та у разу́мных? ра́зве оскуде́ла му́дрость их?

Поверните назад и бегите, укройтесь в ущельях, жители Дедана! Я подвергну его бедствиям Исава, пришло время, и Я взыщу с него.
 
Беги́те, обрати́в тыл, скрыва́йтесь в пеще́рах, жи́тели Деда́на, и́бо поги́бель Иса́ва Я наведу́ на него́, — вре́мя посеще́ния Моего́.

Когда бы твой виноградник обирали, разве не оставили бы хоть немного ягод? И если бы воры ночные пришли, они украли бы столько, сколько им нужно.
 
Е́сли бы обира́тели виногра́да пришли́ к тебе́, то, ве́рно, оста́вили бы не́сколько недо́бранных я́год. И е́сли бы во́ры пришли́ но́чью, то они́ похи́тили бы ско́лько им ну́жно.

Я же донага раздел Исава, обнаружил тайники его, он нигде не может укрыться; истреблены и потомки, и братья его, и соседей у него не осталось.
 
А Я донага́ оберу́ Иса́ва, откро́ю потаённые места́ его́, и скры́ться он не мо́жет. Истреблено́ бу́дет пле́мя его́, и бра́тья его́ и сосе́ди его́; и не бу́дет его́.

Но оставь сирот своих, Я сохраню им жизнь, и вдовы твои на Меня пусть уповают».
 
Оста́вь сиро́т твои́х, Я поддержу́ жизнь их, и вдо́вы твои́ пусть наде́ются на Меня́.

Так говорит ГОСПОДЬ: «Даже те, кто не заслужил испить эту чашу, вынуждены испить ее; так неужели ты избегнешь наказания? Нет, не избегнешь ты наказания — выпьешь ее до самого дна.
 
И́бо так говори́т Госпо́дь: вот и те, кото́рым не суждено́ бы́ло пить ча́шу, непреме́нно бу́дут пить её, и ты ли оста́нешься ненака́занным? Нет, не оста́нешься ненака́занным, но непреме́нно бу́дешь пить ча́шу.

Ибо Я поклялся, — это слово ГОСПОДНЕ, — что Боцра7 будет наводить на окружающих ужас, станет посмешищем, руинами, проклятьем, и все города ее превратятся навеки в развалины».
 
И́бо Мно́ю кляну́сь, говори́т Госпо́дь, что у́жасом, посмея́нием, пусты́нею и прокля́тием бу́дет Восо́р, и все города́ его́ сде́лаются ве́чными пусты́нями.

Слышал я весть от ГОСПОДА, и вестник был послан к народам: «Собирайтесь и наступайте на Эдом, поднимайтесь на бой!
 
Я слы́шал слух от Го́спода, и посо́л по́слан к наро́дам сказа́ть: собери́тесь и иди́те про́тив него́, и поднима́йтесь на войну́.

Знай, Я сделаю тебя наименьшим средь народов, презираемым средь людей.
 
И́бо вот, Я сде́лаю тебя́ ма́лым ме́жду наро́дами, презре́нным ме́жду людьми́.

Ты думал, что внушаешь ужас, но обольстило тебя гордое сердце твое, живущий в расселинах скал обладатель горных высот. Свей ты гнездо свое так высоко, как орел, низвергну тебя и оттуда, — это ГОСПОДА слово. —
 
Гро́зное положе́ние твоё и надме́нность се́рдца твоего́ обольсти́ли тебя́, живу́щего в рассе́линах скал и занима́ющего верши́ны холмо́в. Но, хотя́ бы ты, как орёл, высоко́ свил гнездо́ твоё, и отту́да низри́ну тебя́, говори́т Госпо́дь.

Сделает Эдом свою страну устрашением для других, и всякий прохожий ужаснется и присвистнет, увидев, какие наказания8 они понесли ».
 
И бу́дет Едо́м у́жасом; вся́кий, проходя́щий ми́мо, изуми́тся и посви́щет, смотря́ на все я́звы его́.

Так же было, когда ГОСПОДЬ уничтожил Содом и Гоморру и окрестные города, и сказал ГОСПОДЬ: «Да не поселится там человек, и никто уж не будет искать там пристанища.
 
Как ниспрове́ргнуты Содо́м и Гомо́рра и сосе́дние города́ их, говори́т Госпо́дь, так и там ни оди́н челове́к не бу́дет жить, и сын челове́ческий не остано́вится в нём.

Подобно льву, что поднимается от верховьев Иордана к сочным лугам, Я всполошу, разгоню их, а избранника Своего поставлю над ним. Ибо кто Мне подобен? Кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?»
 
Вот, восхо́дит он, как лев, от возвыше́ния Иорда́на на укреплённые жили́ща; но Я заста́влю их поспе́шно уйти́ из Идуме́и, и кто и́збран, того́ поста́влю над не́ю. И́бо кто подо́бен Мне? и кто потре́бует отве́та от Меня́? и како́й па́стырь противоста́нет Мне?

Потому послушайте о замысле ГОСПОДА, что Он задумал об Эдоме, и о намерении Его, что Он решил о жителях Темана: непременно похитят ягнят из стада сего, и вся паства будет поражена участью, их постигшей.9
 
Ита́к, вы́слушайте определе́ние Го́спода, како́е Он постанови́л об Едо́ме, и наме́рения Его́, каки́е Он име́ет о жи́телях Фема́на: и́стинно, са́мые ма́лые из стад повлеку́т их и опустоша́т жили́ща их.

От звука паденья их задрожит земля, а крик их слышен будет до самого Красного моря.
 
От шу́ма паде́ния их потрясётся земля́, и отголо́сок кри́ка их слы́шен бу́дет у Че́рмного мо́ря.

Он взмоет ввысь, как орел, и будет парить, простирая крылья над Боцрой, и сердца эдомских воинов в тот день затрепещут, как сердце роженицы.
 
Вот, как орёл подни́мется он, и полети́т, и распу́стит кры́лья свои́ над Восо́ром; и се́рдце хра́брых Идумея́н бу́дет в тот день как се́рдце же́нщины в ро́дах.

О Дамаске. «Трепет охватил Хамат и Арпад,10 ибо дошли до них слухи о бедствии, мечутся они в страхе,11 подобно волнующемуся морю, что стихнуть никак не может.
 
О Дама́ске. — Посрамлены́ Ема́ф и Арпа́д, и́бо, услы́шав ско́рбную весть, они́ уны́ли; трево́га на мо́ре, успоко́иться не мо́гут.

Сник Дамаск, задрожал, приготовился к бегству. Мука и боль объяла его, как роженицу.
 
Оробе́л Дама́ск и обрати́лся в бе́гство; страх овладе́л им; боль и му́ки схвати́ли его́, как же́нщину в ро́дах.

Как оказался заброшен город, столь восхваляемый раньше, поселенье отрады Моей?
 
Как не уцеле́л го́род сла́вы, го́род ра́дости мое́й?

Падут его юноши на площадях, и все воины его погибнут в тот день, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
 
Ита́к, паду́т ю́ноши его́ на у́лицах его́, и все во́ины поги́бнут в тот день, говори́т Госпо́дь Савао́ф.

Я предам огню стены Дамаска, и пожрет он чертоги Бен-Хадада».12
 
И зажгу́ ого́нь в сте́нах Дама́ска, и истреби́т черто́ги Венада́да.

О Кедаре и царствах Хацора,13 которые разбил Навуходоносор, царь вавилонский, так говорит ГОСПОДЬ: «Восстаньте, наступайте на Кедар, разорите сынов Востока!
 
О Кида́ре и о ца́рствах Асо́рских, кото́рые порази́л Навуходоно́сор, царь Вавило́нский, так говори́т Госпо́дь: встава́йте, выступа́йте про́тив Кида́ра и опустоша́йте сынове́й восто́ка!

Отнимите у них шатры и стада, покрывала их и всю утварь, заберите их верблюдов. Пусть кричат им: „Ужас кругом!“
 
Шатры́ их и ове́ц их возьму́т себе́, и покро́вы их и всю у́тварь их, и верблю́дов их возьму́т, и бу́дут крича́ть им: «у́жас отовсю́ду!»

Бегите, скитайтесь вдали, укройтесь в отдаленных ущельях, жители Хацора, — это ГОСПОДА слово, — ибо Навуходоносор, царь вавилонский, имеет замысел против вас и намерение свое решил осуществить.
 
Беги́те, уходи́те скоре́е, сокро́йтесь в про́пасти, жи́тели Асо́ра, говори́т Госпо́дь, и́бо Навуходоно́сор, царь Вавило́нский, сде́лал реше́ние о вас и соста́вил про́тив вас за́мысел.

Поднимайтесь, выступайте против народа благополучного, живущего беспечно, — говорит ГОСПОДЬ. — Нет у них ни дверей, ни запоров, живут они от всех в стороне.
 
Встава́йте, выступа́йте про́тив наро́да ми́рного, живу́щего беспе́чно, говори́т Госпо́дь; ни двере́й, ни запо́ров нет у него́, живу́т поодино́чке.

Но похищены будут верблюды их, несметные стада их добычей станут, на все четыре стороны14 развею Я народ с выстриженными висками и со всех сторон обрушу на них бедствия, — говорит ГОСПОДЬ. —
 
Верблю́ды их о́тданы бу́дут в добы́чу, и мно́жество стад их — на расхище́ние; и рассе́ю их по всем ветра́м, э́тих стригу́щих во́лосы на виска́х, и со всех сторо́н их наведу́ на них ги́бель, говори́т Госпо́дь.

И станет Хацор прибежищем для шакалов, вечным запустением, так что не поселится там человек и никто не будет искать там пристанища».
 
И бу́дет Асо́р жили́щем шака́лов, ве́чною пусты́нею; челове́к не бу́дет жить там, и сын челове́ческий не бу́дет остана́вливаться в нём.

Слово ГОСПОДНЕ, которое было пророку Иеремии об Эламе.15 В начале правления Седекии, царя иудейского, сказано было ему:
 
Сло́во Го́спода, кото́рое бы́ло к Иереми́и проро́ку про́тив Ела́ма, в нача́ле ца́рствования Седе́кии, царя́ Иуде́йского:

«Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: „Я переломлю лук Элама, главную силу его.
 
так говори́т Госпо́дь Савао́ф: вот, Я сокрушу́ лук Ела́ма, гла́вную си́лу их.

Пошлю на Элам четыре ветра с четырех сторон небес и развею его по всем этим ветрам, и не будет такого народа, к которому бы не бежали изгнанники Элама.
 
И наведу́ на Ела́м четы́ре ве́тра от четырёх краёв не́ба и разве́ю их по всем э́тим ветра́м, и не бу́дет наро́да, к кото́рому не пришли́ бы и́згнанные Елами́ты.

Я повергну Элам в ужас пред их врагами и перед теми, кто жаждет их смерти, подвергну их бедствию, ярости гнева Моего, — это ГОСПОДА слово. — И пошлю меч им вслед до полного их истребления.
 
И поражу́ Еламитя́н стра́хом пред врага́ми их и пред и́щущими души́ их; и наведу́ на них бе́дствие, гнев Мой, говори́т Госпо́дь, и пошлю́ вслед их меч, доко́ле не истреблю́ их.

И возведу престол Мой в Эламе, а царя и знать уничтожу, — говорит ГОСПОДЬ. —
 
И поста́влю престо́л Мой в Ела́ме, и истреблю́ там царя́ и князе́й, говори́т Госпо́дь.

Но в последние дни Я верну Эламу всё утраченное им“», — таково слово ГОСПОДА.
 
Но в после́дние дни возвращу́ плен Ела́ма, говори́т Госпо́дь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Аммон был небольшим царством к северо-востоку от Моава, которое постоянно вступало в военные конфликты в Заиорданье с племенами Рувима, Гада и Манассии из-за территориальных прав на земли к северу и к югу от потока Яввок. Центром Аммона был город Равва (современный Амман). После выселения израильтян из Заиорданья в 733 г. до Р. Х. аммонитяне завладели их городами (49:1). Как и Моав, Аммон сначала подчинялся Навуходоносору и поддерживал его в походах против Иудеи (4Цар 24:2). Но в 594 г. до Р. Х. он вместе с Моавом и Эдомом восстал против Вавилона (27:3). Согласно Иосифу Флавию, Аммон был побежден Навуходоносором в 582 г. до Р. Х.
2  [2] — Или: дочерние поселения. В таргумах и Пешитте: поселения ее, в LXX: жертвенники.
2  [3] — Здесь присутствует игра слов: «отнимет у того, кто раньше отнял».
3  [4] — Друг. чтение: бродите с порезами (на теле).
7  [5] — Теман — имя одного из потомков Исава и одного из родов эдомитян. Этим именем также называлась северная часть страны Эдом, в которой проживали потомки этого рода (ср. Быт 36:11,15,34). Здесь Теман — символ всей страны Эдом, как и Боцра (см. ст. 13, ср. также Иер 49:20; Иез 25:13).
7  [6] — Букв.: испорчена / прогнила.
13  [7] — Вместо «Боцра» LXX переводит «внутри него», т. е. Эдома.
17  [8] — Букв.: удары.
20  [9] — Или: Я опустошу их пастбища из-за них.
23  [10] — Букв.: в стыде Хамат и Арпад. Г. Хамат на р. Оронт в 183 км севернее Дамаска и г. Арпад, расположенный на 158 км дальше к северу, лежали на пути завоевателей с севера, Ассирии и Вавилона.
23  [11] — Букв.: растаяли / оробели.
27  [12] — Речь идет о царской династии, правившей Арамеей с 843 г. до Р. Х. (ср. 4Цар 8:7−15), и о сыне Хазаэля, Бен-Хададе (4Цар 13:3,24). Такое же имя носил ряд царей Сирии.
28  [13] — LXX: царица двора. Кедар и Хацор служат здесь для обозначения кочевых арабских племен.
32  [14] — Букв.: по всем ветрам.
34  [15] — Элам — страна с восточной стороны р. Тигр (на юго-западе современного Ирана) со столицей в г. Сузы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.