Левит 11 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

ГОСПОДЬ велел Моисею и Аарону
 
И сказа́л Госпо́дь Моисе́ю и Ааро́ну, говоря́ им:

сказать сынам Израилевым: «Из всего скота, на земле обитающего, вы можете употреблять в пищу только животных,
 
скажи́те сына́м Изра́илевым: вот живо́тные, кото́рые мо́жно вам есть из всего́ скота́ на земле́:

у которых копыта раздвоены и полностью разделены и которые жуют жвачку, — таких есть можно.
 
вся́кий скот, у кото́рого раздвоены́ копы́та, и на копы́тах глубо́кий разре́з, и кото́рый жуёт жва́чку, е́шьте;

Но если копыта животных не разделены полностью надвое и они не жуют жвачку, есть их нельзя. Не ешьте верблюда, потому что, хотя он жует жвачку, копыта его не раздвоены — нечист он для вас.1
 
то́лько сих не е́шьте из жую́щих жва́чку и име́ющих раздвоённые копы́та: верблю́да, потому́ что он жуёт жва́чку, но копы́та у него́ не раздвоены́, нечи́ст он для вас;

И с даманом2 то же: жвачку он жует, но нет у него раздвоенных копыт — потому и нечист для вас.
 
и тушка́нчика, потому́ что он жуёт жва́чку, но копы́та у него́ не раздвоены́, нечи́ст он для вас,

Не ешьте и зайца: он тоже для вас нечист, ибо жвачку жует он, но лапы у него не раздвоенные.
 
и за́йца, потому́ что он жуёт жва́чку, но копы́та у него́ не раздвоены́, нечи́ст он для вас;

Равно и свинья — копыта у нее раздвоены и полностью разделены, но жвачки не жует — нечиста она для вас.
 
и свиньи́, потому́ что копы́та у неё раздвоены́ и на копы́тах разре́з глубо́кий, но она́ не жуёт жва́чки, нечиста́ она́ для вас;

Мяса этих животных не ешьте и к трупам их не прикасайтесь — они для вас нечисты.
 
мя́са их не е́шьте и к тру́пам их не прикаса́йтесь; нечи́сты они́ для вас.

А из живых существ, что в воде обитают, только тех ешьте, у которых есть и чешуя, и плавники. В морях ли водятся они или в реках — их можно есть.
 
Из всех живо́тных, кото́рые в воде́, е́шьте сих: у кото́рых есть пе́рья и чешуя́ (в воде́, в моря́х ли, и́ли ре́ках), тех е́шьте;

Но все, у которых нет плавников и чешуи (в морях ли, в реках ли, будь то твари, кишащие в мелководье, или иные живые существа в водах глубоких ), — они для вас отвратительны.
 
а все те, у кото́рых нет пе́рьев и чешуи́ (в моря́х ли, и́ли ре́ках, из всех, пла́вающих в во́дах, и из всего́, живу́щего в во́дах), скве́рны для вас;

Таковыми, отвратительными, и должны вы их считать; не ешьте их мяса и трупами их гнушайтесь.
 
они́ должны́ быть скве́рны для вас: мя́са их не е́шьте и тру́пов их гнуша́йтесь;

Любое в воде живущее творение, если у него нет плавников и чешуи, должно быть для вас отвратительно.
 
все живо́тные, у кото́рых нет пе́рьев и чешуи́, в воде́, скве́рны для вас.

Что до птиц, то вот те, коих надо гнушаться и нельзя есть, потому что мерзки они: гнушайтесь орлом и грифом, а также скопой.3
 
Из птиц же гнуша́йтесь сих (не должно́ их есть, скве́рны они́): орла́, гри́фа и морско́го орла́,

Не ешьте и коршуна тоже, и сокола всякой породы,
 
ко́ршуна и со́кола с поро́дою его́,

как и ворона4 всякой породы,
 
вся́кого во́рона с поро́дою его́,

и страуса,5 сову, чайку или ястреба разных пород,
 
стра́уса, совы́, ча́йки и я́стреба с поро́дою его́,

как сыча, баклана и ибиса,
 
фи́лина, рыболо́ва и и́биса,

а с ними и филина, пеликана6 и стервятника,
 
ле́бедя, пелика́на и си́па,

равно как и аиста, и цапли7 всякого вида, удода и летучей мыши.8
 
ца́пли, зу́я с поро́дою его́, удо́да и нетопыря́.

Все крылатые насекомые, что передвигаются подобно четвероногим,9 должны быть отвратительны для вас.
 
Все живо́тные пресмыка́ющиеся, крыла́тые, ходя́щие на четырёх нога́х, скве́рны для нас;

Однако среди так передвигающихся крылатых насекомых есть такие, которыми можете питаться: это те, у которых сочленение их лапок позволяет им скакать.
 
из всех пресмыка́ющихся, крыла́тых, ходя́щих на четырёх нога́х, тех то́лько е́шьте, у кото́рых есть го́лени вы́ше ног, что́бы скака́ть и́ми по земле́;

Из этих вы можете есть всякой породы саранчу крупную и всякой породы длинноголовую, саранчу всякой породы зеленую и пустынную тоже всякой породы.10
 
сих е́шьте из них: саранчу́ с её поро́дою, со́лам с её поро́дою, харго́л с её поро́дою и хага́б с её поро́дою.

А все другие крылатые насекомые, ходящие подобно четвероногим, должны вызывать у вас отвращение.
 
Вся́кое друго́е пресмыка́ющееся, крыла́тое, у кото́рого четы́ре ноги́, скве́рно для вас;

И вот из-за каких животных вы нечистыми можете стать (так что каждый прикоснувшийся к их трупам оказывается нечистым до вечера,
 
от них вы бу́дете нечи́сты: вся́кий, кто прикоснётся к тру́пу их, нечи́ст бу́дет до ве́чера;

и каждый, кто выносит их трупы, должен выстирать одежды свои — он до вечера будет нечист):
 
и вся́кий, кто возьмёт труп их, до́лжен омы́ть оде́жду свою́ и нечи́ст бу́дет до ве́чера.

нечистыми вы становитесь из-за всякого животного, у которого копыта раздвоены, но не разделены полностью, или которое не жует жвачку, — нечисты они для вас. И тот, кто прикоснется к нему, нечистым станет.
 
Вся́кий скот, у кото́рого копы́та раздвоены́, но нет глубо́кого разре́за, и кото́рый не жуёт жва́чки, нечи́ст для вас: вся́кий, кто прикоснётся к нему́, бу́дет нечи́ст.

Нечисты для вас все четвероногие животные, что ходят на лапах. Прикоснувшийся к трупам таких до вечера будет нечист.
 
Из всех звере́й четвероно́гих те, кото́рые хо́дят на ла́пах, нечи́сты для вас: вся́кий, кто прикоснётся к тру́пу их, нечи́ст бу́дет до ве́чера;

И тот, кто выносит их трупы, пусть выстирает одежды свои — до вечера будет нечист. Нечисты они и для вас.
 
кто возьмёт труп их, тот до́лжен омы́ть оде́жды свои́, и нечи́ст бу́дет до ве́чера: нечи́сты они́ для вас.

Из тех мелких животных, что передвигаются, к земле приникнув, нечисты для вас крот, мышь и всякого рода ящерица:
 
Вот что нечи́сто для вас из живо́тных, пресмыка́ющихся по земле́: крот, мышь, я́щерица с её поро́дою,

геккон,11 варан, саламандра, сцинк и хамелеон.
 
ана́ка, хамелео́н, лета́а, хоме́т и тиншеме́т, —

Эти среди всех передвигающихся по земле тварей для вас нечисты. Если дотронется кто до них до мертвых, нечист целый день до вечера будет.
 
сии́ нечи́сты для вас из всех пресмыка́ющихся: вся́кий, кто прикоснётся к ним мёртвым, нечи́ст бу́дет до ве́чера.

Так и всё, на что упадет мертвое из названных тварей, будет нечистым до вечера: и сосуд деревянный любой, и одежда, и любая вещь из кожи или ткани. Тогда каждый такой нужный в домашнем обиходе предмет нужно положить в воду — он нечист и станет чистым только после того, как пролежит в воде до вечера.
 
И всё, на что упадёт кото́рое-нибу́дь из них мёртвое, вся́кий деревя́нный сосу́д, и́ли оде́жда, и́ли ко́жа, и́ли мешо́к, и вся́кая вещь, кото́рая употребля́ется на де́ло, бу́дут нечи́сты: в во́ду должно́ положи́ть их, и нечи́сты бу́дут до ве́чера, пото́м бу́дут чи́сты;

Если же такая тварь попадет внутрь сосуда из глины, то и всё, что в нем, станет нечистым, и сосуд тот придется разбить,
 
е́сли же кото́рое-нибу́дь из них упадёт в како́й-нибу́дь гли́няный сосу́д, то находя́щееся в нём бу́дет нечи́сто, и са́мый сосу́д разбе́йте.

потому что любая пища, на какую попала вода из такого сосуда, будет уже нечистой; и любое питье во всяком таком сосуде тоже будет нечисто.
 
Вся́кая пи́ща, кото́рую едя́т, на кото́рой была́ вода́ из тако́го сосу́да, нечиста́ бу́дет, и вся́кое питьё, кото́рое пьют, во вся́ком тако́м сосу́де нечи́сто бу́дет.

Всё, на что б ни упала хоть частица какая от нечистого трупа, станет нечистым. Даже печь и очаг придется сломать, если будут осквернены. Нечисты они станут для вас.
 
Всё, на что упадёт что-нибу́дь от тру́па их, нечи́сто бу́дет: печь и оча́г должно́ разлома́ть, они́ нечи́сты; и они́ должны́ быть нечи́сты для вас;

Но источник или яма для сбора и хранения воды всегда останутся чистыми. (Однако если кто из людей прикоснется к трупу упавшего туда животного, станет всяк нечистым.)
 
то́лько исто́чник и коло́дезь, вмеща́ющий во́ду, остаю́тся чи́стыми; а кто прикоснётся к тру́пу их, тот нечи́ст.

Точно так же и с семенем, приготовленным к севу: даже если и попадет на него что-нибудь с нечистого трупа, останется чистым.
 
И е́сли что-нибу́дь от тру́па их упадёт на како́е-ли́бо се́мя, кото́рое се́ют, то оно́ чи́сто;

Если же семена в воде, тогда, хотя бы и часть такого трупа упадет на семя, нечистым становится оно для вас.
 
е́сли же тогда́, как вода́ налита́ на се́мя, упадёт на него́ что-нибу́дь от тру́па их, то оно́ нечи́сто для вас.

Если падет какое животное, даже из тех, что идут у вас в пищу, то прикоснувшийся к трупу его до вечера будет нечист.
 
И когда́ умрёт како́й-ли́бо скот, кото́рый употребля́ется ва́ми в пи́щу, то прикосну́вшийся к тру́пу его́ нечи́ст бу́дет до ве́чера;

А тот, кто еще и поел мясо павшей скотины, должен будет к тому же одежды свои выстирать — и до вечера будет нечист он. Равно и тому придется стирать одежды свои, кто выносил останки, и он тоже будет нечист до вечера.
 
и тот, кто бу́дет есть мертвечи́ну его́, до́лжен омы́ть оде́жды свои́, и нечи́ст бу́дет до ве́чера; и тот, кто понесёт труп его́, до́лжен омы́ть оде́жды свои́, и нечи́ст бу́дет до ве́чера.

Все мелкие ползающие твари, которыми земля кишит, нечисты. Не ешьте их.
 
Вся́кое живо́тное, пресмыка́ющееся по земле́, скве́рно для вас, не должно́ есть его́;

Ничего ползающего на брюхе, на четырех лапках передвигающегося, никаких многоножек, вообще никаких мелких тварей, которыми земля кишит, есть не должно — это отвратительно.
 
всего́, по́лзающего на чре́ве, и всего́, ходя́щего на четырёх нога́х, и многоно́жных из живо́тных, пресмыка́ющихся по земле́, не е́шьте, и́бо они́ скве́рны;

Из-за какой-либо из этих тварей не становитесь и сами отвратительными; не оскверняйтесь ими, дабы не стать вам нечистыми из-за них!
 
не оскверня́йте душ ва́ших каки́м-ли́бо живо́тным пресмыка́ющимся и не де́лайте себя́ че́рез них нечи́стыми, чтоб быть че́рез них нечи́стыми,

Ибо Я, ГОСПОДЬ, — Бог ваш, поэтому освящайтесь и вы, и будьте святыми, ведь Я свят. Не оскверняйте себя ни одной тварью из тех, которыми земля кишмя кишит.
 
и́бо Я — Госпо́дь, Бог ваш: освяща́йтесь и бу́дьте свя́ты, и́бо Я свят; и не оскверня́йте душ ва́ших каки́м-ли́бо живо́тным, по́лзающим по земле́,

Я, ГОСПОДЬ, и из Египта Я вывел вас, чтобы быть для вас Богом. Посему будьте святы, ибо Я свят.
 
и́бо Я — Госпо́дь, вы́ведший вас из земли́ Еги́петской, что́бы быть ва́шим Бо́гом. Ита́к, бу́дьте свя́ты, потому́ что Я свят.

Таков закон о животных четвероногих, о птицах, о живых существах, что в воде плавают, и тварях всяких, которые на земле кишат,
 
Вот зако́н о скоте́, о пти́цах, о всех живо́тных, живу́щих в во́дах, и о всех живо́тных, пресмыка́ющихся по земле́,

дабы могли вы отличать нечистое от чистого и животных, которых можно есть, от тех, коих есть не должно».
 
что́бы отлича́ть нечи́стое от чи́стого, и живо́тных, кото́рых мо́жно есть, от живо́тных, кото́рых есть не должно́.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — В законах о чистоте физической и моральной первое место было отведено вопросам диеты: постоянно употребляемая пища влияет на всё существо человека. В этой главе, в ст. 43−45, ясно сказано о цели закона о питании. Бог увел Израиль из Египта, чтобы тот был «святым народом», отличающимся от других и своим образом жизни, содействующим им в обретении святости. Из первой главы Бытия видно, что Бог определил для человека растительную пищу как идеальную и только после Потопа по необходимости разрешил людям есть мясо тех животных, которые названы в Библии «чистыми».
5  [2] — Даманы — животные, живущие в скалистых местах, по внешнему виду напоминающие бесхвостых сурков (см. Пс 103:18).
13  [3] — Или: сипом белоголовым.
15  [4] — Или: ворону.
16  [5] — Или: ушастую сову.
18  [6] — Или: сову.
19  [7] — Или: кулика; или: зуйка.
19  [8] — Летучие мыши, конечно, относятся не к птицам, а к млекопитающим (отряд рукокрылые), но, поскольку обитают в «воздухе», отнесены к этому классу.
20  [9] — Букв.: все крылатые, кишащие (в знач. быстро размножающиеся), которые на всех четырех передвигаются; то же в ст. 21 и 23.
22  [10] — Точно неизвестна ни одна из этих четырех пород саранчи. По этой причине учителя Закона со временем запретили употреблять в пищу все виды саранчи.
30  [11] — Геккон — значение этого и следующих трех слов предположительно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.