По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.
 
Ме́жду фарисе́ями был не́кто, и́менем Никоди́м, оди́н из нача́льников Иуде́йских.

Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».
 
Он пришёл к Иису́су но́чью и сказа́л Ему́: Ра́вви! мы зна́ем, что Ты — учи́тель, прише́дший от Бо́га; и́бо таки́х чуде́с, каки́е Ты твори́шь, никто́ не мо́жет твори́ть, е́сли не бу́дет с ним Бог.

Иисус ответил: «Поверь Мне: кто не родится свыше,1 не увидит Царства Божия».
 
Иису́с сказа́л ему́ в отве́т: и́стинно, и́стинно говорю́ тебе́, е́сли кто не роди́тся свы́ше, не мо́жет уви́деть Ца́рствия Бо́жия.

«Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»
 
Никоди́м говори́т Ему́: как мо́жет челове́к роди́ться, бу́дучи стар? неуже́ли мо́жет он в друго́й раз войти́ в утро́бу ма́тери свое́й и роди́ться?

«Уверяю тебя, — ответил Иисус, — кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божие.
 
Иису́с отвеча́л: и́стинно, и́стинно говорю́ тебе́, е́сли кто не роди́тся от воды́ и Ду́ха, не мо́жет войти́ в Ца́рствие Бо́жие.

От плоти рождается только плоть, и лишь Дух рождает дух.2
 
Рождённое от пло́ти есть плоть, а рождённое от Ду́ха есть дух.

Не удивляйся тому, что сказал я тебе: каждый из вас должен родиться свыше.
 
Не удивля́йся тому́, что Я сказа́л тебе́: «должно́ вам роди́ться свы́ше».

Ветер веет,3 где хочет. Но, даже если слышишь шум его, не знаешь, откуда он и где будет дуть потом. Так и с каждым, кто родится от Духа».
 
Дух ды́шит, где хо́чет, и го́лос его́ слы́шишь, а не зна́ешь, отку́да прихо́дит и куда́ ухо́дит: так быва́ет со вся́ким, рождённым от Ду́ха.

«Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.
 
Никоди́м сказа́л Ему́ в отве́т: как э́то мо́жет быть?

«Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —
 
Иису́с отвеча́л и сказа́л ему́: ты — учи́тель Изра́илев, и э́того ли не зна́ешь?

Верь Мне, мы говорим о том, что знаем, и о том свидетельствуем, что видели. А вы свидетельства нашего не принимаете.
 
И́стинно, и́стинно говорю́ тебе́: мы говори́м о том, что зна́ем, и свиде́тельствуем о том, что ви́дели, а вы свиде́тельства На́шего не принима́ете.

Но если не верите Мне, когда о земном говорю, поверите ли словам Моим о небесном?
 
Е́сли Я сказа́л вам о земно́м, и вы не ве́рите, — как пове́рите, е́сли бу́ду говори́ть вам о небе́сном?

Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5 с Неба и сошедшего.
 
Никто́ не восходи́л на не́бо, как то́лько сше́дший с небе́с Сын Челове́ческий, су́щий на небеса́х.

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне, так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,
 
И как Моисе́й вознёс зми́ю в пусты́не, так должно́ вознесену́ быть Сы́ну Челове́ческому,

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6
 
дабы́ вся́кий, ве́рующий в Него́, не поги́б, но име́л жизнь ве́чную.

Бог ведь так полюбил этот мир, что пожертвовал Сыном Своим единственным,7 чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, но обрел жизнь вечную.
 
И́бо так возлюби́л Бог мир, что отда́л Сы́на Своего́ Единоро́дного, дабы́ вся́кий, ве́рующий в Него́, не поги́б, но име́л жизнь ве́чную.

Не для того Бог послал Сына в мир, чтобы Он судил его, но чтобы спасен был мир через Него.
 
И́бо не посла́л Бог Сы́на Своего́ в мир, что́бы суди́ть мир, но что́бы мир спасён был че́рез Него́.

Никто из верующих в Него судим не будет;8 а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.
 
Ве́рующий в Него́ не су́дится, а неве́рующий уже́ осуждён, потому́ что не уве́ровал во и́мя Единоро́дного Сы́на Бо́жия.

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел, а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.
 
Суд же состои́т в том, что свет пришёл в мир; но лю́ди бо́лее возлюби́ли тьму, не́жели свет, потому́ что дела́ их бы́ли злы;

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут, дабы не раскрылось содеянное ими.
 
и́бо вся́кий, де́лающий зло́е, ненави́дит свет и не идёт к све́ту, что́бы не обличи́лись дела́ его́, потому́ что они́ злы,

Но кто истине следует во всем, что он делает,10 тот к Свету тянется, и тогда явным становится: всё, что делает он, в послушании Богу делает».11
 
а поступа́ющий по пра́вде идёт к све́ту, дабы́ я́вны бы́ли дела́ его́, потому́ что они́ в Бо́ге соде́ланы.

Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.
 
По́сле сего́ пришёл Иису́с с ученика́ми Свои́ми в зе́млю Иуде́йскую и там жил с ни́ми и крести́л.

Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение
 
А Иоа́нн та́кже крести́л в Ено́не, близ Сали́ма, потому́ что там бы́ло мно́го воды́; и приходи́ли туда́ и крести́лись,

(это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).
 
и́бо Иоа́нн ещё не́ был заключён в темни́цу.

Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.
 
Тогда́ у Иоа́нновых ученико́в произошёл спор с Иуде́ями об очище́нии.

Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».
 
И пришли́ к Иоа́нну и сказа́ли ему́: ра́вви! Тот, Кото́рый был с тобо́ю при Иорда́не и о Кото́ром ты свиде́тельствовал, вот, Он кре́стит, и все иду́т к Нему́.

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, — если не дано ему то Небом.12
 
Иоа́нн сказа́л в отве́т: не мо́жет челове́к ничего́ принима́ть на себя́, е́сли не бу́дет дано́ ему́ с не́ба.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13
 
Вы са́ми мне свиде́тели в том, что я сказа́л: «не я́ Христо́с, но я по́слан пред Ним».

Тот и жених, у кого невеста есть. А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его, радуется и с ликованием внимает голосу жениха. Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.
 
Име́ющий неве́сту есть жени́х, а друг жениха́, стоя́щий и внима́ющий ему́, ра́достью ра́дуется, слы́ша го́лос жениха́. Сия́-то ра́дость моя́ испо́лнилась.

Ему — возрастать, мне — умаляться.14
 
Ему́ должно́ расти́, а мне умаля́ться.

Свыше Приходящий выше всех, конечно; а кто от земли — он и есть земной, он и говорит, как земной.15 Приходящий с Небес — [выше всех];
 
Приходя́щий свы́ше и есть вы́ше всех; а су́щий от земли́ — земно́й и есть, и говори́т, как су́щий от земли́; Приходя́щий с небе́с есть вы́ше всех,

Он о том свидетельствует, что видел и слышал, но свидетельству Его не внемлют.16
 
и что Он ви́дел и слы́шал, о том и свиде́тельствует; и никто́ не принима́ет свиде́тельства Его́.

Принявший же свидетельство это подтверждает истинность слов Божьих.17
 
Приня́вший Его́ свиде́тельство сим запечатле́л, что Бог и́стинен,

Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова: Бог без меры дает Ему Дух.
 
и́бо Тот, Кото́рого посла́л Бог, говори́т слова́ Бо́жии; и́бо не ме́рою даёт Бог Ду́ха.

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.
 
Оте́ц лю́бит Сы́на и всё дал в ру́ку Его́.

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19 а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит — гнев Божий навлекает он на себя».20
 
Ве́рующий в Сы́на име́ет жизнь ве́чную, а не ве́рующий в Сы́на не уви́дит жи́зни, но гнев Бо́жий пребыва́ет на нём.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.