Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
 
Ита́к, како́е преиму́щество быть Иуде́ем, и́ли кака́я по́льза от обреза́ния?

Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
 
Вели́кое преиму́щество во всех отноше́ниях, а наипа́че в том, что им вве́рено сло́во Бо́жие.

И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
 
И́бо что же? е́сли не́которые и неве́рны бы́ли, неве́рность их уничто́жит ли ве́рность Бо́жию?

Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2
 
Ника́к. Бог ве́рен, а вся́кий челове́к лжив, как напи́сано: «Ты пра́веден в слова́х Твои́х и победи́шь в суде́ Твоём».

Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
 
Е́сли же на́ша непра́вда открыва́ет пра́вду Бо́жию, то что ска́жем? не бу́дет ли Бог несправедли́в, когда́ изъявля́ет гнев? (говорю́ по челове́ческому рассужде́нию).

Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
 
Ника́к. И́бо ина́че как Бо́гу суди́ть мир?

Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
 
И́бо, е́сли ве́рность Бо́жия возвыша́ется мое́ю неве́рностью к сла́ве Бо́жией, за что ещё меня́ же суди́ть, как гре́шника?

Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
 
И не де́лать ли нам зло, что́бы вы́шло добро́, как не́которые злосло́вят нас и говоря́т, бу́дто мы так у́чим? Пра́веден суд на таковы́х.

Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
 
Ита́к, что же? име́ем ли мы преиму́щество? Ниско́лько. И́бо мы уже́ доказа́ли, что как Иуде́и, так и Е́ллины, все под грехо́м,

В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;
 
как напи́сано: «нет пра́ведного ни одного́;

нет разумеющих, никто Бога не ищет.
 
нет разумева́ющего; никто́ не и́щет Бо́га;

Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5
 
все соврати́лись с пути́, до одного́ него́дны; нет де́лающего добро́, нет ни одного́».

Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7
 
«Горта́нь их — откры́тый гроб; языко́м свои́м обма́нывают; яд а́спидов на губа́х их».

и на устах одни проклятия и горечь.8
 
«Уста́ их полны́ злосло́вия и го́речи».

Скоры они9 на пролитие крови.10
 
«Но́ги их бы́стры на проли́тие кро́ви;

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.
 
разруше́ние и па́губа на путя́х их;

Не знают люди пути к миру,11
 
они́ не зна́ют пути́ ми́ра».

страха Божия лишились они».12
 
«Нет стра́ха Бо́жия пе́ред глаза́ми их».

Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
 
Но мы зна́ем, что зако́н, е́сли что говори́т, говори́т к состоя́щим под зако́ном, так что загражда́ются вся́кие уста́, и весь мир стано́вится вино́вен пред Бо́гом,

Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
 
потому́ что дела́ми зако́на не оправда́ется пред Ним никака́я плоть; и́бо зако́ном познаётся грех.

Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
 
Но ны́не, незави́симо от зако́на, яви́лась пра́вда Бо́жия, о кото́рой свиде́тельствуют зако́н и проро́ки,

и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
 
пра́вда Бо́жия че́рез ве́ру в Иису́са Христа́ во всех и на всех ве́рующих, и́бо нет разли́чия,

Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
 
потому́ что все согреши́ли и лишены́ сла́вы Бо́жией,

а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
 
получа́я оправда́ние да́ром, по благода́ти Его́, искупле́нием во Христе́ Иису́се,

[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
 
кото́рого Бог предложи́л в же́ртву умилостивле́ния в Кро́ви Его́ че́рез ве́ру, для показа́ния пра́вды Его́ в проще́нии грехо́в, соде́ланных пре́жде,

так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
 
во вре́мя долготерпе́ния Бо́жия, к показа́нию пра́вды Его́ в настоя́щее вре́мя, да я́вится Он пра́ведным и опра́вдывающим ве́рующего в Иису́са.

Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
 
Где же то, чем бы хвали́ться? уничто́жено. Каки́м зако́ном? зако́ном дел? Нет, но зако́ном ве́ры.

Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
 
И́бо мы признаём, что челове́к опра́вдывается ве́рою, незави́симо от дел зако́на.

Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
 
Неуже́ли Бог есть Бог Иуде́ев то́лько, а не и язы́чников? Коне́чно, и язы́чников,

Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
 
потому́ что оди́н Бог, Кото́рый оправда́ет обре́занных по ве́ре и необре́занных че́рез ве́ру.

Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.
 
Ита́к, мы уничтожа́ем зако́н ве́рою? Ника́к; но зако́н утвержда́ем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.