Хр. Рима 8 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Так что нет никакого теперь осуждения тем, которые живут во Христе Иисусе, не по плоти1 живут, но по Духу.2
 
Ита́к, нет ны́не никако́го осужде́ния тем, кото́рые во Христе́ Иису́се живу́т не по пло́ти, но по ду́ху,

Закон Духа, дарующий жизнь во Христе Иисусе, освободил тебя3 от закона греха и смерти.
 
потому́ что зако́н ду́ха жи́зни во Христе́ Иису́се освободи́л меня́ от зако́на греха́ и сме́рти.

Что бессилен был сделать Закон (по вине нашей плоти), то Бог совершил по причине греха:4 Он Сына послал Своего в подобии плоти греховной. Так Он грех осудил в человеке,5
 
Как зако́н, осла́бленный пло́тию, был бесси́лен, то Бог посла́л Сы́на Своего́ в подо́бии пло́ти грехо́вной в же́ртву за грех и осуди́л грех во пло́ти,

дабы всё верное и справедливое, что составляет Закон,6 исполнилось в нас, живущих по Духу, а не по влечению плоти.
 
что́бы оправда́ние зако́на испо́лнилось в нас, живу́щих не по пло́ти, но по ду́ху.

Кто по влечению плоти живет, тот о плотском и помышляет, а кто по побуждению Духа — к духовному тот устремлен.
 
И́бо живу́щие по пло́ти о пло́тском помышля́ют, а живу́щие по ду́ху — о духо́вном.

Помышления7 плотские — к смерти,8 устремленья9 духовные — к жизни и к миру.
 
Помышле́ния пло́тские суть смерть, а помышле́ния духо́вные — жизнь и мир,

Плотский ум10 Богу враждебен: он закону не покоряется Божьему, да и не может.
 
потому́ что пло́тские помышле́ния суть вражда́ про́тив Бо́га; и́бо зако́ну Бо́жию не покоря́ются, да и не мо́гут.

Так что люди, живущие у плоти в подчинении, угодить Богу не могут.
 
Посему́ живу́щие по пло́ти Бо́гу угоди́ть не мо́гут.

Но вы не под властью плоти живете, а в покорности Духу (если в самом деле живет в вас Дух Божий); а кто Духа Христова лишен, тот не Его.
 
Но вы не по пло́ти живёте, а по ду́ху, е́сли то́лько Дух Бо́жий живёт в вас. Е́сли же кто Ду́ха Христо́ва не име́ет, тот и не Его́.

Если же в вас живет Христос, то, хотя, по причине греха, ваше тело и смертно, вы, Духом Божиим в праведность облеченные, живы.11
 
А е́сли Христо́с в вас, то те́ло мертво́ для греха́, но дух жив для пра́ведности.

И поскольку живет в вас Дух Того, Кто из мертвых воскресил Иисуса, Воскресивший из мертвых Христа оживит и ваши тела смертные пребывающим в вас Духом Своим.
 
Е́сли же Дух Того́, Кто воскреси́л из мёртвых Иису́са, живёт в вас, то Воскреси́вший Христа́ из мёртвых оживи́т и ва́ши сме́ртные тела́ Ду́хом Свои́м, живу́щим в вас.

И выходит, мы все должники, братья мои, но не плоти, чтоб ей подчиняться;12
 
Ита́к, бра́тия, мы не должники́ пло́ти, что́бы жить по пло́ти;

вам известно: живущие, как того плоть пожелает, обречены на смерть. Вы же умерщвляете Духом греховные дела тела, и поэтому будете жить.
 
и́бо е́сли живёте по пло́ти, то умрёте, а е́сли ду́хом умерщвля́ете дела́ пло́тские, то жи́вы бу́дете.

Все, кто движим Божиим Духом, — все они Бога сыны.
 
И́бо все, води́мые Ду́хом Бо́жиим, суть сыны́ Бо́жии.

Ибо Дух сей, Который вы обрели, это вовсе не рабства дух. Не к страху вернулись вы, а приняли усыновления Дух, Которым каждый из нас взывает: «Авва!13 Отец мой! »
 
Потому́ что вы не при́няли ду́ха ра́бства, что́бы опя́ть жить в стра́хе, но при́няли Ду́ха усыновле́ния, Кото́рым взыва́ем: «А́вва, О́тче!»

Сам этот Дух в согласии с собственным нашим духом говорит нам,14 что мы Божии дети,
 
Сей са́мый Дух свиде́тельствует ду́ху на́шему, что мы — де́ти Бо́жии.

а если мы дети Его, то наследники, и наследники Бога, стало быть, сонаследники Христа, конечно, если с Ним мы страдаем, чтобы нам разделить и славу Его.
 
А е́сли де́ти, то и насле́дники, насле́дники Бо́жии, сонасле́дники же Христу́, е́сли то́лько с Ним страда́ем, что́бы с Ним и просла́виться.

Пред такою грядущею славой, какая откроется нам,15 все страдания наши земные,16 я полагаю, ничто.
 
И́бо ду́маю, что ны́нешние вре́менные страда́ния ничего́ не сто́ят в сравне́нии с то́ю сла́вою, кото́рая откро́ется в нас.

С нетерпением ждет всё творение, что в славе той явит Бог Своих сыновей.
 
И́бо тварь с наде́ждою ожида́ет открове́ния сыно́в Бо́жиих,

Ибо не по желанию своему творение суете покорилось, а по воле Того, Кто ей участь такую определил с уверенностью,17
 
потому́ что тварь покори́лась суете́ не доброво́льно, но по во́ле покори́вшего её, в наде́жде,

что в конце всё живое Его творение избавлено будет от рабства у тленья и получит свободу великую,18 в которой пребудут все Божии дети.
 
что и сама́ тварь освобождена́ бу́дет от ра́бства тле́нию в свобо́ду сла́вы дете́й Бо́жиих.

Знаем мы, что всё сотворенное Богом стенает и, словно при родах, мучается до сих пор.
 
И́бо зна́ем, что вся тварь совоку́пно стена́ет и му́чится доны́не;

И не только оно, но и мы, кому дан Дух как первые плоды грядущей жатвы, стонем в душе и томительно ждем усыновления, ждем освобождения от смерти.19
 
и не то́лько она́, но и мы са́ми, име́я нача́ток Ду́ха, и мы в себе́ стена́ем, ожида́я усыновле́ния, искупле́ния те́ла на́шего.

В этой самой надежде20 и были мы спасены. Не на то в надежде, что уже могли мы видеть (иначе незачем было бы нам надеяться: никому нет нужды надеяться на то, что он уже видит),
 
И́бо мы спасены́ в наде́жде. Наде́жда же, когда́ ви́дит, не есть наде́жда; и́бо е́сли кто ви́дит, то чего́ ему́ и наде́яться?

но в надежде на то, чего видеть не можем, нам приходится ждать терпеливо.
 
Но когда́ наде́емся того́, чего́ не ви́дим, тогда́ ожида́ем в терпе́нии.

Нам и Дух помогает по немощи нашей: ибо мы даже не знаем, о чем и как нам молиться. Но Сам Дух просит за нас в воздыханиях неизреченных.
 
Та́кже и Дух подкрепля́ет нас в не́мощах на́ших; и́бо мы не зна́ем, о чём моли́ться, как должно́, но Сам Дух хода́тайствует за нас воздыха́ниями неизрече́нными.

Тот же, Кто испытует наши сердца, знает, конечно, помышления Духа: ведь по воле Божией просит Дух за Божьих людей.21
 
Испыту́ющий же сердца́ зна́ет, кака́я мысль у Ду́ха, потому́ что Он хода́тайствует за святы́х по во́ле Бо́жией.

И мы знаем: Бог действует с теми, кто любит Его, с теми, кого призвал Он во исполненье намеренья Своего; им Он всё обращает во благо.22
 
Прито́м зна́ем, что лю́бящим Бо́га, при́званным по Его́ изволе́нию, всё соде́йствует ко бла́гу.

Ибо тем, кого Бог знал, когда их еще не было, положил Он быть воплощением образа23 Сына Его, дабы старшим Тот был между многими братьями.
 
И́бо кого́ Он предузна́л, тем и предопредели́л быть подо́бными о́бразу Сы́на Своего́, дабы́ Он был перворо́дным ме́жду мно́гими бра́тиями.

И кому такое предопределил Бог, того и призвал Он; кого же призвал, тех оправдал;24 и кого Он оправдал, тех и прославил.
 
А кого́ Он предопредели́л, тех и призва́л, а кого́ призва́л, тех и оправда́л; а кого́ оправда́л, тех и просла́вил.

После сказанного что еще остается добавить? Если Бог за нас, кто может быть против нас?
 
Что же сказа́ть на э́то? Е́сли Бог за нас, кто про́тив нас?

Если Он и Сына не пощадил Своего и отдал Его ради всех нас на смерть, разве Он не дарует нам вместе с Ним и всё остальное?
 
Тот, Кото́рый Сы́на Своего́ не пощади́л, но преда́л Его́ за всех нас, как с Ним не дару́ет нам и всего́?

Кто сможет избранников Божиих обвинять? Не Бог же, Который оправдывает?
 
Кто бу́дет обвиня́ть и́збранных Бо́жиих? Бог опра́вдывает их.

Кто их осудит? Не Христос [Иисус] же, Который умер, и более, Который был воскрешен и ныне пребывает по правую руку Бога и ходатайствует за нас?
 
Кто осужда́ет? Христо́с Иису́с у́мер, но и воскре́с: Он и одесну́ю Бо́га, Он и хода́тайствует за нас.

Сможет ли что отлучить нас от Христа, от любви Его25 отлучить: бедствия26 или притеснения и гонения, голод ли, нагота иль опасность и меч?
 
Кто отлучи́т нас от любви́ Бо́жией: скорбь, и́ли теснота́, и́ли гоне́ние, и́ли го́лод, и́ли нагота́, и́ли опа́сность, и́ли меч? как напи́сано:

Как в Писании сказано: «Весь день из-за Тебя мы в смертельной опасности, держат нас за овец, на заклание обреченных».27
 
«за Тебя́ умерщвля́ют нас вся́кий день, счита́ют нас за ове́ц, обречённых на закла́ние».

Нет, над всем торжествуем победу мы силою Возлюбившего нас.
 
Но всё сие́ преодолева́ем си́лою Возлюби́вшего нас.

И я верую твердо, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни демоны,28 ни настоящее, ни будущее, ни темные силы вселенские,
 
И́бо я уве́рен, что ни смерть, ни жизнь, ни А́нгелы, ни Нача́ла, ни Си́лы, ни настоя́щее, ни бу́дущее,

ни мир вышний, ни бездна — ничто из всего сотворенного не сможет отлучить нас от Божьей любви, явленной нам во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
ни высота́, ни глубина́, ни друга́я кака́я тварь не мо́жет отлучи́ть нас от любви́ Бо́жией во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т.е. по побуждениям греховной человеческой природы; то же в ст. 4, 5, 12 и 13.
1  [2] — Или: по духу; то же в ст. 4, 5, 6, 9, 10. Древн. рукописи опускают: не по плоти живут, но по духу.
2  [3] — В некот. рукописях: меня.
3  [4] — Друг. возм. пер.: как жертву за грех.
3  [5] — Букв.: осудил грех во плоти.
4  [6] — Или: справедливые требования Закона.
6  [7] — Или: устремления.
6  [8] — В знач. как духовной, так и естественной смерти навеки.
6  [9] — Или: помышления.
7  [10] — Букв.: помышление плоти.
10  [11] — Букв.: то тело мертво через грех, но Дух (есть) жизнь чрез праведность.
12  [12] — Букв.: по плоти жить.
15  [13] — По-арамейски: (дорогой) отец.
16  [14] — Букв.: со свидетельствует с духом нашим.
18  [15] — Или: откроется в нас.
18  [16] — Букв.: страдания нынешнего времени.
20  [17] — Или: в надежде.
21  [18] — Или: славную.
23  [19] — Букв.: усыновления, искупления тела нашего.
24  [20] — Друг. возм. пер.: этой надеждой.
27  [21] — Букв.: за святых.
28  [22] — В некот. рукописях: любящим Бога… всё обращается во благо; такой перевод возможен в том случае, когда за подлежащее этого предложения принимается «всё», а не «Дух» (исходя из ст. 27).
29  [23] — Букв.: быть подобными образу, в знач. достичь восстановления образа Божьего в человеке.
30  [24] — Или: наделил праведностью.
35  [25] — В некот. рукописях: от любви Божьей.
35  [26] — Или: тяжелые испытания/нужды.
36  [27] — Пс 44:23 (43:22) (LXX).
38  [28] — Букв.: власти (земные или демонические).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.